Наукоемкую продукцию



Несмотря на уменьшающийся технологический разрыв между США и другими иностранными державами, лидерство США в современном капиталистическом мире продолжает сохраняться. США — единственная страна в капиталистическом мире, которая обеспечивает развитие всех направлений НТП. Однако правительственные и деловые круги США и Западной Европы все больше обеспокоены угрожающим усилением Японии в сфере производства передовой технически сложной и наукоемкой продукции.

С усилением научно-технического потенциала Японии и обострением торгово-экономических противоречий проблема взаимосвязи между внешней торговлей и технологией стала предметом серьезных дискуссий. Особое место этой проблеме уделяет и М. Моритани. Он показывает, что Япония оказывает все возрастающее влияние на трансформацию производственных структур в других странах, особенно в связи с непрерывным увеличением экспорта своей наукоемкой продукции.

Всегда идти на один шаг впереди своих конкурентов — становится главной стратегической задачей японских промышленных кругов. Быстрое освоение в Японии передовой промышленной технологии и расширение на этой основе экспорта новых видов наукоемкой продукции может достичь такого уровня, когда другие развитые капиталистические страны окажутся не в состоянии конкурировать с широким ассортиментом технически сложных японских изделий. В этом случае они будут вынуждены воздвигнуть мощные торговые барьеры на пути японского экспортного наступления. В настоящее время уже почти на половину наименований поставляемых в США японских товаров наложены количественные ограничения по сравнению с 10% всего пять лет назад. Предельно четко эту проблему сформулировал и сам М. Мо-ритани: «Когда вы лидер — будьте настороже!»

ность, сфера образования), направленных на осуществление долговременных качественных структурных сдвигов в различных элементах производительных сил. В процессе развития общества объектами накопления стали такие факторы экономического роста, как фонды научно-технических знаний, организационно-управленческий опыт. Недооценка накопления в невещной сфере грозит неизбежным отставанием материально-технического и экон. прогресса во всем хозяйстве страны. Затраты на науку и образование, составляющие основу И. в ч.к., который создает долговременно существующий и накапливаемый фонд научных знаний, навыков и опыта всего населения, в т.ч. и рабочей силы, т.е. нематериальное накопление оказывает воздействие на производство опосредованно через приток научных, технических и др. знаний и квалификацию работников. Это воздействие проявляется не в локализованной форме, а широко распространяется и обладает способностью к многократной мультипликации. Чем значительнее инвестиции в научно-образовательную сферу, тем шире расходятся научно-технические знания, тем полнее они воплощаются в профессионально-квалификационном потенциале работников, тем больше растут объемы выпускаемой наукоемкой продукции потребительского и производственного назначения, которая в конечном счете изменяет образ жизни населения, тем выше народнохозяйственный интеллектуальный потенциал страны.

В Республике активизируется инновационная деятельность. Внедрение в производство наукоемкой продукции подкрепляется подготовкой квалифицированных кадров рабочих и специалистов. Принимаются меры по снижению издержек производства и проведению гибкой ценовой политики.

Вследствие поспешной либерализации российской экономики произошла ее серьезная структурная деформация, сопровождавшаяся гипертрофированным повышением доли сырьевых отраслей, ориентированных на экспорт, и деградацией производства потребительских товаров, ориентированных на внутренний рынок. Вместе с резким сокращением производства наукоемкой продукции эти тенденции обрекают российскую экономику на неэквивалентный внешнеэкономический обмен и нарастание технологической отсталости. Экспортируя сырье и импортируя готовые изделия, Россия теряет невоспроизводимую природную ренту, обменивая ее на интеллектуальную ренту и финансируя таким образом за счет своего природного богатства научно-технический прогресс и экономический рост за рубежом. Исправление этих структурных диспропорций является необходимым условием для вывода экономики на траекторию устойчивого роста.

Сократились объемы производства наукоемкой продукции, резко сужен спрос на инновационную продукцию, особенно пятого технологического уклада при расширении производства изделий четвертого уклада. Так. только за 1995-99 гг. в структуре машиностроительного комплекса доля наукоемкой продукции, выпускаемой с использованием преимущественно технологий пятого уклада, снизилась с 45,3 до 27,5% (т. е. почти на 61%), тогда как удельный вес изделий четвертого уклада возрос за этот период с 16,8 до 32,3% (т. е. почти

Производство и коммерция, связанные с освоением наукоемкой продукции, являются одним из главных источников пополнения национальных бюджетов. Однако интенсивно развивать данное направление в собственной экономике в состоянии лишь десяток ведущих государств, и передел рынка наукоемкой продукции в основном происходит между корпорациями этих стран. Безусловным лидером здесь остаются США, которые контролируют более 43% соответствующего мирового рынка. Далее следует Германия — 22%, Япония— 15%. По 6-8% рынка контролируют Италия, Великобритания, Франция. Россия контролирует лишь менее 0,5% рынка наукоемких товаров. Согласно оценкам, сохранившийся отечественный потенциал при грамотном его использовании за 10-12 лет мог бы вывести нас в группу лидеров. Но для этого России следует перестроить систему стимулов и экономических рычагов, повысить уровень корпоративного управления, улучшить дело с инновационным менеджментом промышленности.

Стабильный экономический рост и технологическая безопасность может быть достигнуты только на инновационной основе. Лишь в этом случае реализуемы шансы на высокое качество роста, ресурсосбережение, эффективность производства, выпуск конкурентоспособной на внутренних и мировых рынках продукции. Однако количество отечественных инновационно активных предприятий невелико и даже сокращается. Так, с 1995 по 1997 гг. численность инновационно активных предприятий в стране сократилось в промышленности более чем вдвое (с 1363 до 656), в т. ч. химической и нефтехимической со 117 до 58 предприятий. Плодотворной инновационной деятельности занимаются лишь 15% предприятий страны. Наукоемкая продукция, которую они выпускают, не превышает 1,5-2% общего объема экспорта России. Между тем заделы, созданные нашими учеными-изобретателями, во многих случаях гарантируют любому инвестору преимущества на мировом рынке наукоемкой продукции. Этот «инновационный резерв» нередко позволяет сократить затраты на завершающие исследования, связанные с реализацией проекта, с 30-50 до 5-7% стоимости, параллельно уменьшая время окупаемости проекта с обычных 3-6 до 1,5-3 лет.

Мировой рынок наукоемкой продукции по объему продаж превышает 2 трлн. долл. в год. Согласно прогнозам, Россия имеет шанс уже через несколько лет «взять» в этих продажах свои 10-15%. Этому призвано содействовать создание национальной инновационной системы. Такая программа, рассчитанная до 2000 г., с большими напряжениями и сложностями, но все же финансируется Министерством науки и технологий России, государственными инвестиционными фондами и администрациями регионов.

Многое в задействовании научно-технических достижений (в т. ч. и для увеличения экспорта) зависит от состояния налоговой системы. Представление соответствующих преференций предприятиям, использующим новые материалы и прогрессивные технологии, осуществляющим научные разработки и расширяющим экспорт высокотехнологичных товаров, послужило бы важным стимулом освоения отечественными производителями интеллектуальной собственности. Если в США доходы от экспорта наукоемкой продукции составляют 74 млрд. долл. в год, то в России — около одного миллиарда. Если так будет продолжаться, все объекты российской интеллектуальной собственности раньше или позже окажутся там, где их использование действительно поощряется государством с помощью множества экономических инструментов.


высшие менеджеры обладают высоким образо-уровнем по сравнению с европейскими высши-"ми менеджерами, а также что очень высокий процент менеджеров имеет подготовку по инженерным специальностям и естественным наукам. В компаниях, выпускающих наукоемкую продукцию, процент инженеров в руководстве еще выше — до 50%. (Это будет рассмотрено в четвертой главе.) Например, в «Хитати» 17 из 25

Как для специализированных, так и для диверсифицированных компаний характерна большая, если не наибольшая, доля на рынке. Чтобы добиться этого, необходимо поддерживать на высоком уровне расходы на исследования или на стимулирование сбыта. Для компаний, выпускающих наукоемкую продукцию, характерны высокие расходы на исследования и низкие расходы на стимулирование сбыта. При продукции, требующей интенсивной стратегии сбыта, высок уровень расходов на стимулирование сбыта.

группа компании не затрагивалась в ном исследовании, но компании, производящие наукоемкую продукцию, нанимают большой процент выпускников с естественнонаучными и инженерными дипломами и относятся к ним с уважением. Доля таких выпускников среди высших менеджеров (директоров в компаниях с наукоемкой продукцией) еще выше (табл. 4.8). Например, в 1980 г. «Хитати» приняла на работу 564 выпускника университетов и 1440 окончивших среднюю школу. Среди выпускников университетов было 464 специалиста по инженерным и естественнонаучным дисциплинам. Высшее руководство «Хитати» на 64% состоит иэ инженеров и на 36 % — из специалистов по социальным наукам.

Стратегия также влияет на стиль управления персо-Технология быстро обновлялась после второй мировой войны, и спрос на наукоемкую продукцию — например, автомобили и электронику — также быстро рос. Наукоемкое производство нуждается в такой разновидности долгосрочного найма, как пожизненный наём, а также постоянном обучении и само питается им. Стратегия компании и управление кадрами взаимно зависят друг от друга. В сфере услуг, где подобные условия отсутствуют, движение рабочей силы остается на высоком уровне.

Ориентация управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью вуза на рынок, потребителя, а не только на производителя — ученых и разработчиков вуза — это то, что должно лечь в основу формирования инновационной системы управления вузом в современных условиях. Это, естественно, предполагает резкое усиление роли маркетинга, учета быстро и резко изменяющейся окружающей среды вуза, спроса потребителей и рынка, а следовательно, быстрой адаптации системы управления вузом под новые задачи, наукоемкую продукцию, технологии и услуги специалистов.

В настоящее время выявилось, что наукоемкие производства нарушают закон убывающей эффективности [46, с. 393]. Компания, создающая наукоемкую продукцию, способна получать больше прибыли не только за счет эффекта экономии на масштабе. Другой источник — внешний эффект от широкого распространения продукта (эффект на охвате). Стоимость знаний увеличивается вследствие расширения круга использующих их лиц. Наглядный пример — операционная среда Windows компании «Microsoft». Установка Windows на множестве компьютеров способствует тому, что программисты

7. Быстро деградирующий со свертыванием госзаказов на наукоемкую продукцию внутренний спрос.

гика, связь и т.п.)- Согласно прогнозам, объем экспорта по приоритетным макротехнологиям уже в первом десятилетии XXI века позволит в 2 - 3 раза повысить платежеспособность населения и обеспечить спрос на наукоемкую продукцию на внутреннем рынке. Это послужит стимулом дальнейшего экономического роста.

Банки за выполнение И. взимают комиссионные. Порядок совершения И. регламентируется унифицированными правилами, изданными Международной Торговой Палатой, их придерживается большинство коммерческих банков мира. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ -способность различных отраслей народного хозяйства производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка. И. п. включает в себя научные, проектные и конструкторские разработки, мощности экспериментальных услуг, связанные с подготовкой нового производства, инструмент и оснастку для проведения наукоемких операций, средства технологического контроля и т. д.

1. Специализированные подразделения - советы, комитеты, рабочие группы по разработке технической политики создаются преимущественно в крупных фирмах, выпускающих наукоемкую продукцию. Их задача - определение ключевых направлений инновационного процесса и внесение конкретных предложений в совет директоров для принятия решений. Обычно в такие подразделения входят управляющие производственными отделениями, представители центральных служб, НИОКР и сбытовых служб.

Во всем мире инвесторами, готовыми вкладывать деньги в технологии и наукоемкую продукцию, являются: производственные компании (их-то и называют стратегическими инвесторами); венчурные компании и фонды [С.Ю.Симаранов. Инвестиционный инжиниринг как технология управления


Несколько процентов Несколько различных Наибольший коэффициент Несколько снизилась Несколько стратегий Несколько вариантов Несколько взаимосвязанных Несколько увеличивается Несомненным достоинством Несостоятельным банкротом Несовершенной конкуренцией Неспособность предприятия Нестабильность экономической вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика