Национальные экономики



Исторически первой формой индикативного планирования стала конъюнктурная, связанная с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста по мере увеличения государственных расходов в ВВП. В условиях структурной перестройки экономик и их ускоренного развития становилась все более настоятельной необходимость согласования бюджетов с показателями народнохозяйственных прогнозов, на которых основывались оценки налоговых поступлений. Первые планы на макроуровне охватывали финансово-бюджетную и денежно-кредитную политику и выразились в составлении национальных бюджетов. Они отличались от госбюджетов тем, что учитывали не только доходы государства, но и доходы в целом в стране. Это привело к разработке средне-, а в конечном счете и долгосрочных прогнозов, коими стали «Десятилетний план удвоения национального дохода» (1961-1970) в Японии, «Выбор путей экономического роста» (1976-1985) в Канаде. По мере совершенствования и усложнения прогнозной деятельности она стала отделяться от бюджетирования и методически, и организованно: если на первом этапе национальные экономические планы (прогнозы) составлялись в министерствах финансов, то с начала 60-х гг. создаются специальные плановые органы (Генеральный комиссариат по планированию во Франции, Экономический совет в Канаде, Экономический консультативный совет в Японии). В ЕЭС планирование быстро вошло на наднациональный уровень, органы Союза начали составлять кратко- и среднесрочные программы хозяйственного развития региона, на основе которых готовились рекомендации для национальных экономик. Еще в 1962 г. появились «Перспективы экономического развития ЕЭС на 1960-1970 гг.», затем были разработаны программы среднесрочной экономической политики на 1971-1975 и 1976-1980 гг.

Мондиализация формирует мировую экономическую систему как целостность, в состав которой входят не только национальные экономические системы, но и транс- и межнациональные корпорации (ТНК, МНК) и мировые организации, т.е. мондиализация придает мировой экономической системе вид качественно новой структуры — целостности, основанной на интеграционно-воспроизводственных связях.

Однако преждевременно делать вывод, что понятие «национально-хозяйственный комплекс» и тем более «национальные экономические интересы страны» лишаются смысла. Национальные хозяйства по-прежнему являются основными центрами организации производства, обмена, распределения и потребления продуктов труда, а также экономической деятельности. От уровня развития национальных хозяйств, особенностей их отраслевой и территориальной структур, внутреннего разделения труда зависят в конечном счете масштабы и степень развития международного разделения труда, структуры мирохозяйственных связей. Иными словами, национальные хозяйства в их совокупности отражают материальную основу, на которой развивается система международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

В нижней части схемы приведен блок «Финансовые рынки». В отличие от субъектов финансовых отношений, представленных в других блоках схемы, финансовый рынок выполняет посредническую функцию — он не является собственником финансовых ресурсов, а лишь помогает оптимизации использования совокупных финансовых ресурсов. Обособление этого блока обусловлено тем обстоятельством, что в современной теории финансов именно финансовые рынки рассматриваются как основной элемент системы финансирования крупного частного бизнеса, определяющего по сути как глобальную, так и национальные экономические системы. Основными участниками финансовых рынков являются инвесторы и финансовые посредники (финансовые и инвестиционные компании, банкирские дома, инвестиционные фонды и др.); первые предлагают рынку свободные денежные средства, вторые организуют их размещение, а также помогают компаниям, нуждающимся в долгосрочном финансировании, найти оптимальную структуру источников средств.

В конце упомянутого труда Кочетов дает свои рекомендации: «Россия должна опередить события и успеть прийти к новому мировому геоэкономическому равновесию в качестве сильного партнера. Провозгласив свои национальные экономические интересы, мы обязаны спроецировать их на геоэкономический атлас мира, наметить геоэкономические плацдармы, не позволить «стереть» геоэкономическую «память».194

Исторически первой формой индикативного планирования стала конъюнктурная, связанная с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста по мере увеличения государственных расходов в ВВП. В условиях структурной перестройки экономик и их ускоренного развития становилась все более настоятельной необходимость согласования бюджетов с показателями народнохозяйственных прогнозов, на которых основывались оценки налоговых поступлений. Первые планы на макроуровне охватывали финансово-бюджетную и денежно-кредитную политику и выразились в составлении национальных бюджетов. Они отличались от госбюджетов тем, что учитывали не только доходы государства, но и доходы в целом в стране. Это привело к разработке средне-, а в конечном счете и долгосрочных прогнозов, коими стали «Десятилетний план удвоения национального дохода» (1961-1970) в Японии, «Выбор путей экономического роста» (1976-1985) в Канаде. По мере совершенствования и усложнения прогнозной деятельности она стала отделяться от бюджетирования и методически, и организованно: если на первом этапе национальные экономические планы (прогнозы) составлялись в министерствах финансов, то с начала 60-х гг. создаются специальные плановые органы (Генеральный комиссариат по планированию во Франции, Экономический совет в Канаде, Экономический консультативный совет в Японии). В ЕЭС планирование быстро вошло на наднациональный уровень, органы Союза начали составлять кратко- и среднесрочные программы хозяйственного развития региона, на основе которых готовились рекомендации для национальных экономик. Еще в 1962 г. появились «Перспективы экономического развития ЕЭС на 1960-1970 гг.», затем были разработаны программы среднесрочной экономической политики на 1971-1975 и 1976-1980 гг.

Прогресс в информационных технологиях и другие технологические инновации создали общемировую лабораторию и рынок, на котором конкурируют одновременно большие и малые корпорации. Это арена, на которой можно наблюдать и национальные экономические профаммы, от-

Действительно, я не вижу других причин, кроме отстаивания интересов монополий, образование которых становится возможным благодаря национальному протекционизму, почему территории, оказавшиеся под властью различных правительств, должны формировать обособленные национальные экономические зоны, если не существует

Вторая подгруппа — это НИС второй и третьей волны. В их числе Индия и Китай, имеющие разновеликие национальные экономические потенциалы. Для их экономик типичны тесная связь между экспортом и индустриализацией, всемерная мобилизация природных ресурсов, избыточность неквалифицированного труда и освоение технологических новшеств для модернизации производства.

7. Механизм рынка не в состоянии реализовать национальные экономические интересы отдельных стран в сфере международных отношений. В этом случае регулирование внешнеэкономической деятельности со стороны государства — объективная необходимость.

жны быть созданы условия, обеспечивающие положительное воздействие открытости на национальные экономические процессы. В прошлом колониальные страны отличались довольно высокой степенью открытости экономики, так как большая часть их национальной продукции шла на внешний рынок, из-за рубежа поступала большая часть потребляемой продукции, включая продовольствие. Однако такая односторонняя О.э. не только не была фактором прогресса, но, наоборот, консервировала отсталость экономики, ее монокультурную направленность. Поэтому переход отсталых стран к действительно О.э. предполагает формирование разносторонней структуры хозяйства с отраслями, способными конкурировать с внешними производителями и на внутреннем, и на внешнем рынках.


Все страны являются участницами современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны, но нет такой страны, которая в той или иной мере не была бы связана нитями экономического взаимодействия с окружающим миром. Внешнеэкономические операции страны с ее партнерами представляют собой мирохозяйственные связи, объединяющие национальные экономики в мировое хозяйство. Поэтому термины «внешнеэкономические и международные связи или операции» и «мирохозяйственные связи» следует понимать как синонимы.

Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг заграничных компаний). Прямые инвестиции являются важнейшей формой вывоза долгосрочного капитала и оказывают большое влияние на платежный баланс. Они не создают долговых обязательств, поскольку означают покупку собственности. В результате этих инвестиций развивается международное производство, которое интегрирует национальные экономики в мировое хозяйство на более высоком уровне и прочнее, чем торговля. В 1997 г. накопленная стоимость прямых заграничных инвестиций всех стран, подсчитанная методом суммирования ежегодных вложений

Все меньше специалистов ставят вопрос о необходимости стандартизации, для большинства он уже не является дискуссионным. Процессы глобализации, интернационализации экономических, финансовых, политических и общественных отношений постепенно приводят к созданию мирового рынка, для которого не существует национальных границ. Особенно наглядно эти процессы проявляются в деятельности транснациональных компаний. Неотъемлемой чертой интернационализации экономических отношений является также создание предприятий со смешанным капиталом, привлечение в национальные экономики иностранных инвестиций и кредитов.

1. Как международные процессы слияния и приобретения влияют на национальные экономики?

\. Как международные процессы слияния и приобретения влияют на национальные экономики?

тика зарубежных стран, которые затрагивают американский чистый экспорт, влияют и на экономику США в целом. Национальные экономики подвержены воздействию непредсказуемых международных колебаний совокупного спроса, которые способны изменить ВВП страны и обесценить мероприятия внутренней фискальной политики.

На практике современное общество, похоже, страдает от острой нехватки общественных ценностей. Конечно, люди оплакивают падение нравов на протяжении всей истории, но есть один важный фактор, который отличает настоящее от прошлого. Этот фактор — распространение рыночных ценностей. Рыночные ценности проникли в такие области общества, которые раньше руководствовались нерыночными соображениями. Я имею в виду личные отношения, политику и такие профессии, как право и медицина. Более того, произошло малозаметное и постепенное, но вместе с тем глубокое изменение механизма действия рынка. Во-первых, длительные отношения были заменены отдельными, частными операциями. Магазин, в котором владелец и покупатель были давно знакомы друг с другом, уступил место супермаркету, а в последнее время и Internet. Во-вторых, национальные экономики уступили место мировой экономике, но международное сообщество, насколько оно вообще существует, имеет очень мало общепризнанных общественных ценностей.

ресурсов в национальные экономики. Такие конкурентные стратегии позво-

национальные экономики. Именно длительные конкурентные стра-

В снижении издержек производства значительная роль принадлежит государственным программам в области НТП и государственным стандартам. Наиболее ярким примером государственного вмешательства в этой области можно считать многочисленные государственные и частные научно-технические программы, создание которых обусловлено существенным возрастанием затрат на топливно-энергетическую составляющую издержек (вызванным нефтяным кризисом 70-х гг. в США и других развитых странах, национальные экономики которых потребляют большой объем нефти), благодаря им удалось в значительной степени компенсировать увеличение цен на нефть.

Прежде всего мы видим, что усложнилась вся структура открытой экономики. Ныне международная торговля глубоко вторглась в национальные экономики. Поэтому возросла степень открытости всех элементов валового национального продукта.


Необходимость применения Необходимость производства Необходимость разделения Надежного обеспечения Необходимость согласования Необходимость строительства Необходимость выработки Необходимость возникает Необходимость ускорения Необходимости дополнительной Необходимости изменений Необходимости мобилизации Необходимости осуществления вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика