Национальные хозяйства



Зависимый и во многих случаях отсталый тип социально-экономического развития большинства развивающихся стран определяет в целом их подчиненное место в мировой валютной системе. Являясь членами МВФ и других валютно-кредитных и финансовых организаций, будучи крупными заемщиками на мировом рынке капиталов, освободившиеся страны непосредственно участвуют в мировой валютной системе, с которой связаны их национальные валютные системы. Эта связь осуществляется через национальные банки и органы, обслуживающие и регулирующие валютные отношения, и обеспечивается межгосударственным регулированием через МВФ. Освободившиеся страны, овладев эмиссионным механизмом, создали национальные центральные банки, которые выпустили в обращение национальную денежную единицу.

Одновременно создана Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), которая включает ЕЦБ и национальные центральные банки. Страны, еще не вступившие в зону евро, имеют статус неполного члена ЕСЦБ и не участвуют в коллективной валютной политике. Руководящий совет ЕСЦБ состоит из управляющих этими центральными банками и членов Правления ЕЦБ. Правление избирается на восьмилетний срок без права переизбрания. Его члены в своей деятельности независимы от рекомендовавших и избравших их стран. Решения принимаются квалифицированным большинством голосов, каждый член имеет один голос. Руководящий совет конкретизирует текущие цели денежно-кредитной и валютной политики ЕС, определяет примерные значения денежных агрегатов и основных процентных ставок в зоне евро, а также золото-валютных резервов зоны. Соответственно ЕСЦБ является официальным держателем этих резервов и осуществляет операции стран-членов в иностранных валютах.

Учитывая, что материальные и людские ресурсы Федерального ведомства по надзору за финансовыми учреждениями Германии, как и французских Комитета по банковской регламентации, Комитета по кредитным учреждениям и Банковской комиссии, довольно ограничены, национальные Центральные банки оказывают им всестороннее содействие. Также при выполнении своих задач они могут пользоваться услугами других лиц и учреждений.

Сохранение открытых рынков можно оправдать прежде всего в том случае, если оно способствует свободному притоку капитала в долгосрочные инструменты — вроде акций и облигаций. Когда направление потока меняется, политика сохранения открытых рынков лишается этого оправдания. Суверенные государства могут выступать в качестве клапанов: допуская приток, но препятствуя оттоку капитала. Крайне важно убедить страны периферии не поворачиваться спиной к мировой системе, как это сделала Малайзия. Для этого МВФ и другим институтам, возможно, придется признать необходимость определенного регулирования потоков капитала. Существуют тонкие способы помешать спекуляции валютой, которые нельзя расценивать как контроль за движением капитала. От банков можно потребовать сообщать об их валютных позициях как для собственных, так и для клиентских нужд и, при необходимости, устанавливать лимиты по таким позициям. Такого рода методы могут оказаться довольно эффективными. К примеру, во время валютных неурядиц в Европе в 1992 г. в Soros Fund Management сочли практически невозможным осуществить «короткую» продажу ирландского фунта, хотя были убеждены, что он будет девальвирован. Национальные центральные банки ограничены тем, что они вправе осуществлять контроль только над банками своей страны, но если законность определенного контроля получит признание, станет возможным значительно более тесное сотрудничество между национальными центральными банками. На мировых рынках появилась бы возможность ограничить спекуляцию и не создавать негативных последствий контроля за движением капитала.

ни национальные центральные банки (Национальные центральные банки -

внутри Сообщества. ЕЦБ и национальные центральные банки могут выпускать

элементами сети будут национальные центральные депозитарии, но

Кредитная система отдельной страны в настоящее время включает: центральный банк страны, коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты. Национальная кредитная система может быть двухуровневой, когда деятельность коммерческих банков и финансовых институтов непосредственно регулируется центральным банком страны, и трехуровневой, как, например, федеральная резервная система США. В нее входят: Совет управляющих Федеральной резервной системой (ФРС), 12 Федеральных резервных банков и банки-члены ФРС. Аналогично Федеральной резервной системе США, Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) также является трехуровневой. ЕСЦБ включает Европейский центральный банк (ЕЦБ) во Франкфурте-на-Майне и национальные центральные банки стран — членов валютного союза, управляющие национальными коммерческими банками и кредитно-финансовыми институтами.

ЕЦБ является самостоятельным юридическим лицом, пользующимся в каждом из государств — члене валютного союза наиболее широкой право- и дееспособностью в соответствии с национальными законами для юридических лиц. С санкции Совета управляющих ЕЦБ национальные центральные банки и ЕЦБ могут выпускать в пределах Сообщества банкноты, которые будут иметь статус законного платежного средства Сообщества.

Во-первых, пришлось в очередной раз убедиться, что возможности международного перелива капитала многократно превосходят возможности методов регулирования национальных правительств и центральных банков. Ежедневный объем валютных сделок превышал 1 трлн долл., что в 50 раз больше объема всей международной торговли, и составлял 80% всех международных валютных резервов. При этом выяснилось, что нет четкого понимания того, как правительства, международные финансовые институты и национальные центральные банки должны реагировать на подобные события. В данном случае правительства, МВФ и центральные банки не смогли бы остановить обвал, если бы рынки сами по себе не прекратили падение.


В результате глобализации экономика возрастающего числа стран и регионов становится органичной частью мирового рыночного хозяйства, включается в мирохозяйственные связи. Рушатся институциональные, юридические и технологические барьеры, разделяющие национальные хозяйства. Силы сцепления берут верх над силами отталкивания. Экономически мир обретает черты целостности в планетарном масштабе. Во всемирном хозяйстве расширяется сфера действия общих экономических законов (интернациональной стоимости, глобальной конкуренции и др.) и функциональных взаимосвязей (дальнейшее развитие международной специализации и кооперирования и др.).

Одновременно усиливается процесс транснационализации мировой экономики. Их носителями являются транснациональные корпорации и банки. ТНК объединяют национальные хозяйства не столько по географическому критерию, сколько на основе глубокой специализации и кооперации производства. ТНК и ТНБ играют ведущую роль в организации мирохозяйственных связей. Транснационализация, осуществляемая прежде всего путем прямых инвестиций ТНК в экономику различных стран, помогает распространению новых методов менеджмента, маркетинга, передаче новой технологии и тем самым способствует глобализации мировой экономики.

Однако преждевременно делать вывод, что понятие «национально-хозяйственный комплекс» и тем более «национальные экономические интересы страны» лишаются смысла. Национальные хозяйства по-прежнему являются основными центрами организации производства, обмена, распределения и потребления продуктов труда, а также экономической деятельности. От уровня развития национальных хозяйств, особенностей их отраслевой и территориальной структур, внутреннего разделения труда зависят в конечном счете масштабы и степень развития международного разделения труда, структуры мирохозяйственных связей. Иными словами, национальные хозяйства в их совокупности отражают материальную основу, на которой развивается система международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

исходной формой международных экономических отношений, связывающей национальные хозяйства в мировое хозяйство. Благодаря внешней торговле складывается международное разделение труда, которое углубляется и совершенствуется с развитием внешней торговли и других международных экономических операций.

лись национальные хозяйства и обращались национальные валюты.

Основными носителями обобществления производства остаются национальные хозяйства, которые вплетены в ткань всемирного хозяйства множеством нитей, хотя и остаются в целом достаточно автономными народнохозяйственными комплексами. Именно в рамках национальных хозяйств все еще протекают основные процессы общественного воспроизводства.

Более сбалансированная трактовка мирового хозяйства толкует его как экономическую систему, самовоспроизводящуюся на уровне производительных сил, производственных отношений и определенных аспектов надстроечных отношений в той мере, в какой входящие в него национальные хозяйства обладают определенной совместимостью на каждом из трех названных уровней (концепция Ю.В. Шишкова). В этом подходе нашли отражение основные составные части хозяйства, включая материальную базу, реализацию различных форм собственности и порядок функционирования воспроизводственных процессов.

Таким образом, мировое хозяйство нашего времени является результатом длительной эволюции производительных сил, их интернационализации. В период своего существования оно претерпело достаточно серьезные изменения. Ныне мировое хозяйство представляет собой сложную экономическую систему, в которой происходит воспроизводство совокупного общественного продукта на нашей планете. Его субъектами выступают транснациональные корпорации, национальные хозяйства, для функционирования которых характерны и сотрудничество, и противостояние.

В ходе развития процесса глобализации экономика все большего числа стран и регионов становится органичной частью мирового рыночного хозяйства, подключается к системе современных мирохозяйственных связей. Ныне происходит элиминация разделяющих национальные хозяйства институциональных, юридических и технологических барьеров. Центростремительные тенденции пока преобладают над тенденциями центробежными. Поэтому современный мир постепенно приобретает черты целостности в планетарном масштабе и во всемирном хозяйстве расширяется сфера действия общих экономических законов (в частности, интернациональной стоимости,

Но такой механизм лишал страну возможности развивать прямые международные хозяйственные связи на уровне предприятий и существенно ограничивал ее участие в международном разделении труда. Каждая социалистическая страна превращалась в макроэкономический организм, замкнутый на свою собственную управленческую вертикаль и к тому же закованный в броню государственной монополии внешнеэкономических связей. Такие национальные хозяйства не способны к экономической открытости и к врастанию в мирохозяйственные связи на рыночной основе. Характерно, что экспортная квота СССР в 1950 г. составляла всего 1,5% (10% в 1938 г.), в 1970 г. - 3,3%, в 1990 г. - 5,6%, и лишь после распада СССР она стала расти из-за распада административно-командной системы и в условиях падения внутреннего спроса на продукцию базовых отраслей (раздел IV, табл. 27). Подобным хозяйствам трудно наладить взаимовыгодные экономические отношения даже между собой. Свидетельство тому — полный провал более чем сорокалетних (с 1949 по 1991 г.) усилий интегрировать экономики Советского Союза и других стран — членов Совета Экономической Взаимопомощи. С конца 90-х годов все эти страны начали возвращаться к рыночной экономике.

Во второй половине XX в., особенно в последние десятилетия все большая часть таких потоков приобретала международный характер, хотя и протекала нередко по внутренним каналам той или иной транснациональной корпорации (ТНК). Так, доля узлов и деталей в общем объеме экспорта странами ОЭСР машин и транспортных средств в 1978 г. составила 26%, а в 1995 г. — 30%. У некоторых развивающихся стран, где действуют филиалы западных ТН К, эта доля в 1995 г. была еще выше: у Тайваня — 36,3%, Французской Гвианы — 49., Гонконга — 46,2, Барбадоса — 61,6, ау Никарагуа — даже 81,6%]. Надо ли говорить, сколь существенно это умножает массу товаров, обращающихся между странами, и сколь прочно привязывает национальные хозяйства таких стран друг к другу?


Необходимость приобретения Необходимость рационального Необходимость реализации Необходимость систематического Необходимость сокращения Необходимость тщательного Необходимость вмешательства Необходимость удержания Необходимость устранения Необходимости формирования Надежность долговечность Необходимости обеспечить Необходимости поддержания вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика