|
Неэффективных производств
Можно привести примеры, когда для производственной функции народного хозяйства соотношение (2.4) выполняться не будет. Пусть, скажем, в моделируемой экономической системе исторически сложилось такое распределение трудовых ресурсов но предприятиям, что современные высокоэффективные предприятия работают не на полную мощность из-за нехватки трудовых ресурсов, используемых в это время на малопродуктивных устаревших предприятиях. Тогда закрытие неэффективных предприятий (и соответствующее уменьшение количества основных фондов), сопровождаемое переходом рабочих па высокоэффективные предприятия, приведет к увеличению выпуска конечного продукта народного хозяйства.
Финансовый рынок обеспечивает обесценение капитала неэффективных предприятий и вложение средств в наиболее прибыльные предприятия. Банки за счет кредитной эмиссии обеспечивают кредитование эффективно действующих предпринимателей, способных получать сверхприбыли. Кредитные ресурсы дорожают и становятся недоступны для неэффективных предприятий.
А с другой стороны, замедление реформ в результате отказа от так называемой «шоковой терапии экономики» привело к тому, что было сорвано намеченное реструктурирование производства. Что это означает? Прекращение выпуска некачественной продукции и применения неэффективных технологий и замена их качественными, современными видами продукции, а также использованием эффективных методов ее производства; создание новых, современных отраслей промышленности и сферы услуг, реорганизация сельского хозяйства. Под давлением депутатов (в основном левого направления) и разных отраслевых лоббистов правительству Черномырдина не удалось ликвидировать явные и скрытые субсидии значительному числу неэффективных предприятий. Застряла на начальном этапе налоговая реформа (к этому вопросу мы еще вернемся подробнее), и потому сохранились архаичные процедуры и методы контроля за сбором налогов и исполнением бюджета, не говоря уже о распространении такой болезни, как массовое и злостное уклонение от налогов, переход «в тень» чуть ли не половины (по некоторым данным) промышленного производства и сферы услуг. Наконец, забуксовали начатые было социальные реформы и реформы в сфере социального обслуживания (реформы образования, здравоохранения, жилищного хозяйства и т.п.). — Вот почему к рассматриваемому периоду разрыв между государственными доходами (которые сократились) и государственными обязательствами достиг критического размера.
Четвертая цель — стабильный уровень цен. В макроэкономике полагается, что стабильность цен означает их одинаковую эффективность для экономических субъектов. Это значит, что нет инфляции (никто не проигрывает и не выигрывает за счет обесценения денег), но нет и дефляции (никто не проигрывает и не выигрывает за счет удорожания ^енег). Оптимальным считается состояние, при котором сохраняется баланс ценовых (денежных) интересов и нет дифференциации участников макроэкономики на потерявших заработанные и приобретших незаслуженные хозяйственные выгоды. В желаемом состоянии это означает, что в экономике растет уровень благосостояния, нет неэффективных предприятий, каждый участник множества рынков считает себя полностью (в соответствии с оптимумом В. Парето) реализовавшим свои интересы.
и неэффективных предприятий преимущественно сводилась к вы-
стать ликвидация неэффективных предприятий.
место отведено анализу системы санации неэффективных предприятий на двух уровнях: на уровне
но и происходит дотирование неэффективных предприятий, которые нало-
12.2 Бартер как форма существования неэффективных предприятий
12.2 Бартер как форма существования неэффективных предприятий.............241
- одна из форм государственной поддержки неэффективных предприятий, Мотивы объединения могут быть различными и вызваны стремлением достичь экономии, связанной с масштабами деятельности или вертикальной интеграцией, налоговыми и таможенными льготами, ликвидацией неэффективных производств, комбинированием ресурсов и др.
Хотя в обществе достаточно сильны настроения в пользу устранения конкуренции со стороны иностранных компаний с помощью протекционистского законодательства, в долгосрочном плане защита внутреннего рынка неэкономическими методами ведет к повышению издержек и сохранению неэффективных производств. Наилучший выход в условиях глобальной конкуренции — непрерывное улучшение продукции компаний, реализуемой на внутреннем рынке, и расширение деятельности на зарубежных рынках.
И, наконец, в-третьих, есть еще одна проблема, связанная с этим предложением. На нее обратила внимание одна международная аудиторская компания, сотрудники которой показали, что государство, особенно в лице региональных властей, имеет в России гораздо большее влияние на производство, хотя формально и приватизированное, чем принято считать. Часто это приводит к тому, что заказами загружаются малоэффективные предприятия, тогда как более производительные вынуждены простаивать. В нормальной рыночной экономике все как раз наоборот. Значит, только создание настоящего рынка, с конкуренцией и «отбраковкой» неэффективных производств, без «регулирующего» давления властей, позволит действительно использовать потенциал экономического роста22.
В последние годы рыночное реформирование российской экономики позволило достичь ряда серьезных успехов. Кардинально снижен уровень инфляции, существенно меньшими стали инфляционные ожидания населения, стабилизировался курс национальной валюты, достигнуты первые успехи в деле перепрофилирования неэффективных производств, заработала процедура банкротства.
ние Lederle и представляло собой первоклассную фармацевтическую организацию, входящие в состав American Cyanamid подразделения промышленной химии и агрохимии, имевшие большие объемы деятельности, были всего лишь сборной солянкой высокозатратных и неэффективных производств, случайно оказавшихся под одной крышей в ходе слияний, которые прокатились по рынку акционерного капитала в период бума 1920-х годов. Эта собственность была чем угодно, но только не желанным объектом для инвестиций.
Очевидно, что субсидирование населения продиктовано соображениями электорального характера. Перераспределение средств в пользу обрабатывающих отраслей промышленности и АПК, ориентированных, в основном, на внутренний рынок, имеет схожую мотивацию, поскольку отказ от занижения цен на газ способен обострить финансовое положение значительного числа предприятий и, следовательно, создать проблему сокращения рабочих мест. Важно, что это касается, прежде всего, наименее эффективных производителей. Следовательно, речь идет о поддержке неэффективных производств, то есть, о сдерживании роста конкурентоспособности российской экономики в целом. Независимо от того, насколько целесообразной является такая поддержка, очевидно, что государство полагает ее необходимой.
при котором стремление к консервации неэффективных производств и по-
объясним: "критическая масса" неэффективных производств в отечест-
обоснованию и принятию решений о рациональной структуре сфер бизнеса корпорации, усилении одних, перепрофилировании других сфер бизнеса, продаже неэффективных производств или их ликвидации, покупке других производств, способных эффективно функционировать;
Со второй половины 90-х годов страна вступила в новнги этап индустриального развития. Процессы глобализации и возросшая связь экономики КНР с мировым рынком, технико-технологическая перестройка экономики в развитых странах обусловили необходимость разработки политики, направленной на существенное повышение эффективности производства, освоение новых и высоких технологий. В стране развернулся процесс перехода к интенсивной, экспортно-ориентированной модели развития. Первые же шаги по этому пути выявили серьезный ограничитель перемен: меры по закрытию неэффективных производств и повышению производительности вызвали резкий рост безработицы и социальной напряженности в обществе.
Что же касается основного капитала компании (земля, здания и сооружения, производственное оборудование и инвестиции), то одним из путей его сокращения является распродажа избыточных активов, избавление от неэффективных производств, реализация высокоценных активов с получением их обратно в аренду. Следствием уменьшения объема труднореализуемых активов обычно становится сокращение накладных расходов, что оборачивается двойной выгодой. Однако избавление от неликвидных активов занимает больше времени, чем рационализация текущих активов. В этом случае появляются различные барьеры на выходе: чрезмерные расходы, трудности с поисками покупателей специализированных активов, связи с другими товарами и рынками, которые компания планирует поддерживать (например, общие с другим предприятием рроизводственные мощности и рабочая сила), эмоциональные связи, государственные и социальные барьеры. Если менеджмент не имеет четкого плана развития компании, радикальная перестройка связана с высокими рисками. Нельзя избавляться от активов и возможностей, которые в будущем, возможно, приобретут особое значение для долгосрочной стратегии трансформации.
внутреннего продукта (ВВП) к 2010г. на 70-80% по сравнению с 1999г. Реальная покупательная способность рубля вырастет примерно на одну треть. Реальные доходы населения должны увеличиться к 2005 г. в полтора раза. Для достижения этих стратегических целей предполагается поэтапно усовершенствовать законодательную базу, которая будет способствовать либерализации экономики, ликвидации неэффективных производств, обновлению всего спектра объектов производственной инфраструктуры.
Несвоевременное исполнение Несвоевременного получения Нетитульные сооружения Нетрадиционных источников Нетрезвом состоянии Невыполнения договорных Невыполнение договорных Невмешательстве государства Невозможность достижения Невозможность получения Невозможности получения Наибольшую сложность Невозможно однозначно вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|