|
Неактивное население
К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят: 1) конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения; 2) усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые 3 месяца, т.е. в квартальных отчетах; 3) неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение; 4) общее снижение значения этики в американском обществе, что исподволь извиняет неэтичное поведение на рабочем месте; 5) нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих . Существование этой последней причины подтверждается результатами проведенного более 20 лет назад исследования, в котором было установлено, что основное влияние на принятие неэтичных решений служащими имело поведение их руководителей30. В широком смысле «то, что делает, и как ведет себя хозяин» — основной фактор влияния на поведение подчиненного. Таким образом, ведя себя этично, вы как руководитель можете заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.
Соблюдение этических норм профессионального поведения гарантируется высокими моральными качествами и профессиональной ответственностью аудиторов, объективной необходимостью поддержать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора. Нарушители этических норм профессионального поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный и материальный ущерб. Сообщество аудиторов в целом и каждый аудитор в отдельности осуждают неэтичное поведение отдельных аудиторов и требуют их наказания вплоть до исключения из своей среды, лишения квалификационного аттестата и лицензии на проведение аудиторской деятельности.
Неэтичное поведение отдельных аудиторов заслуживает порицания и наказания, вплоть до исключения из сообщества аудиторов, лишения квалификационного аттестата и лицензии на проведение аудиторской деятельности.
Важно принимать во внимание результаты, к которым может привести игнорирование этических норм или неэтичное поведение. В долгосрочной перспективе акционеры компании, вероятнее всего, своими действиями могут наказать фирму за неэтичный маркетинг, а потребители, например, могут обратиться к другим компаниям. В краткосрочной перспективе также возможно игнорирование этических норм компанией. И чем больше распространяется такое игнорирование, тем быстрее может быть найдено законное противодействие. Вполне вероятно, что компании, ведущие бизнес в соответствии с каннибальским принципом «съешь себе подобного», прививают своим сотрудникам такое же отношение к самой фирме и друг к другу. Поэтому следование этическим нормам является основой успешного бизнеса.
Однако в наиболее парадоксальном виде данный тезис был сформулирован Б. Мандевилем (1670—1733) в работе, принесшей ему известность как философу и писателю, которая была издана в 1723 г. и называлась «Басня о пчелах» с примечательным Подзаголовком «Исследование 6 природе общества». Парадокс заключается в знаменитом тезисе Мандевиля: «частные пороки — общественные выгоды». В представлении Мандевиля не только такая мотивация, как поиск выгоды, но и безнравственные мотивы, а порой и пороки, невидимой рукой рынка преображаются1 в позитивное побочное Воздействие, во благо. Другими словами, согласно его представлениям, неэтичное поведение независимо от воли действующих лиц превращается в социально полезное. Среди прочего совершенно отчетливо проводится мысль, что бедняки имеют работу лишь потому, что богатые любят комфорт и роскошь и тратят массу денег на вещи, потребность в которых часто вызывается лишь модой и тщеславием. Богатые бездельники необходимы в обществе, поскольку их потребности порождают спрос на всевозможные товары и услуги*, подталкивают трудолюбие и изобретательность. Не случайно он называет великими патрбнами, покровительствующими развитию всех: искусств и ремесел, гордость, лень, чувственность и непостоянство. Развивая мысль, что частные пороки отдельных людей (зависть, тщеславие, алчность и т.д.) ведут к общественному благу, Мандевиль описывает систему, где пороки исчезают, и все становятся добродетельными: расточительность сменяется бережливостью, исчезает роскошь, прекращается потребление всего, что выходит за рамки простых физиологических потребностей. Но именно это несет разруху и гибель обществу, поскольку в Отсутст-
Может возникнуть впечатление, что парадокс Мандевиля «частные пороки — общественные выгоды» делает этику излишней, поскольку, как уже отмечалось, неэтичное поведение ведет к социально полезному результату, приводит к росту общественного богатства и благосостояния. Кроме того, существует мнение,, чтр от участников рынка не требуется этического поведения еще и потому, что предполагается, что само давление конкуренции принудит их к экономически, правильным действиям, которые идентичны этически правильным действиям. Другими словами, конкуренция извне в достаточной мере принуждает предпринимателей к эффективному и честному поведению внутри предприятия и за его пределами, поскольку иначе происходил бы отток работников к другим работодателям и покупателей к другим продавцам.
этического поведения не исключают этическое поведение на рынке. К счастью, нет веских доказательств того, что относительное снижение этического уровня одного хозяйственного субъекта необходимо ведет к улучшению конкурентных позиций у неэтично действующих производителей и к повышению издержек у других, этично действующих производителей. Если бы такие зависимости существовали, то самый неэтичный предприниматель всегда бы имел самые низкие в отрасли издержки. Но неэтичное поведение вызывает экономические издержки, состоящие в потере имиджа и в неформальных санкциях со стороны клиентов, поставщиков и конкурентов в данной отрасли.
В третьем случае индивид понимает, что все выиграют при всеобщем соблюдении правил, однако для себя он сочтет наилучшей моделью неэтичное поведение. Третий случай как раз и служит иллюстрацией проблемы, которая с развитием рыночной системы хозяйства становится все более острой — с упоминавшейся выше «проблемой безбилетника». Проблема «морального» безбилетника состоит в том, что индивиды хотят пользоваться преимуществами нравственного состояния и при этом не участвовать в затратах на него, состоящих в ограничении неэтических побуждений. Иными словами, каждый в отдельности заинтересован в том, чтобы все следовали правилам и чтобы реализовывалось общее для всей группы благо, однако каждый в отдельности подвергается искушению сделать для себя лично исключение из этих правил.
вать как неэтичный поступок, а тем более закона, который запрещает неэтичное поведение. Следовательно, мошенническая реклама может считаться не только незаконной, но и неэтичной, поскольку она противоречит моральному кодексу маркетинга как профессии, общепризнанно, что такая реклама является «неподобающей», и она, например, также противоречит моральному кодексу Американской ассоциации маркетинга (American Marketing Association — AM А). В общем смысле, та реклама, которая вводит покупателя в заблуждение, скорее всего, противоречит такой нравственной ценности, как честность.
Организация может повлиять на благие намерения отдельного человека и исказить их. О. Феррелл и др. (Ferrellet al, 1989) вслед за исследованиями, предсказывающими неэтичное поведение, предполагают, что на решения о том, какое поведение уместно в каждой конкретной ситуации, оказывают влияние существующие в организации возможности для отдельного человека вести себя этично или неэтично. Эти возможности являются функцией культуры организации, профессио-
В деловой сфере широко используется понятие имиджа. Само это слово означает «образ, отражение, подобие, изображение». Одно из определений имиджа — это ореол, создаваемый мнением социальной группы или собственными усилиями человека. Ближе всего «имидж» к понятиям «репутация» и «доброе имя». У человека и у фирмы может быть и положительный, позитивный, одобряемый, и негативный образ. Имидж связан с восприятием: либо мы воспринимаем носителя имиджа как своего, заслуживающего доверия, поведение которого нами одобряется, либо нет. Имидж фирмы — это фактор доверия клиентов, роста числа продаж, кредитов, а значит и процветания или упадка фирмы, ее собственников и работников. При этом имидж — явление динамическое, и, как и впечатление о человеке, может меняться под воздействием обстоятельств, новой информации, в результате длительного общения. Имидж фирмы зависит не только от выпускаемой ею продукции, но и от наличия у нее социальной ответственности, тех форм деятельности, которые общество расценивает как позитивные, соответствующие насущным общественным интересам и заботам. Имидж создается длительными и целенаправленными усилиями в сфере Public Relations (систематически планируемая деятельность, направленная на формирование нужного общественного мнения), в сфере рекламы, в области отношений с клиентами, этики поведения, формирования и поддержания репутации. Имидж — хрупкое явление: достаточно клиенту один раз купить некачественный товар или натолкнуться на неэтичное поведение сотрудника фирмы, как ее репутация в глазах клиента резко падает, и он сам, а иногда и его друзья потеряны для фирмы («Единожды солгавши — кто тебе поверит?»). Поэтому имидж фирмы зависит от каждого ее работника. Если работники фирмы расценивают отношение к ним как плохое, то это недовольство так или иначе сказывается на их отношении к клиентам, что подрывает усилия фирмы по созданию позитивного имиджа.
редко является образцом для своих подчиненных. Поступая неэтично, он как бы дает им «отмашку», показывая, что поступать можно и так. А потому со временем неэтичное поведение со стороны сотрудников может коснуться и его. ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕАКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ — часть трудоспособного населения страны, не входящая в состав рабочей силы (экон. активного населения) и включающая лиц, занятых любой другой полезной деятельностью, кроме участия в общественном производстве, либо просто не желающих в нем участвовать. К ним относятся: а) учащиеся и студенты, обучающиеся на дневных отделениях учебных заведений; б) лица, ведущие домашнее хозяйство (в т.ч. осуществляющие уход за детьми, инвалидами и т.п.); в) отчаявшиеся найти работу; г) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода); д) пенсионеры.
Экономически неактивное население — это население, которое не входит в состав активного, включая лиц, моложе возраста, установленного для исчисления экономически активного населения (в России — моложе 16 лет). Величина экономически неактивного населения измеряется по отношению к обследуемому периоду и включает следующие категории:
Экономически неактивное население включает лиц младшего возраста, учащихся, студентов и слушателей дневных учебных заведений (включая аспирантов и докторантов), пенсионеров по старости и инвалидности, лиц, занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми или больными родственниками, лица, которым нет необходимости работать.
1. Экономически неактивное население — жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включены:
Эн — экономически неактивное население.
При изучении рынка труда объектом исследования также является население, но уже с другой точки зрения, а именно с точки зрения возможности предложения труда и участия в процессе производства. При этом на передний край выдвигаются такие категории, как трудовые ресурсы, экономически активное и экономически неактивное население, показатели численности и состава занятых в экономике, направления анализа интенсивности использования рабочей силы. В связи с этим в центре внимания оказываются балансы и показатели использования рабочего времени, показатели уровня и динамики производительности труда, статистические методы изучения факторов роста производительности труда, показатели статистики оплаты труда и затрат на рабочую силу.
К экономически неактивному населению относятся лица возраста от 55 до 72 лет, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными в течение рассматриваемого периода. В составе экономически неактивного населения выделяют: учащихся и студентов дневной формы обучения; пенсионеров, вышедших на пенсию по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях; инвалидов; лиц, получающих доход от собственности; домохозяек и других лиц, не работающих и не ищущих работу по различным причинам. В балансе трудовых ресурсов показывается экономически неактивное население в трудоспособном возрасте с выделением лиц, обучающихся с отрывом от производства. В 1998 г. численность экономически неактивного населения составила 42,6 млн чел., в том числе в трудоспособном возрасте 20 млн чел., из них численность лиц, не желающих работать по различным причинам, превысила 15 млн чел.
Неактивное население
имеющие работу или представляющие экономически неактивное население,
Экономически неактивное население по категориям, 1992-2002 гг., тыс. чел.*
Все экономически неактивное население в возрасте 15-72 31645 34165 37352 38424 39624 41264 42618 39862 40610 39443 38889
Нетарифных ограничений Неторгового характера Наибольшую экономическую Невыплаты дивидендов Невыполнения заемщиком Невербальной коммуникации Невостребованной продукции Невозможность подтверждения Невозможности определения Невозможно эффективно Невозможно объяснить Невозможно осуществлять Невозможно правильно вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|