Национальные правительства



В послевоенные годы в период «погони за Западом» Япония имела возможность учитывать опыт развития других стран и, используя национальные особенности, своевременно и довольно эффективно контролировать возникновение негативных явлений. Япония начала сегодня сталкиваться с необходимостью решения проблем, не имеющих прецедентов в мировой практике, особенно в области социально-экономических последствий развития современного этапа НТР. Это потребует от Японии активизации собственных созидательных ресурсов, превращения из «подражателя» в «новатора». М. Моритани отлично сознает всю сложность вопроса и потому решительно заявляет: «Ни одна компания, ни один бизнесмен более не могут полагаться на модели, разрабатываемые другими народами и странами, теперь они должны действовать на основе своей собственной мысли и инициативы».

В этих условиях важно в Республике Башкортостан сформировать и реализовать эффективную инвестиционную политику, которая в значительной степени зависит от решения проблем организации инвестиционных процессов в России в целом и в то же время может и должна иметь национальные особенности и преимущества, которые позволят повысить инвестиционную привлекательность региона.

Национальные особенности. Осознание важности фактора национальной специфики в последнее время проявляется в пристальном внимании, которое уделяется изучению национальных особенностей японских компаний, и в попытках подражания им со стороны западных фирм, которые полагают, что на этом пути можно достичь успеха. При сравнении транснациональной корпорации и компании, работающей в одной стране, можно обнаружить некоторые отличия, обусловленные влиянием нескольких или только одной культуры. Воздействие национальных особенностей особенно четко проявляется в реализации управленческих функций. В большинстве западных компаний для интенсификации работы в интересах организации-работодателя сотрудников принято стимулировать. В других странах, например, Японии, мотивация такой деятельности является частью индивидуального психологического портрета и присуща людям в силу культурно-исторических причин. Поэтому в этих странах менеджеры больше сосредоточены на решении задач кооперации, а не контроля. Следует признать, что фундаментальные различия такого рода могут обусловливаться общим направлением общественного развития рассматриваемых стран. Попытки придать акцент управления кооперации, традиционно ориентированной на контроль, скорее всего не принесут успеха ни тем, кто управляет, ни тем, кем они пытаются управлять.

национальные особенности;

регатов, количественных ориентиров с поквартальной разбивкой. Стандартизация этих мероприятий Фонда, не учитывающая национальные особенности, усиливает их слабую избирательность. Применение рекомендуемых Фондом традиционных дефляционных мер сжатия спроса подрывает возможности экономического роста. Жесткие программы стабилизации экономики, в том числе платежного баланса, вынуждают развивающиеся страны жертвовать капиталовложениями, что сдерживает экономический рост. В условиях огромной внешней задолженности освободившихся стран государства-кредиторы (Парижский клуб) соглашаются на урегулирование долга лишь при условии принятия страной-заемщиком стабилизационной программы Фонда.

Межгосударственное регулирование платежного баланса развивающихся стран осуществляется через МВФ, который разрабатывает программы стабилизации в виде макроэкономических агрегатов, количественных ориентиров с поквартальной разбивкой. Стандартизация этих мероприятий Фонда, не учитывающая национальные особенности, усиливает их слабую избирательность. Применение рекомендуемых Фондом традиционных дефляционных мер сжатия спроса подрывает возможности экономического роста. Жесткие программы стабилизации экономики, в том числе платежного баланса, вынуждают развивающиеся страны жертвовать капиталовложениями, что сдерживает экономический рост. В условиях огромной внешней задолженности освободившихся стран государства-кредиторы (Парижский клуб) соглашаются на урегулирование долга лишь при условии принятия страной-заемщиком стабилизационной программы Фонда.

Одним из факторов ведения бизнеса является качество сопутствующего информационного обеспечения. Бухгалтерская (финансовая) отчетность в этом обеспечении играет едва ли не ведущую роль, особенно если речь идет об информировании лиц, являющихся внешними по отношению к данному предприятию. Несмотря на то, что во всех странах применяется двойная бухгалтерия, а базовые принципы прохождения данных в системе учета — от первичных документов до бухгалтерской отчетности — по сути, инвариантны, в каждой стране имеются национальные особенности ведения учета, предопределяющие некоторое недоверие или, по крайней мере, непонимание публичной отчетности, предъявляемой зарубежным контрагентом.

Поэтому разработка счетных планов каждой фирмой оправдана, так как отражает национальные особенности эко-

'-Новый план счетов, используя международный опыт, отражает национальные особенности бухгалтерского учета на современном этапе развития российской экономики.

Операции ПМС. В основе процедуры сопоставления лежит паритет покупательной способности, который призван отражать наиболее общие, характерные особенности мирового потребления и при этом учитывать национальные особенности ценообразования, качества жизни, качества товаров и услуг.

Этому процессу присущи национальные особенности, закрепленные в учетных стандартах. Так, в США консолидированию подлежит отчетность всех дочерних компаний, в акционерном капитале которых доля материнской компании не менее 50%. Чтобы избежать двойного счета, в процессе консолидации актив и пассив баланса уменьшают на величину инвестиций материнской компании в акционерный капитал дочерних компаний. Доля сторонних лиц в акционерном капитале и текущих прибылях дочерних компаний отражается соответственно в пассиве консолидированного баланса (статья «Доля майнорити») и в отчете о прибылях и убытках (статья «Выплаты майнорити»).


Коренной вопрос состоит сейчас в том, не приведет ли утрата международными компаниями своих позиций в области нефтедобычи, вызванная участием государства в деятельности нефтяных компаний, национализацией нефтяных месторождений в странах Среднего Востока, а также вмешательством правительств стран-потребителей, к резкому подрыву их позиции в будущем. Кроме того, утрата собственности на нефть, возможно, заставит их прилагать больше усилий, чтобы сохранить доминирующее положение на рынке. Не подлежит сомнению, что кое для кого недавние кризисы на Среднем Востоке знаменуют собой конец владычества международных компаний, поскольку национальные правительства берут на себя задачу проведения переговоров о ценах и поставках нефти и начинают все чаще прибегать к непосредственным межправительственным соглашениям со странами-производителями. Другие, однако, все еще опасаются, что кризисы, которые произошли за последние несколько лет, приведут к драматическому уменьшению конкуренции в торговле нефтью и что крупнейшие нефтяные компании могут вследствие этого еще сильнее зажать нефтяную торговлю своей «мертвой хваткой».

К началу 60-х годов такое отношение в корне изменилось. В 1959 г. компании «Шелл» и «Эссо», действовавшие на началах партнерства, потрясли мир открытием огромнейшего нового газового месторождения в Гро-нингене возле побережья Голландии, причем в ситуации, подобной той, при которой было обнаружено незадолго до этого мелкое газовое месторождение возле восточного побережья Англии. Представлялось весьма очевидным, что и то и другое месторождение может быть частью единого геологического целого, простирающегося в глубинах южной части Северного моря. Это предположение было подтверждено в дальнейшем компаниями «Бритиш петролеум» и «Шелл» при поддержке «Эссо», которые применяли для картирования бассейнов Северного моря имевшуюся в то время сейсмическую технику. Почти тогда же в Женеве было достигнуто соглашение, определявшее основные принципы, в соответствии с которыми национальные правительства могли предъявлять претензии и делить между собой в случае столкновения их интересов права на минералы и другие ископаемые, залегающие на глубине в 200 м от берега или на кромке континентального шельфа. Это дало возможность различным странам в Северном море приступить в начале 60-х годов к распределению своих районов и проведению переговоров о границах.

Во-первых, стремление капитала выйти за национальные границы и беспрепятственно перемещаться из одной страны в другую связано с усилением его давления на национальные правительства с целью снятия соответствующих ограничений. Вырвавшись из-под контроля национальных правительств и не встречая с их стороны должного противодействия, международный капитал формирует свое «мировое правительство» в лице международных

г) национальные правительства станут в меньшей степени контролировать деятельность банков стран-партнеров на своих территориях, что в настоящее время объясняется интересами национальной денежной политики;

По типам эмитентов и их характеристикам предлагается следующая градация участников МФР: (а) международные и межнациональные агентства; (б) национальные правительства и суверенные заемщики; (в) провинциальные и региональные правительства (местная администрация); (г) муниципальные правительства (муниципалитеты); (д) квазиправительственные эмитенты; (е) корпорации, банки и другие организации [Михайлов, с. 29].

Во-первых, стремление капитала выйти за национальные границы и беспрепятственно перемещаться из одной страны в другую связано с усилением его давления на национальные правительства с целью снятия соответствующих ограничений. Вырвавшись из-под контроля национальных правительств и не встречая с их стороны должного противодействия, международный капитал формирует свое «мировое правительство» в лице международных

По типам эмитентов и их характеристикам предлагается следующая градация участников МФР: (а) международные и межнациональные агентства; (б) национальные правительства и суверенные заемщики; (в) провинциальные и региональные правительства (местная администрация); (г) муниципальные правительства (муниципалитеты); (д)

Процесс интеграции сталкивается с трудностями. Его инициирует политическая элита, но он лишается поддержки со стороны масс. Идея единой Европы была в высшей степени заманчивой, особенно когда память о последней войне была еще свежа в умах людей, а Европа испытывала угрозу со стороны Советского Союза. Реалии Европейского союза в том виде, в каком он функционирует сейчас, куда менее привлекательны. В политическом отношении это — по-прежнему союз государств, которые делегировали Европейскому союзу часть своего суверенитета. В экономической области, где такое делегирование произошло относительно давно, Союз функционирует довольно успешно, но в политической сфере делегирование полномочий практически отсутствует. Европейская комиссия действует по указаниям Совета министров, однако оба органа руководствуются скорее национальными интересами, чем общей задачей. Решения принимают форму международного договора: его трудно заключить и еще труднее изменить. Членов Комиссии назначают в соответствии с национальными квотами, а ее работа подвержена всем недостаткам бюрократического аппарата, вынужденного служить не одному господину, а пятнадцати господам. Перед нами предстает тяжеловесная бюрократическая организация, работающая непонятным образом, окутанная секретностью и не подотчетная общественности. Чтобы изменить такое представление, работа Комиссии должна быть подотчетна гражданам этих стран, либо через их национальные парламенты, либо через Европейский парламент, но граждане не требуют этого, так как утратили ко всему интерес. Национальные правительства усвоили дурную привычку винить Брюссель во всем, что не нравится их гражданам, а Европейский парламент в целом не пользуется должным уважением.

критерии вынудят национальные правительства усилить налоговый пресс в самое

тивные промышленные стратегии, а национальные правительства в основ-

континентальной Европе национальные правительства зачастую активно


Необходимость производства Необходимость разделения Надежного обеспечения Необходимость согласования Необходимость строительства Необходимость выработки Необходимость возникает Необходимость ускорения Необходимости дополнительной Необходимости изменений Необходимости мобилизации Необходимости осуществления Необходимости поскольку вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика