|
Национальных государств
Серьезные сомнения вызывает и либерализация национальных финансовых рынков с последующим слиянием в единую мировую систему. Даже такой сторонник неолиберализма и глобализации мировой экономики (генеральный директор итальянского казначейства Марио Драги) признает, что ((либерализацию может позволить себе лишь та страна, финансовые структуры которой прочны, а долги невелики. Но в той стране, где эти структуры слабы, либерализация обернется потерями. Международная конкуренция в области финансов воспользуется слабостями и жестко накажет такую страну».
' .'В шестом разделе «Международные финансы» приводится характеристика международных финансовых организаций и их функций, анализируются причины и последствия глобализации мировых финансовых рынков, рассматриваются особенности функционирования национальных финансовых систем по типам экономик. Отдельная глава посвящена чрезвычайно актуальной и недостаточно описанной в литературе проблеме валютного контроля.
Сороковые и пятидесятые годы XX в. можно назвать началом принципиально новой стадии в развитии финансовой науки в трактовке ее логики и содержания; именно в эти годы получает свое оформление неоклассическая теория финансов, суть которой состоит в теоретическом осмыслении и обосновании роли и механизмов взаимодействия рынков капитала и крупнейших национальных и транснациональных корпораций в международных и национальных финансовых отношениях.
Из всего сказанного видно, что финансовая глобализация имеет определенные позитивные последствия. К ним, несомненно, относится снижение недостатка финансовых ресурсов в разных регионах мира. Кроме того, глобализация усиливает конкуренцию на национальных финансовых рынках, что сопровождается как снижением
Однако глобализация сопровождается и определенными негативными последствиями. Прежде всего, это возрастание нестабильности национальных финансовых рынков, так как вследствие либерализации они становятся более доступными для «горячих денег», а с другой стороны, финансовые кризисы, возникающие в крупных финансовых центрах, сильнее проявляют себя в других странах и регионах.
Последнее обстоятельство подпитывается еще и тем, что в условиях глобализации национальные финансы все больше зависят от поведения нерезидентов, все активнее присутствующих на национальных финансовых рынках. Так, финансовый кризис 1998 г. в России во многом был спровоцирован поведением нерезидентов, напуганных финансовым кризисом в Азии.
Все это может привести к тому, что блага финансовой глобализации, получаемые в результате снижения и ликвидации барьеров между национальными финансовыми системами, будут распределяться неравномерно. Наибольшие выгоды получат развитые страны, и в частности США, чье лидерство в процессах финансовой глобализации, в разработке ее стандартов и механизмов несомненно. В результате финансовые системы других стран, прежде всего развивающихся и бывших социалистических, а затем и их экономики могут попасть в жесткую зависимость от финансовой системы США. По причине такой однополярности мировые финансы могут оказаться гораздо более неустойчивы, чем в начале их образования. В связи с этим, очевидно, процесс глобализации имеет вполне объективные границы развития и их индикатором является состояние мировой экономики. Проблема границ глобализации должна решаться исходя из соотношения интересов национальных финансовых систем и мировых финансов в целях развития мировой экономики.
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ
• о понятии институциональной структуры национальных финансовых систем;
• о современных тенденциях в развитии национальных финансовых систем.
Таким образом, для определения типа национальных финансовых систем важно знать, какие операции относятся по закону к банковским и могут или нет банки выполнять и иные операции. Банковские операции определяются преимущественно установленным перечнем, причем их состав периодически пересматривается в соответствии с изменением законодательных актов. Так, в Германии в соответствии с Законом о кредитном деле в редакции 1961 г. к банковским операциям отнесены: (а) привлечение денежных средств сторонних лиц как с вознаграждением, так и без него; (б) предоставление денежных ссуд и акцептных кредитов; (в) покупка векселей и чеков; (г) приобретение и продажа ценных бумаг другим лицам; (д) хранение и управление ценными бумагами других лиц (депозитарные операции); (е) взятие обязательств по приобретению требований по ссудам до истечения их срока; (ж) выдача гарантий и поручительств; (з) осуществление безналичного денежного оборота и расчетов и некоторые другие. В то же время небанковским финансовым институтам запрещено принимать депозиты, проводить платежи и расчеты, выдавать гарантии. Во-вторых, достигнутая самостоятельность нефтяной политики и определяющее влияние на нее стратегии развития повысили роль социально-экономических и политических особенностей государств — продуцентов углеводородного сырья. Ранее такая специфика обнаруживалась главным образом внутри национальных границ: в отношениях с концессионерами, в деятельности государственных компаний там, где они были созданы. На мировом же капиталистическом рынке сказывались прежде всего результаты частномонополистической практики крупнейших нефтяных корпораций и государственно-монополистических мероприятий основных импортеров этого сырья. Поэтому, например, различия в данной области между монархической Ливией и аравийскими нефтяными монархиями в 60-е годы отражали в первую очередь различия фирменной тактики членов МНК и некартелированных западных монополий, тогда как практика стран-концедентов лишь создавала в этих регионах условия, служила своего рода фоном для взаимного соперничества картеля с аутсайдерами. В современных условиях прерогативой национальных государств стала в равной мере внутренняя и внешняя энергосырьевая политика.
Общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций составляет 4 трлн. долл. Совокупные же продажи зарубежных филиалов равняются 1,2 трлн. долл., что более чем в 1,5 раза превышает объем мирового экспорта. Ныне транснациональный капитал практически освободился из-под опеки национальных государств. Он стал свободно перемещаться по миру в поисках наиболее доходных рынков. В его распоряжении находятся около 8 трлн. долл. евроденег, свободных от государственного контроля и используемых в различных глобальных операциях, большая часть которых имеет спекулятивный характер (подробнее см. главу 13).
Особый приоритет при распределении финансовых средств MAP уделяется таким целям, как борьба с бедностью, защита окружающей среды, поддержка мер макроэкономической и секторальной политики национальных государств. В 1985 г. была открыта специальная кредитная линия для поддержки стран южнее Сахары (Special Facility for Sub-Saharan Africa). После завершения финансирования по дан-
Общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций составляет 4 трлн. долл. Совокупные же продажи зарубежных филиалов равняются 1,2 трлн. долл., что более чем в 1,5 раза превышает объем мирового экспорта. Ныне транснациональный капитал практически освободился из-под опеки национальных государств. Он стал свободно перемещаться по миру в поисках наиболее доходных рынков. В его распоряжении находятся около 8 трлн. долл. евроденег, свободных от государственного контроля и используемых в различных глобальных операциях, большая часть которых имеет спекулятивный характер (подробнее см. главу 13).
Особый приоритет при распределении финансовых средств MAP уделяется таким целям, как борьба с бедностью, защита окружающей среды, поддержка мер макроэкономической и секторальной политики национальных государств. В 1985 г. была открыта специальная кредитная линия для поддержки стран южнее Сахары (Special PacIIIly Ьг 5иЬ-5аЬагап Агпса). После завершения финансирования по дан-
национальных государств. С самого начала было объявлено, что комиссионные
Соотношение централизации и децентрализации Децентрализация (привязка к земле) Централизация (организация вокруг национальных государств) Децентрализация общества и социальных институтов и впервые глобальная взаимозависимость
Число фискальных систем, регулирующих отношения с нефтедобытчиками, больше, чем национальных государств, так что в одной и той же стране подрядчики могут работать на совершенно разных условиях. А фискальные системы эволюционируют, в кажд! момент во многих странах существует изрядное многообразие договорных условий.
Промежуточное положение между «первым» и «вторым» миром занимает большая группа стран «третьего мира», где проживает почти 80% населения Земли. Здесь можно было найти самые разные варианты смешанных механизмов хозяйствования: от близких к западной модели до весьма приближенных к советской модели. С одной стороны, эти страны, исторически тесно связанные с Западом, не могли не иметь рыночных механизмов, но, с другой стороны, их слабая экономика нуждалась в защите и поддержке со стороны национальных государств. В первые послевоенные десятилетия руководители многих развивающихся стран придерживались стратегии опоры на собственные силы, держали курс на импортозамещение и жесткий протекционизм. Все это предопределяло значительную роль государства в их экономике. А страны так называемой социалистической ориентации, кроме того, под давлением СССР пытались (или делали вид, что пытались) ввести у себя некое подобие централизованного управления.
В XX в. рамки национальных государств стали тесны для бурно растущих производительных сил, и рыночные отношения выплеснулись далеко за пределы национальных границ. Экономические, научно-технические, политические, культурные и прочие отношения все более становятся внестрановыми (вненациональными) и, естественно, все менее контролируемыми государствами или межправительственными организациями.
Такое перераспределение суверенных прерогатив уже более десяти лет происходит в Европейском союзе. В его основе лежит принцип субсидиарности, согласно которому властные полномочия национальных государств делегируются на тот институциональный уровень — надгосударственный либо субгосударственный (региональный, муниципальный) — на котором данная конкретная общественная потребность удовлетворяется наилучшим образом. Не стоит забывать, что ЕС — это своего рода лаборатория, где рождаются и апробируются практически все экономические и политические механизмы, которые раньше или позже востребуются в глобальных масштабах.
Необходимость реализации Необходимость систематического Необходимость сокращения Необходимость тщательного Необходимость вмешательства Необходимость удержания Необходимость устранения Необходимости формирования Надежность долговечность Необходимости обеспечить Необходимости поддержания Необходимости постоянного Необходимости применения вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|