Национальных интересов



на рубеже XX века способствовал реализации установок на централизованное государство, а именно оно в ту пору сыграло исключительную роль в становлении крупной промышленности. До 1945 года, пока синто оставался государственной религией, государственная власть осуществляла такой синтез власти духовной и светской, включая экономическую, какому непросто сыскать аналог. Возрождение влияния синто в наши дни связывают с растущим участием Японии в мирохозяйственных процессах, когда, с одной стороны, успехи страны питают в определенной части общества чувство национальной исключительности, а с другой -догматы этой религии оказываются созвучными призывам администраций,владельцев компаний к рабочим чувство-вавть себя членами одной "национальной сборной" в борьбе за мировые рынки.Конечно, непросто ответить на вопрос, что движет людьми в каждодневных трудовых отношениях, в поведении на производстве - представления об общем благе, национальных интересах.илм текущие, относящиеся непосредственно к личности, побуждения. Наверное, стоит искать ответ не по принципу "да" или "нет", а видеть его в сочетании стимулов, внушений разного уровня, порядка. Что касается положения императорской семьи в наши дни, то в области экономической активности она действует как бы силой примера, показывая, что в поисках материального блага следует проявлять недюжинную активность: в отличие ,скажем от британской царствующей фамилии, которая за висит от ассигнований парламента, японская имеет собственные значительные доходы, является держателем собственного пакета акций всемирно известной фирмы "Хи,тачи"(название ее повторяет звучание того, что мы назвали бы фамилией императорской семьи - Хитачиносия), а принявший в 1989г. бразды правления страной император Акихито в молодости отдал немалую дань предпринимательской деятельности.

Безусловно, исторической вехой в борьбе обладающих нефтяными ресурсами стран Ближнего и Среднего Востока за свой суверенитет над природными богатствами, право распоряжаться ими в национальных интересах было создание в 1960 г. Организации стран—экспортеров нефти (ОПЕК). Образование этой организа-

Совершенно очевидно, что Советскому Союзу не могут быть безразличны как политическая, так и экономическая ситуация на Ближнем и Среднем Востоке. Этот район вплотную примыкает к южным границам нашей страны. СССР является крупным экспортером нефти. Расширяются и углубляются его связи со странами региона, которым он оказывает технико-экономическое содействие в развитии их национального нефтяного хозяйства, активно поддерживает их борьбу за право самостоятельно распоряжаться своими нефтяными ресурсами в национальных интересах.

Стремление развивающихся стран к экономической самостоятельности отчетливо проявляется в борьбе за использование в национальных интересах энергетических ресурсов, и в частности нефти и газа. В своей борьбе с нефтяными монополиями слаборазвитые в экономическом отношении страны проявляют все большую активность.

В России имеет место отсутствие внимания к фундаментальной науке. За последние годы исследовательские организации потеряли от 40 до 80% кадрового состава, в т. ч. молодых перспективных ученых и специалистов. Иначе обстоит дело в США, Англии, ФРГ, Японии, Франции, где политики привыкли совершать те или иные шаги с учетом общественного мнения. В США любой крупный проект (использование космоса, генетика) прежде чем получит финансирование, проходит серьезные слушания в конгрессе, поэтому администрация президента использует мощный пропагандистский аппарат для подготовки благоприятного общественного мнения. В докладе «Наука в национальных интересах», с которым президент США Клинтон и вице-президент Гор обратились к американской общественности, развитие фундаментальных исследований отнесено к важнейшим национальным целям США. Признано необходимым сохранять мировое лидерство США в фундаментальной науке, готовить ученых и инженеров высшей квалификации, повышать научную и технологическую грамотность всех американцев, развивать высшее образование в единстве с научными исследованиями, обеспечивать международное научное сотрудничество, обмен учеными, идеями, информацией.

"Интеграция высшей школы России в мировую образовательную систему должна обеспечить использование мирового опыта и достижений в науке, технике и образовании в национальных интересах российского общества, в том числе для повышения на этой основе качества подготовки специалистов, а также для организации международного научно-технического сотрудничества и совместного производства" [15].

В России имеет место отсутствие внимания к фундаментальной науке. За последние годы исследовательские организации потеряли от 40 до 80% кадрового состава, в т. ч. молодых перспективных ученых и специалистов. Иначе обстоит дело в США, Англии, ФРГ, Японии, Франции, где политики привыкли совершать те или иные шаги с учетом общественного мнения. В США любой крупный проект (использование космоса, генетика) прежде чем получит финансирование, проходит серьезные слушания в конгрессе, поэтому администрация президента использует мощный пропагандистский аппарат для подготовки благоприятного общественного мнения. В докладе «Наука в национальных интересах», с которым президент США Клинтон и вице-президент Гор обратились к американской общественности, развитие фундаментальных исследований отнесено к важнейшим национальным целям США. Признано необходимым сохранять мировое лидерство США в фундаментальной науке, готовить ученых и инженеров высшей квалификации, повышать научную и технологическую грамотность всех американцев, развивать высшее образование в единстве с научными исследованиями, обеспечивать международное научное сотрудничество, обмен учеными, идеями, информацией.

СМЕШАННЫЙ КРЕДИТ - метод кредитования, который включает как экспортные кредиты на обычных коммерческих условиях, так и льготные долгосрочные государственные кредиты из фондов помощи. Участие государственного капитала позволяет снизить стоимость кредитования и продлить его сроки. С.к. является одним из активных средств борьбы за рынки развивающихся стран. Он применяется в условиях острой конкуренции, в особенности, когда выигрыш сделки важен в национальных интересах, т.е. гарантирует сбыт продукции предприятий ключевых отраслей экономики страны, предоставляющей кредит.

Конечно, рациональные решения могут меняться по мере изменения обстоятельств. Предположим, что федеральное правительство сочтет, что в национальных интересах увеличить количество работников с высшим образованием. В результате государственная политика изменится, чтобы обеспечить

Я позвонил Дэвиду Липтону, заместителю министра финансов США, ведающему международными делами. Он был полностью в курсе проблемы, но они даже не помышляли об использовании Фонда валютной стабилизации. Конгресс был решительно настроен против оказания спасительной финансовой помощи. Я сказал, что мне это известно, но я не вижу альтернативы. Наблюдается паника, и в наших национальных интересах поддержать правительство России, ориентированное на реформы. Если будет привлечен частный сектор, это должно сделать план спасения более приемлемым в политическом отношении. Тем не менее России следовало провести активную работу на Капитолийском холме. Будет также крайне трудно вовлечь частные институты, поскольку они включают инвестиционные банки и спекулятивных инвесторов, подобных нам, и государству оказывается значительно сложнее мобилизовать их средства, чем ресурсы крупных коммерческих банков.

Однако реформирование государственной собственности отнюдь не должно вести к полной ее ликвидации. Ибо, как нам известно, во второй половине XX в. общее нераздельное имущество везде используется в национальных интересах. Поэтому речь может идти о правильном определении границ разгосударствления и установлении нормальных соотношений между государственным и негосударственным секторами экономики страны.


Неоднозначный подход развивающихся стран к разработке ключевых направлений их экономической стратегии определяется наличием и взаимодействием сложного комплекса факторов, особенностей хозяйственного и социально-политического развития. Причем значение этих особенностей, так же как и необходимость их углубленного, разностороннего изучения, нарастает в современных условиях по мере усиливающейся дифференциации молодых освободившихся государств, все более четкого оформления их специфических национальных интересов. Страны — экспортеры углеводородного сырья в данном отношении не составляют исключения. Различия в сырьевой политике этих государств объективно обусловлены существенным несовпадением величины разведанных запасов их основных природных ресурсов, численности населения и среднего уровня его благосостояния, технико-и социально-экономических предпосылок для рационального ис-лользования экспортных доходов, а также целым рядом других причин. Но на первый план среди них все определеннее выступают различия в социально-экономической и политической ориентации, которые оказывают возрастающее воздействие на формирование государственной стратегии в области применения национального хозяйственного потенциала в целом и на сырьевую политику в частности.

На первый взгляд возникает повод для вопроса: не явилась ли радикально-антиимпериалистическая нефтяная политика начала 70-х годов для некоторых государств в известном смысле «забеганием вперед» в их борьбе за суверенитет над своими минеральными ресурсами, не влечет ли оно за собой при неблагоприятном стечении объективных обстоятельств на последующих этапах необходимости «отступления» — либерализации внешней сырьевой стратегии. Однако более детальный анализ не только удерживает от подобного заключения, но и, напротив, еще раз подтверждает сохраняющуюся преемственность их курса на оптимальную реализацию национальных интересов в процессе освоения природных богатств в различных специфических условиях, а также вывод о том, что «именно их усилиями ОПЕК движется по пути борьбы против империализма». Не отрицая, что «правительства этих стран пошли на известный компромисс с монополиями» и при использовании иностранного капитала в своих це-

Основой для широких совместных выступлений развивающихся стран-нефтеэкспортеров в начале 70-х годов служило единство их первоочередных национальных интересов, в первую очередь антиимпериализм. Однако прогрессирующая экономическая и социально-политическая дифференциация этой группы независимых государств сужает данную базу их сотрудничества.

В новых условиях закономерным явилось стремление богатых нефтью развивающихся стран к организованным действиям, к защите своих национальных интересов, использованию природных богатств для развития народного хозяйства.

Тем не менее, несмотря на столь значительный диапазон в политическом устройстве государств и уровне их экономики, для многих и многих развивающихся стран характерным становится усиление борьбы с нефтяными монополиями, стремление создать единый мощный фронт защиты национальных интересов.

Правительство Венесуэлы предприняло ряд мер защиты национальных интересов страны. Оно решило с 1/1 1973 г. повысить цены на экспортируемую нефть. За последнее время в стране были приняты законы: о порядке передачи государству имущества нефтяных компаний после истечения сроков действия концессионных соглашений; о национализации газовой промышленности, о повышении налогов на прибыли нефтяных концернов.

Претворение в жизнь международных принципов взаимоотношений социалистических государств предполагает, во-первых, соблюдение национальных интересов независимых и равноправных стран социализма, во-вторых, исключение любого вмешательства во внутренние дела друг друга и, в-третьих, безусловное соблюдение полного равноправия всех членов социалистического содружества.

Равноправным членом мирового экономического сообщества страна может считать себя тогда, когда она соблюдает те же «правила игры», что и все сообщество. Признание «правил игры» ВТО для России означает согласие не просто на соблюдение определенных ми-роторговых стандартов, но и на существенные изменения внутри страны: в ее экономике и экономической политике. Процесс вступления в ВТО — это процесс внедрения полноценных рыночных принципов в национальную экономику и в ее мирохозяйственные связи. Это и определенная оптимизация взаимосвязи национальных интересов и традиций со своевременными общемировыми тенденциями.

Достижению поставленных целей должна способствовать система управления международными связями, сочетающая федеральное и региональное регулирование, финансирование и координацию, гарантирующая обеспечение национальных интересов России в ходе развития прямого сотрудничества российских и зарубежных учебных заведений, контактов между студентами, учеными и преподавателями.

Вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот рассматривается Правительством Российской Федерации как одно из ключевых направлений подъема российской экономики, обеспечивающее реализацию национальных интересов России. Реализация возможностей научно-технического комплекса страны позволит обеспечить увеличение валового внутреннего продукта, создать новые производственные мощности, увеличить производительность и качество труда, повысить престиж научно-технической деятельности.

Вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот рассматривается Правительством Российской Федерации как одно из ключевых направлений подъема российской экономики, обеспечивающее реализацию национальных интересов России. Реализация возможностей научно-технического комплекса страны позволит обеспечить увеличение валового внутреннего продукта, создать новые производственные мощности, увеличить производительность и качество труда, повысить престиж научно-технической деятельности.


Необходимость регулирования Необходимость сочетания Необходимость создавать Необходимость выделения Надежность экономичность Необходимость улучшения Необходимости дальнейшего Необходимости использования Необходимости корректировки Необходимости определения Необходимости подготовки Необходимости прибегать Необходимости приобретения вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика