Национальных правительств



4. Планомерное развитие хозяйства всех союзных республик с учетом их национальных особенностей, природных и других условий. За годы советской власти отсталые в прошлом национальные окраины и районы превратились в крупные базы социалистической индустрии. Дальнейшее планомерное развитие хозяйства республик приведет к еще большему расцвету наций и увеличению вклада каждого района в дело строительства коммунизма.

Для всех отраслей народного хозяйства существуют единые принципы размещения: равномерное размещение по районам страны; приближение промышленных предприятий к источникам сырья, энергии и районам потребления готовой продукции; рациональное разделение общественного труда между экономическими районами в сочетании с комплексным развитием хозяйства этих районов; планомерное развитие хозяйства всех со-потских республик с учетом их национальных особенностей,

Для всех отраслей народного хозяйства существуют единые принципы размещения: равномерное размещение по районам страны; приближение промышленных предприятий к источникам сырья, энергии и районам потребления готовой продукции; рациональное разделение общественного труда между экономическими районами в сочетании с комплексным развитием хозяйства этих районов; планомерное развитие хозяйства всех советских республик с учетом их национальных особенностей,

Основными принципами размещения промышленности СССР являются: равномерное размещение промышленности по районам страны; приближение промышленных предприятий к источникам сырья, энергии и районам потребления готовой продукции; рациональное разделение общественного труда между экономическими районами в сочетании с комплексным развитием хозяйства этих районов; планомерное развитие хозяйства всех советских республик с. учетом их национальных особенностей, природных и других условий; укрепление обороноспособности и экономической независимости СССР; международное разделение труда между социалистическими странами на .основе дружбы и экономической взаимопомощи.

отраслей советских республик с учетом их национальных особенностей. Планомерное развитие хозяйства советских республик приводит к выравниванию их экономического потенциала, к повышению материального благосостояния трудящихся всех народов, населяющих нашу страну.

Одним из принципов размещения промышленности СССР является принцип планомерного развития хозяйства всех отраслей советских республик с учетом их национальных особенностей.

Национальная модель. Возникла как реакция на увлечение западническими ориентаци-ями. Делая упор на национальный фактор как внешний элемент развития, она не отличается однородностью, но преобладает ориентация на «смешанную экономику». Кроме того, есть различия в понимании роли и значения национального фактора: от умеренных сторонников учета национальных особенностей до приверженцев самобытной «российской цивилизации». Большое внимание в этой модели уделено и социо-культурному аспекту и его влиянию на экономическое развитие.

Даже Фридмен, сторонник максимально свободного рынка, указывал на множество промежуточных вариантов в зависимости от «истории, состояния экономики, национальных особенностей и традиций, а также прочих аспектов, характерных для каждой данной страны».

4. Планомерное развитие хозяйства всех союзных республик с учетом их национальных особенностей, природных и других условий. Коммунистическая партия и Советское правительство всегда связывали решение национального вопроса с укреплением дружбы народов нашей страны, со всесторонним развитием экономики и культуры всех наций Советского Союза. За годы Советской власти отсталые в прошлом национальные окраины и районы превратились в крупные базы социалистической индустрии. Дальнейшее планомерное развитие хозяйства республик приведет к еще большему расцвету наций и увеличению вклада каждого района в дело строительства коммунизма.

республик и областей с учетом их национальных особенностей, природных и других условий.

Национальные особенности. Осознание важности фактора национальной специфики в последнее время проявляется в пристальном внимании, которое уделяется изучению национальных особенностей японских компаний, и в попытках подражания им со стороны западных фирм, которые полагают, что на этом пути можно достичь успеха. При сравнении транснациональной корпорации и компании, работающей в одной стране, можно обнаружить некоторые отличия, обусловленные влиянием нескольких или только одной культуры. Воздействие национальных особенностей особенно четко проявляется в реализации управленческих функций. В большинстве западных компаний для интенсификации работы в интересах организации-работодателя сотрудников принято стимулировать. В других странах, например, Японии, мотивация такой деятельности является частью индивидуального психологического портрета и присуща людям в силу культурно-исторических причин. Поэтому в этих странах менеджеры больше сосредоточены на решении задач кооперации, а не контроля. Следует признать, что фундаментальные различия такого рода могут обусловливаться общим направлением общественного развития рассматриваемых стран. Попытки придать акцент управления кооперации, традиционно ориентированной на контроль, скорее всего не принесут успеха ни тем, кто управляет, ни тем, кем они пытаются управлять.


Теперь традиционных концессий как орудия господства МНК над нефтяной промышленностью несоциалистического мира практически не существует. Контроль над уровнем производства и экспорта жидкого топлива перешел в руки национальных правительств стран — членов ОПЕК. Одновременно с этим безусловно прогрессивным событием система контроля в значительной степени утратила свой международный характер (международный, конечно, лишь в смысле охвата мирового капиталистического рынка, а по сути выражавший интересы транснационального нефтяного бизнеса, прежде всего американского происхождения). ОПЕК не создала иного постоянного аппарата регулирования нефтедобычи и реализации жидкого топлива взамен ликвидированного наднационального орудия монополистического диктата.

Во-первых, стремление капитала выйти за национальные границы и беспрепятственно перемещаться из одной страны в другую связано с усилением его давления на национальные правительства с целью снятия соответствующих ограничений. Вырвавшись из-под контроля национальных правительств и не встречая с их стороны должного противодействия, международный капитал формирует свое «мировое правительство» в лице международных

экономических и финансовых институтов. Опираясь на экономическую мощь ТНК и международного финансового капитала, эти организации начинают диктовать свои условия и требования отдельным государством. В итоге реальная власть национальных правительств существенно ограничивается, а международных финансовых институтов — возрастает. Государственное регулирование экономики внутри страны сокращается, а регулирование на уровне мирового хозяйства в интересах крупного капитала расширяется.

Это, в свою очередь, означает, что воздействие национальных правительств на национальные финансы ослабевает, а усиливается влияние ТНК, международных институциональных инвесторов и международных спекулянтов. В интеграционных объединениях усиливается воздействие общих решений, общей финансовой политики, как это имеет место в ЕС. Более того, некоторые экономисты высказываются за создание новой, более мощной, чем МВФ, международной финансовой организации, с гораздо большими правами и ресурсами.

Во-первых, стремление капитала выйти за национальные границы и беспрепятственно перемещаться из одной страны в другую связано с усилением его давления на национальные правительства с целью снятия соответствующих ограничений. Вырвавшись из-под контроля национальных правительств и не встречая с их стороны должного противодействия, международный капитал формирует свое «мировое правительство» в лице международных

экономических и финансовых институтов. Опираясь на экономическую мощь ТНК и международного финансового капитала, эти организации начинают диктовать свои условия и требования отдельным государством. В итоге реальная власть национальных правительств существенно ограничивается, а международных финансовых институтов — возрастает. Государственное регулирование экономики внутри страны сокращается, а регулирование на уровне мирового хозяйства в интересах крупного капитала расширяется.

Первоначально Е. появились в конце 50-х годов в Европе, что и объясняет их название. Введение обратимости валют способствовало росту спроса на американские доллары, что привело к формированию рынка Е. Значительную роль в образовании этого рынка сыграл рост пассива баланса платежного США, дефицит которого на 70% покрывался вывозом их валюты национальной. В 70-х годах рынок Е. пополнился нефтедолларами. Рынок Е. привлекает отсутствием контроля со стороны национальных правительств, более приемлемыми по сравнению с национальными рынками капиталов процентными ставками, возможностью для коммерческих банков, фирм и других организаций получать кредит на этом рынке в долларах, не обращаясь непосредственно к США. Количество евродолларовых средств постоянно растет. Находясь в частных банках, Е. не подконтрольны правительствам отдельных стран и могут свободно перемещаться из страны в страну в поисках выгодного применения. Выступают как фактор нарушения сферы капиталистического денежного обращения и международных валютных отношений. ЕВРООБЛИГАЦИЯ - ценная бумага, приносящая проценты. Выпускающие ее субъекты (посредники и покупатели) не являются резидентами страны, валюта которой используется при эмиссии. Объем выпуска еврооблигаций в 1988 г. со-

К этим факторам относятся общее отношение национальных правительств к импорту и прямым иностранным инвестициям, политическая стабильность и торговые барьеры. Негативное отношение к иностранным фирмам не способствует инвестициям и импорту, поскольку существует угроза политики протекционизма и экспроприации собственности фирмы-импортера. Позитивное отношение правительства может выражаться в предоставлении субсидий иностранным фирмам-инвесторам, в сокращении бюрократических препятствий на пути иностранных фирм к рынку. Так, созданию производственных мощностей фирм Nissan, Honda м Toyota на территории Великобритании способствовали принятые британским правительством меры по стимулированию японских инвестиций.

Это, в свою очередь, означает, что воздействие национальных § правительств на национальные финансы ослабевает, а усиливается -влияние ТНК, международных институциональных инвесторов и ( международных спекулянтов. В интеграционных объединениях уси- Ц ливается воздействие общих решений, общей финансовой полити- Ц ки, как это имеет место в ЕС. Более того, некоторые экономисты Ц высказываются за создание новой, более мощной, чем МВФ, международной финансовой организации, с гораздо большими правами и ресурсами.

Главная идея очерка профессора Хайека состоит в том, что стабильности цен можно достичь, только отняв у национальных правительств их монополию на создание денег. Хотя положение с уровнем цен в годы, предшествовавшие публикации доклада, было неудовлетворительным во всем мире (в Великобритании, например, стоимость жизни за последнюю четверть века выросла более чем на 500 процентов), эта работа не оказала сколько-нибудь заметного влияния на практические решения. Обсуждение по-прежнему велось вокруг того, как улучшить работу этих правительственных монополий, а не о том, как покончить с ними, в то время как идея конкуренции денег, если и упоминалась вообще, то отбрасывалась как "политически невозможная".

Хотя исторически отдельные национальные валюты были просто инструментом расширения власти национальных правительств, современные защитники денежного национализма пропагандируют такой порядок, при котором все цены в данном регионе могут одновременно повышаться или понижаться относительно всех цен в других регионах. Это считается преимуществом, поскольку таким образом можно избежать необходимости снижения цен на товары той или иной группы, в особенности снижения ставок заработной платы, когда внешний спрос на данные продукты изменился и переместился в другие страны. Но ведь это - политический паллиатив; на практике он означает, что вместо понижения немногих цен, которых непосредственно коснулось изменение спроса, приходится повышать куда большее число цен, чтобы восстановить международное равновесие после того, как упала международная цена местной валюты. Первоначальный мотив агитации в пользу плавающих обменных курсов национальных валют был, поэтому, чисто инфляционистским, хотя и была предпринята неумная попытка возложить бремя приспособления на страны с активным сальдо платежного баланса. Однако позднее эта идея была подхвачена странами, которые хотели защитить себя от инфляционистской политики других стран.


Необходимость систематического Необходимость сокращения Необходимость тщательного Необходимость вмешательства Необходимость удержания Необходимость устранения Необходимости формирования Надежность долговечность Необходимости обеспечить Необходимости поддержания Необходимости постоянного Необходимости применения Необходимости производства вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика