|
Национальных производителей
Правительства ряда западноевропейских стран предпринимали попытки оградить национальную угольную промышленность от конкуренции импортного жидкого топлива с помощью государственно-монополистического регулирования, включавшего налоговую политику, контроль над ценами нефтепродуктов на внутреннем рынке и другие методы. Налогообложение при этом выполняло двоякую функцию. Так, одним из основных назначений весьма высоких косвенных налогов на продукты переработки импортированной нефти было выравнивание монопольно низких цен на это сырье с высокими ценами производства местного твердого топлива. С регулирующей функцией очень тесно переплеталась вторая — фискальная. Налоги, которые взимались западноевропейскими государствами с потребителей жидкого топлива, вносили существенный вклад в фонд бюджетных поступлений. А из него, в свою очередь, черпались средства для финансирования мероприятий в области энергетики, в том числе для субсидирования национальных предприятий в угольной промышленности. В ФРГ, например, одна лишь сумма налогов на мазут в 60-е годы была
Существует прямая связь валютного кризиса с процессом общественного воспроизводства, поскольку причины кризиса коренятся в его противоречиях, и обратная связь, проявляющаяся в социально-экономических последствиях потрясений в валютной сфере. Валютные кризисы сопровождаются обострением валютных противоречий, которые периодически перерастают в валютные войны ведущих стран, сопровождаемые борьбой за валютную гегемонию в целях создания оптимальных условий для обогащения ведущих национальных предприятий.
Во-вторых, международный кредит создает благоприятные условия для зарубежных частных инвестиций, так как обычно связывается с требованием о предоставлении льгот инвесторам страны-кредитора; применяется для создания инфраструктуры, необходимой для функционирования предприятий, в том числе иностранных и совместных, способствует укреплению позиций национальных предприятий, банков, связанных с международным капиталом.
В результате введения внутренней конвертируемости рубля единственным механизмом регулирования объема и структуры внешнеторговых операций стал инструментарий торговой политики: экспортные и импортные лицензии, количественные ограничения ввоза и вывоза, а также экспортные и импортные тарифы. Экспортные ограничения использовались с целью сдерживания массированного вывоза, в первую очередь сырья и топлива. Импортные тарифы были направлены на обеспечение равных условий для национальных предприятий и импортеров в целях оживления производства в России. Однако в ходе осуществления согласованных с МВФ программ либерализации внешнеэкономической деятельности в 1993—1997 гг. количественные ограничения и экспортные тарифы были устранены, а импортные — существенно понижены.
Наличие столь разных подходов к формированию систем учета затрудняет "общение" национальных предприятий на международном уровне, выход на международные рынки капитала, совместную деятельность компаний разных стран. Возникает вопрос: "Что делать?" На него существует несколько ответов.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА (pvomotion of export) - поощрение национальных предприятий экспортеров.
счета национальных предприятий от экспортных операций (обязательная продажа
1. Допуск национальных предприятий к покупке акций или долей (паев)
расширит возможности национальных предприятий и финансовых
• ВНП — это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).
Валовой национальный продукт (ВНП) — добавленная стоимость всего объема продукции и услуг во всех сферах национальной экономики независимо от территориального местоположения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом) Картель в это время всеми способами препятствовал вступлению на рынок новых продавцов, которые могли бы проводить демпинговую политику по отношению к МНК. В это время на долю американского экспорта приходилось около трети всей нефти, потребляемой за пределами США, поэтому политика картеля защищала интересы как крупных, так и мелких американских производителей. Для поддержания конкуренции на внутреннем рынке правительство США проводило политику защиты независимых национальных производителей, устанавливая такой уровень внутренних цен, который обеспечил бы им приемлемую рентабельность.
1) финансирование за счет кредитных линий экспортно-импортных агентств (ЭКА). (Для финансирования импортных контрактов); используется для приобретения инвестиционного оборудования национальных производителей стран ЭКА. Кредитором выступает западный фондирующий банк, заемщиком - российский банк, субзаемщиком - предприятие-импортер (клиент российского байка), гарант для западного фондирующего банка - ЭКА. Финансируется 85% стоимости импортного контракта, страховая премия ЭКА - в среднем 5-6% (разовая) на 5 лет, обычно включается в стоимость оборудования и контракта и финансируется за счет кредита. Процентная ставка для субзаемщика/импортера складывается из процентной ставки западного фондирующего банка и маржи российского банка;
2) кредитные линии на основе встречных поставок (для финансирования импортных контрактов), используется для приобретения инвестиционного оборудования национальных производителей. Кредитором выступает западный фондирующий банк, заемщиком - импортер. Российский банк выступает в роли агента, не неся кредитных рисков. Необходимо наличие у заемщика или его российских партнеров долгосрочных экспортных контрактов, достаточных для покрытия платежей по кредиту. Финансирование осуществляется на 85% стоимости импортного контракта;
ных (мировых) цен специфический тариф способствует усилению протекционистской защиты национальных производителей.
Эти цели могут реализоваться с опорой на две альтернативных стратегии тарифной защиты внутреннего рынка: стратегия «максимально унифицированной защиты» и стратегия «селективно-унифицированной защиты». Первая предлагает единый подход ко всем товарным позициям импорта в плане установления ввозных пошлин на одинаковом уровне. Эта стратегия обычно нацеливается на внешнеэкономическую либерализацию экономики и предполагает снижение общего уровня тарифных барьеров. Ее очевидные преимущества — создание равных условий конкуренции национальных производителей с иностранными, устранение злоупотреблений со стороны импортеров, обеспечение «прозрачности» таможенных платежей в бюджет. Однако «в чистом виде» такую стратегию не применяет ни одна из промышленно развитых стран мира. Теоретически она эффективна лишь при равенстве условий производства и сбыта продукции в разных странах, которая на практике вряд ли достигается.
Концептуальная основа второй — идея концентрации усилий тарифной политики исключительно на перспективных направлениях при одновременном открытии внутреннего рынка (соответственно ослабление протекционистской защиты) в секторах «неперспективных» производств. В пользу такой стратегии свидетельствует и мировая практика тарифной защиты национальных производителей разными странами. Именно такую стратегию широко практикуют промышленно развитые страны традиционно рыночной ориентации, для которых характерна значительная дифференциация тарифной защиты национальных производителей в зависимости от стратегических приоритетов развития экономик. В России же степень такой дифференциации ныне «на порядок» ниже. Российская тарифная система пока сориентирована не столько на протекционистские, сколько на фискальные функции, т. е. на увеличение доходов госбюджета: при низкой дисциплине уплаты внутренних налогов импортные пошлины суть одна из наиболее надежных источников пополнения госказны. Политика же фронтального и в одностороннем порядке снижения Россией импортных ставок не только резко контрастировала бы с практикой ведущих держав в мировой торговле, но и нанесла бы серьезный ущерб российским производителям.
Конкурентоспособность страны — это способность национальных производителей продавать свои товары, способность увеличивать или удерживать за собой доли рынков, достаточных для расширения и совершенствования производства, роста уровня жизни. При этом важно осознавать, что конкурентоспособность определяется долгосрочными процессами развития, а выгода от поддержки производителей некачественных товаров может быть лишь краткосрочной. Например, российское автомобилестроение. Его закрыли от мировой конкуренции, обеспечив тем самым лишь краткосрочные преимущества. Однако эти же преимущества лишили предприятия стимулов к развитию. В результате важнейшая отрасль была едва не уничтожена. Верно и другое: если подставить не готовое к модернизации предприятие под удар международной конкуренции, оно погибнет. Отсюда, надо регулировать международную конкуренцию. По этому пути идут большинство стран.
Наиболее распространенными средствами являются таможенные пошлины (тарифы), целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).
К сожалению, рыночные реформы в России пока принесли скорее отрицательные, чем положительные результаты в экономике и социальной сфере. В значительной степени это связано с низкой конкурентоспособностью российской экономики, с тем, что товары национальных производителей не находят сбыта ни на внутреннем, ни на внешнем рынке. Реформа предприятий (организаций), призванная поднять отечественные товары до мирового уровня, осуществляется еще недостаточно последовательно, особенно в области управления финансами предприятий, несмотря на наличие методических рекомендаций'.
Налоговое регулирование импорта преследует протекционистские цели, т. е. цели защиты национальных производителей от иностранных конкурентов на внутреннем рынке, а также служит регулированию потребления продукции, которая не производится в стране или производится в недостаточном количестве и обеспечивает поступления в федеральный бюджет.
Средства от сбора таможенных пошлин поступают в федеральный бюджет и выполняют, как и все прочие налоги, фискальную функцию. Кроме того, таможенные пошлины являются инструментом налогового регулирования ВЭД. Их применение призвано способствовать защите интересов национальных производителей на внутреннем рынке, регулировать структуру экспорта и импорта.
Необходимость сочетания Необходимость создавать Необходимость выделения Надежность экономичность Необходимость улучшения Необходимости дальнейшего Необходимости использования Необходимости корректировки Необходимости определения Необходимости подготовки Необходимости прибегать Необходимости приобретения Необходимости проводить вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|