Неформальной организации



зации, должностных инструкций и приказов руководителей. В пределах формальной структуры каждый работник взаимодействует с остальными членами организации совершенно определенным, предписанным ему образом. Неформальная структура коллектива зависит от действительных функций, выполняемых каждым лицом, и действительных отношений между ними. Неформальная структура в значительной степени основана на личных отношениях, симпатиях и антипатиях работников, их интересах, ценностных ориентациях и т. п. В любом трудовом коллективе деятельность его работников не укладывается полностью в рамки официально утвержденных структур, процедур, функций, взаимоотношений и т. д. Существование неформальной структуры коллектива в пределах его формальной организации неизбежно, и оно не всегда подвержено какому-либо регламентированию со стороны администрации. Одна из важнейших задач руководства коллективом — приведение в соответствие формальной и неформальной структур.

конфликтные ситуации могут увлечь сотрудников и не дать возможности руководителю сформировать работоспособный К. Задача руководителя — умелое распределение баланса сил между неформальными группами (за счет выдаваемых заданий, стимулирования, индивидуального подхода к каждой группе или отдельным исполнителям). Для стадии стабилизации К. характерно достижение состояния зрелости. Уже создана и действует неформальная структура К., определены условия равновесия, сформированы соц. нормы К., создано общественное мнение. Такой К. достаточно стабилен, может сопротивляться внешним воздействиям, возникающим конфликтам. На стадии совершенствования или распада К. в результате действия внешних или внутренних факторов (в экон. ситуации, во внешней среде) развивающийся К. может перейти в стадию стабилизации или распада.

НЕФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - неформальная реальная общность, не имеющая юридического и фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы, симпатий, прагматической пользы. В качестве Н.с. могут выступать как изолированные группы, так и группы, складывающиеся внутри официальных структур. В Н.с. отсутствует жесткое структурирование, вектор ее направленности меняется, структура носит ситуационный характер. При этом ее направленность может как усиливать и дополнять внешний организационный импульс, так и противостоять ему. Преимущества существования Н.с. с точки зрения управления организацией: высокий дух коллективизма; большая преданность организации (если цели Н.с. и организации в целом совпадают); более высокая производительность труда при совпадении групповых норм и норм данной организации. Но существование Н.с. имеет и свои недостатки для управления: снижение эффективности труда, распространение ложных слухов (верных с точки зрения одной из Н.с.); тенденции к сопротивлению переменам (нарушение равновесия в Н.с.). Ряд исследований показал возможные условия эффективности существования Н.с. для организации: совпадение размера Н.с. с численностью, необходимой для выполнения поставленной задачи; состав группы включает людей взаимодополняющих по характеру и квалификации; нормы Н.с. совпадают с нормами и целями организации; неформальный лидер положительно настроен к официальному руководителю; в группе существует рациональное распределение ролей,

зации, должностных инструкций и приказов руководителей. В пределах формальной структуры каждый работник взаимодействует с остальными членами организации совершенно определенным,; предписанным ему образом. Неформальная структура коллектива зависит от действительных функций, выполняемых, каждым лицом, и действительных отношений между ними. Неформальная структура в значительной степени основана на личных отношениях, симпатиях и антипатиях работников, их интересах, ценностных ориентациях и т. п. В любом трудовом коллективе деятельность его работников не укладывается полностью в рамки официально утвержденных структур, процедур, -функций, взаимоотношений и т. д. Существование неформальной структуры коллектива в пределах его формальной организации неизбежно, и оно не всегда подвержено какому-либо регламентированию со .стороны администрации. Одна из важнейших задач руководства коллективом — приведение в соответствие формальной-и нефррмальнрй структур.

Формальная структура регламентируется должностными обязанностями каждого члена коллектива, образуется на основе штатного расписания и функционирует в соответствии с правилами внутреннего распорядка и должностными инструкциями. Неформальная структура основана на чисто психологических отношениях между членами группы. В неформальной структуре поведение человека обусловливается рамками исполняемых им ролей, а в формальной — официальными функциями и документами.

Неформальная структура, состоящая из отношений между людьми, традиций, неписаных этических правил и норм, всегда жестче и труднее перестраивается, чем формальная. '

Человеческий фактор, неформальная структура организации)____________

Неформальная структура возникает на основе взаимоотношений членов коллектива, единства или противоречия их взглядов, интересов, личных целей и целей предприятия, подразделения и т.д. Неформальная структура отражает межличностные отношения в рамках формальной структуры.

Многие виды взаимодействий между участниками не вписываются в схему формальной организации. Существует сеть неформальных организаций, в рамках которых взаимоотношения не носят заранее спроектированного и директивно установленного характера, а возникают из действия различных факторов — таких, как общий интерес или баланс интереса группы участников, объективная необходимость сотрудничать, личная безопасность и др. Неформальная структура характеризуется как комплекс неформальных отношений, устанавливающихся между участниками предприятия в процессе совместной деятельности. Неформальные отношения устанавливаются естественным путем и моделируются на основе индивидуальных норм, ценностей и социальных связей. Неформальная структура сосуществует с формальной (см. рис. 6.13).

мер, 5—10) фамилий тех, кто может быть экспертом по рассматриваемой тематике. Возможно, некоторые из этих фамилий встречались ранее в деятельйости РГ, а некоторые — нет. Каждого нового эксперта опрашивают по той же схеме. Процесс расширения списка останавливается, когда новые фамилии практически перестают встречаться. В результате получается достаточно обширный список возможных экспертов. Метод «снежного кома» имеет и недостатки. Число туров до остановки процесса наращивания «снежного кома» нельзя заранее предсказать. Кроме того, если на первом этапе все эксперты были из одного «клана», придерживались в чем-то близких взглядов или занимались сходной деятельностью, то и метод «снежного кома» даст, скорее всего, лиц из этого же «клана». Мнения и аргументы других «кланов» будут упущены. (Здесь речь идет о том, что сообщество специалистов реально разбито на группы, названные ранее «кланами», й общение идет в основном внутри «кланов». Неформальная структура науки, к которой относятся «кланы», достаточно сложна для изучения. Отметим здесь, что «кланы» обычно образуются на основе крупных формальных центров, например вузов, научных институтов, научных школ.)

Неформальная структура организации (в интересующем нас аспекте) — это система коммуникационных сетей, по которым продвигается информация от сотрудника к сотруднику. Главными видами сетей считаются1:


НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — то спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных организаций эти цели являются причиной существований такой неформальной организации. Мы дадим ее описание позже. Важно понять, что в большой организации существует не одна неформальная организация. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть. Поэтому некоторые авторы считают, что неформальная организация — это, по существу, сеть неформальных органдааций. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам, одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих коллег, чем в своей собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляет их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Как мы уже говорили, члены одной организации во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.

Структура и тип формальной организации строятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия. Описывая процесс развития неформальных организаций, Леонард Сэйлис и Джордж Штраус говорят:

В этих и других ситуациях люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег. Например, новый рабочий, занятый в производстве, скорее попросит другого рабочего объяснить ему, как произвести ту или иную операцию. Это приводит к тому, что новые рабочие тоже стремятся участвовать в уже сформировавшейся социальной группе, где есть опытные рабочие. Получение помощи от коллеги полезно обоим: и тому, кто получил ее, и тому, кто ее оказал. В результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий — необходимое руководство к действию. Таким образом, потребность в помощи приводит к возникновению неформальной организации, и происходит это двумя путями.

ОБЩЕНИЕ. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно, если это затрагивает их работу. И все же во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию. Поэтому одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному каналу поступления информации — слухам. Эта тема, которую мы рассматривали в гл. 6, также подразумевает социальные сплетни и другую информацию, которая либо совсем не поступает из официальных источников, либо идет по формальным каналам слишком медленно. Это может удовлетворить потребности отдельной личности в психологической защите и принадлежности, а также обеспечить ей более быстрый доступ к нужной для работы инфомации.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. Как выявили ученые при проведении Хоторнского эксперимента, неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Первым шагом к этому является установление и укрепление норм — групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть принятым группой и сохранить в ней свое положение, личность должна соблюдать эти нормы. Вполне естественно, например, что у неформальной организации имеются свои четко сформулированные правила относительно характера одежды, поведения, приемлемых видов работы и протокола. Чтобы укрепить соблюдение этих норм, группа может применять довольно жесткие санкции, а тех, кто их нарушает, может ждать отчуждение. Это — сильное и эффективное наказание, когда человек зависит от неформальной

СОПРОТИВЛЕНИЕ ПЕРЕМЕНАМ. Люди могут также использовать неформальную организацию для обсуждения предполагающихся или фактических перемен, которые могут произойти в их отделе или организации. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации. Реорганизация, внедрение новой технологии, расширение производства и, следовательно, появление большой группы новых сотрудников и т.п. может привести к распаду неформальной группы или организации, либо к сокращению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных нужд. Подчас такие изменения могут дать возможность конкретным группам добиться положения и власти.

Существенные факторы, определяющие возможность стать лидером неформальной организации, включают: возраст, должностное положение, профессиональную компетентность, расположение рабочего места, свободу передвижения по рабочей зоне и отзывчивость. Точные характеристики определяются принятой в группе системой ценностей. Так, например, в некоторых неформальных организациях пожилой ьюпаст j'.crmcT считаться положительной характернотккой, а в других — наоборот.

группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формалы-юй организации. Например, сильный дух коллективизма, характерный для некоторых организаций и порождающий сильное стремление к успеху, часто произрастает из неформальных взаимоотношений, непроизвольных действий руководства. Даже неформальные каналы связи могут иногда помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций.

1. Признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации. Поэтому руководству следует признать неформальную организацию, работать с ней и не угрожать ее существованию.

4. Чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформальной организации, разрешите группе участвовать в принятии решений.

8. Чтобы справиться с потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной организации, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации.


Независимую экспертизу Незначительных изменениях Незначительное повышение Незначительно отличается Нисходящей тенденции Номенклатуры потребляемых Номенклатура ассортимент Номенклатура показателей Номенклатуре материальных Номенклатуре выпускаемой Номенклатуру продукции Номинальные процентные Номинальная грузоподъемность вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика