Нефтяными компаниями



разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию.

Иногда руководители также образуют неформальные организации для защиты своих коллег. Их целью обычно является защита своей зоны от вторжения других подразделений организации. Например, сотрудники отдела маркетинга могут попробовать добиться прерогатив, которые в противном случае могут оказаться у производственных и финансовых подразделений, и использовать при этом такие способы, как неформальные собрания для выработки путей противодействия «врагам». Студенты, изучающие управление, иногда с трудом верят, что такое положение возникает во многих организациях. Но оно действительно возникает и явно мешает организациям достигать поставленных ими целей. Проблема неформальных организаций также свидетельствует о потребности в интеграции целей подразделений и направлении усилий на благо организации в целом. Пример 15.1. описывает, как женщины-управляющие могут использовать неформальную организацию в своих интересах.

Как женщины-управляющие могут использовать неформальную организацию в своих-интересах

СОПРОТИВЛЕНИЕ ПЕРЕМЕНАМ. Люди могут также использовать неформальную организацию для обсуждения предполагающихся или фактических перемен, которые могут произойти в их отделе или организации. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации. Реорганизация, внедрение новой технологии, расширение производства и, следовательно, появление большой группы новых сотрудников и т.п. может привести к распаду неформальной группы или организации, либо к сокращению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных нужд. Подчас такие изменения могут дать возможность конкретным группам добиться положения и власти.

1. Признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации. Поэтому руководству следует признать неформальную организацию, работать с ней и не угрожать ее существованию.

3. Перед тем, как предпринять какие-либо действия, просчитайте их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию.

8. Чтобы справиться с потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной организации, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации.

3. Как бы вы использовали неформальную организацию для своей собственной карьеры?

МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ. Подготовка управленческих кадров может проводиться путем организации лекций, дискуссий в составе небольших групп, разбора конкретных деловых ситуаций, чтения литературы, деловых игр и ролевого тренинга. Вариантами этих методов являются организуемые ежегодно курсы и семинары но проблемам управления. Другим широко применяемым методом является ротация по службе. Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от трех месяцев до одного года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате, молодой менеджер познает разнообразные проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений. Такие знания жизненно необходимы и для успешной работы на более высоких должностях, но особенно полезны для руководителей низших уровней управленческой иерархии.

3) защита. Люди всегда знали, что сила - в единстве. В силу этого важной причиной вступления в неформальную организацию является осознанная потребность в защите;

Школа "социальных систем" пыталась с позиций новейших социологических концепций критически проанализировать предшествующие взгляды на природу и методы управления и обобщить новый практический опыт в области организации и управления. Общими теоретическими положениями этого направления является стремление рассматривать социальную организацию как комплексную систему с рядом составляющих ее отдельных подсистем. К таким подсистемам относят индивидуума, формальную структуру, неформальную структуру, неформальную организацию, статусы и роли, а также физическое окружение. "Связующими процессами" в организации выделяются "коммуникация", "равновесие", "принятие решения".


Основными пунктами добычи и переработки нефти были Баку и Грозный, которые давали 97 % всей добычи нефти и 100 % производства нефтепродуктов. Попытки русских геологов вести поиски новых нефтяных месторождений в районах Урало-Поволжья решительно пресекались иностранными нефтяными компаниями. Нефтяная промышленность России быстро теряла ранее завоеванные позиции в мировой нефтедобыче. В 1913 г., последнем году мирного развития дореволюционной России, который, как известно, принят за базу для сравнения достигнутого уровня развития за годы Советской власти .по всем отраслям промышленности, в том числе и по нефтяной, объем добычи нефти в России составил 10,3 млн. т и был уже в 3 раза меньше, чем в США.

мократичеекие режимы Ливии, а также Алжира и Ирака естественными союзниками, что проявилось в ряде их совместных действий. В мае 1970 г. три страны создали единый фронт для координации усилий в этой области и учредили специальный фонд взаимопомощи, чтобы компенсировать возможные финансовые потери его членов от конфронтации с западными нефтяными компаниями. Это значительно укрепило позиции Ливии на переломном этапе ее борьбы с компаниями-концессионерами за пересмотр справочных цен летом 1970 г. Опираясь на достигнутые ею в 1970 г. успехи, три страны расширили настугление на позиции иностранных компаний-концессионеров, однако натолкнулись на сопротивление не только со стороны последних, но и монархических режимов стран района Персидского залива — членов ОПЕК. Английские авторы К- Тьюгендхэт и А. Гамильтон небезосновательно считают эти разногласия основной причиной, несколько замедлившей процесс ликвидации неоколониальной системы ценообразования на рынке жидкого топлива.

Успешное завершение переговоров Ливии с иностранными нефтяными компаниями о 51% участии в «Оксидентал оф Либиа, Инк.» и «Оэйсис Ойл К° оф Либиа, Инк.» усилило оппозицию Нью-Йоркскому соглашению в странах Персидского залива. В Кувейте Национальное собрание, несмотря на усилия правительства, отказалось ратифицировать этот договор. Правящие круги эмирата в июне 1973 г. были вынуждены поставить вопрос о пересмотре его условий и в начале 1974 г. подписать новое соглашение уже о 60%-ном участии в «Кувейт Ойл К°». Была также принята в целом приближенная к «алжиро-ливийскому» принципу система компенсации на основе балансовой стоимости активов. Чуть позже соглашения о 60%-ном участии подписали Катар с двумя концессионными компаниями — «Катар Петролеум К°» и «Шелл оф Катар» и Саудовская Аравия с «Арамко». Все три договора имели обратную силу с 1 я'нваря 1974 г.

В целом события первой половины 70-х годов свидетельствуют об углублении различий в антимонополистических потенциях между освободившимися странами — экспортерами жидкого топлива различной социально-политической ориентации, на что неоднократно указывали советские и зарубежные авторы. Выделяя в рамках ОПЕК группу монархий зоны Персидского залива, которые были «готовы продолжать тесное сотрудничество с крупнейшими международными нефтяными компаниями» в противоположность таким государствам, как Алжир, Ирак и Ливия, Ж.-М. Шевалье отмечал, что «„.водораздел" между ними существенным образом расширился в 1971 —1972 гг.» [175, с. 91].

Этот шаг нефтеэкспортирующих государств имел и другое, еще более важное значение. Поскольку объединенная делегация иностранных компаний в ходе переговоров в начале октября отвергла предложение увеличить справочные цены на значительную величину, данное повышение явилось первой коллективной односторонней акцией ОПЕК в области ценообразования. Организация заявила, что ее члены больше не считают себя связанными Тегеранским, Триполийским и Женевскими соглашениями, регламентировавшими динамику справочных цен. С тех пор вопросы ценовой политики решаются членами организации самостоятельно без согласования с иностранными нефтяными компаниями.

С учетом этих обстоятельств Ливия применила свой тип подрядного соглашения с иностранными нефтяными компаниями о проведении разведочных работ и осуществлении всех капиталовложений, необходимых для начала добычи и экспорта нефти, на условиях «раздела продукции» — «лродакшн шэринг».

Отличия в способах размещения за рубежом активов, по-видимому, объясняются как их функциональным назначением, так и политическими факторами. Первое обусловлено более заметной нестабильностью экспорта Ливии на фоне стран, с которыми она здесь сопоставляется. Колебания вызваны непредусмотренными спадами вывоза жидкого топлива не только ввиду перемен конъюнктуры на капиталистическом рынке, но и в связи с острыми конфликтами в 70-е и в начале 80-х годов между ливийским правительством и западными нефтяными компаниями —владельцами национализированных концессий, а также вследствие радикальной ценовой политики этого государства, которое, кроме

В книге, написанной авторским коллективом Башкирского государственного университета, излагаются результаты анализа тенденций развития мировых рынков нефти, природного газа и угля за последние 30 лет. Выявляются факторы, определяющие предложение и спрос на мировом рынке нефти, прогнозируются мировые цены на нефть на перспективу до 2015 года. Формулируются задачи, стоящие перед российскими нефтяными компаниями в области приспособления к меняющейся конъюнктуре рынка. Книга предназначается хозяйственникам, политикам, научным и вузовским работникам, аспирантам, студентам.

В книге, написанной авторским коллективом Башкирского государственного университета, излагаются результаты анализа тенденций развития мировых рынков нефти, природного газа и угля за последние 30 лет. Выявляются факторы, определяющие предложение и спрос на мировом рынке нефти, прогнозируются мировые цены на нефть на перспективу до 2015 года. Формулируются задачи, стоящие перед российскими нефтяными компаниями в области приспособления к меняющейся конъюнктуре рынка. Книга предназначается хозяйственникам, политикам, научным и вузовским работникам, аспирантам, студентам.

Перед нефтяными компаниями встает все больше проблем, связанных со сбытом продукции, что неизбежно вызывает конкурентную борьбу за качество продукции, а, в конечном счете, за потребителя. Эти тенденции в будущем будут набирать все большее значение.

В итоге единственной связью нефтяных монополий и местной теократической и феодальной элиты в области экономики долгое время были концессионные платежи, но исчислялись эти платежи весьма и весьма своеобразно. Местный собственник земли определял их величину не прибылью, получаемой иностранными нефтяными компаниями-концессионерами, а сборами, рентой и податями, взимаемыми им с местного населения, ведущего натуральное хозяйство. (кочевых племен, отдельных земледельцев, городских купцов и т. п.). Поэтому при определении объема нефтяных отчислений попросту прикидывалось, сколько могли бы принести те же участки земли, если бы они использовались обычным для данной отсталой экономики способом, например для разведения скота. Действительно, по первым концессионным соглашениям местные правители получали мизерную плату. Уже упоминавшийся д'Арси, например, отчислял шаху всего 16% прибылей от добычи и экспорта иранской нефти. Впоследствии «Англо-Першен ойл» из этой суммы изымала еще 3%, которые шли на оплату шейхам племен за охрану концессии. «Ирак петролеум» по соглашению 1925 г. обязалась выплачивать местному правительству 4 шилл. с каждой добытой тонны нефти, или примерно Ye экспортной цены 4.


Независимую переменную Незначительными изменениями Незначительном изменении Нидерланды швейцария Нисходящий треугольник Номенклатуры производимой Начального распределения Номенклатура продукции Номенклатуре нефтепродуктов Номенклатурой продукции Наилучшего удовлетворения Номинальных процентных Номинальная заработная вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика