Нефтебазового хозяйства



В последующие годы система нефтеснабжения постоянно развивалась и совершенствовалась, при этом ее развитие всегда было подчинено основным задачам, стоящим перед народным хозяйством страны в целом. По мере развития экономики в различных районах страны и увеличения потребления нефтепродуктов территориальные нефтеснабсбы-товые конторы разукрупнялись. Имевшееся в распоряжении Нефтесин-диката нефтебазовое хозяйство не могло удовлетворить растущую потребность народного хозяйства в нефтепродуктах. Особенно это стало ощущаться в годы первых пятилеток, когда в стране начала бурно развиваться автомобильная и тракторная промышленность, стали осваиваться восточные районы и ранее отсталые республики — Казахстан и Средняя Азия.

Нефтебазовое хозяйство как одно из важнейших звеньев в системе нефтеснабжения СССР в период четвертой пятилетки (1946—1950 гг.) создавалось в комплексе мероприятий, направленных на то, чтобы обеспечить:

В настоящее время газопроводный транспорт уже перешел на новую систему планирования и экономического стимулирования, а нефтепроводный транспорт и нефтебазовое хозяйство осуществляют подготовку к работе в новых условиях.

Нефтебазовое хозяйство является промежуточным звеном между нефтеперерабатывающими заводами и потребителями и служит для перевалки, хранения и отпуска нефтепродуктов. Поэтому в качестве основного критерия эффективности работы нефтебаз, в том числе использования их основных фондов, может быть принята величина суммарных приведенных затрат на снабжение потребителей нефтепродуктами.

Балансовая стоимость основных фондов по своей величине зависит от многих факторов и, в частности, от организации хозяйства нефтебазы. Балансовая стоимость основных фондов нефтебазы отличается не только абсолютной величиной, но и качественным составом. Нефтебазовое хозяйство представлено многочисленными объектами, в число которых входят резервуарные парки, насосы, причалы, водоемы, котельные и т. д.

Не менее важным звеном в системе нефтеснабжения является нефтебазовое хозяйство (с филиалами и автозаправочными станциями), призванное обеспечивать планомерное и бесперебойное снабжение народного хозяйства нефтепродуктами.

В настоящей главе рассматриваются вопросы планирования и оценки эффективности капитальных вложений в магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, являющиеся важнейшей частью системы нефтеснабжения. Вопросы планирования строительства и определения эффективности капитальных вложений в другие основные объекты системы нефтеснабжения — нефтебазы и автозаправочные станции — в данной книге не излагаются, поскольку они нашли подробное освещение в ранее опубликованных работах В. М. Лебедева, В. Б. Савицкого, В. В. Разумова [81 В. Б. Савицкого, В. В. Разумова [17] и в других работах. Что касается методических основ оценки экономической эффективности капитальных вложений в нефтебазовое хозяйство и АЗС, капитальных вложений в новую технику для системы нефтеснабжения, то в настоящее время этими вопросами занимается СКВ «Транс-нефтеавтоматика».

Таким образом, при планировании основных технико-экономических показателей деятельности снабженческо-сбытовых организаций должны выявляться такие резервы повышения эффективности нефтеснабжения, как снижение транспортных затрат за счет рационализации перевозок нефтепродуктов и снижение торгово-управленческих расходов путем более эффективного использования основных фондов и капитальных вложений в нефтебазовое хозяйство. Однако выявление этих резервов — сложная экономическая задача, связанная с изучением всех факторов, влияющих на формирование рациональных транспортно-экономических связей народного хозяйства в процессе продвижения нефтепродуктов от поставщиков к потребителям.

Имевшееся в распоряжении Нефтссиндиката нефтебазовое хозяйство не могло удовлетворить растущую потребность народного хозяйства в нефтепродуктах. Особенно это стало ощущаться в годы первых пятилеток, когда в стране начала бурно развиваться автомобильная и тракторная промышленность, стали осваиваться восточные районы и ранее отсталые республики — Казахстан и Средняя Азия.

Наибольший удельный вес в основных фондах нефтеснабсбы-товых организаций занимает нефтебазовое хозяйство, включая

Теоретически было бы правильным планировать перспективы развития этой системы на основе единой динамической модели народного хозяйства, но в настоящее время процесс воспроизводства невозможно описать всеобъемлющей народнохозяйственной моделью с достаточно детальным отражением функционирования всех составляющих частей в отраслевом и территориальном разрезах. Поэтому наиболее надежны и оправданы постановка и решение комплексной задачи, начиная от добычи сырья и кончая потреблением готовой продукции с включением таких объектов, как нефтяные промыслы, нефтеперерабатывающие заводы, нефтебазовое хозяйство, потребители нефтепродуктов, виды транспорта, участвующие в доставке нефтепродуктов на каждом этапе.


Структура нефтебаз зависит от их назначения, числа потребителей и объема реализации продуктов, используемых видов транспорта и технической оснащенности нефтебазового хозяйства. Большое значение при формировании производственной структуры нефтебаз имеет набор эксплуатируемых на ней сооружений.

В системе нефтебазового хозяйства так же, как и на магистральном газо-, нефте- и нефтепродуктопроводном транспорте, осуществляются специализация и концентрация вспомогательного производства, особенно ремонтных работ, регенерации масел, производства и ремонта тары, материально-технического обеспечения.

Например, для вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) по типу "Скважина - АЗС" характерно объединение нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих предприятий и системы нефтепродуктообеспечения (нефтебазового хозяйства с системой автозаправочных станций).

Первая пятилетка характеризовалась развитием и реконструкцией нефтескладской сети по всей территории СССР. Нефтескладская сеть, эксплуатируемая непосредственно системой Главнефтеснаба, выросла по числу пунктов на 46%, а по числу нефтебаз — на 50%. К концу 1932 г. в стране имелось в эксплуатации 1027 нефтебаз. В этот период для нефтескладского хозяйства был заложен фундамент высших по тому времени форм техники и хозяйствования, полностью закончена намеченная концентрация нефтескладов, прежде раздробленных на мелкие хозяйственные единицы. Одним из главных показателей развития нефтебазового хозяйства всегда было и остается увеличение складской вместимости при совершенствовании резервуаров — повышении герметичности, увеличении вместимости резервуара, совершенствовании его конструкции, оснащении эффективным и надежным оборудованием.

В 30-е годы окончательно выработалось и утвердилось четкое понятие нефтебазы как сбытового предприятия, которое должно высокоэффективно и рентабельно заниматься приемкой, хранением, отпуском (перевалкой или реализацией) различных сортов нефтепродуктов, а также постоянно и систематически вести борьбу с потерями их (от испарения, утечек и др.), повышать товарооборот, коэффициент оборачиваемости резервуара с минимальными затратами. Для выполнения этих задач и дальнейшего совершенствования нефтебазового хозяйства в годы первых пятилеток создавали технику хранения и транспорта неф-тетоплива и нефтепродуктов, закладывали научную базу системы неф-теснабжения, начали готовить квалифицированные кадры в вузах и техникумах.

Не менее важно учитывать плотность потребления — количество нефтепродуктов, приходящееся на единицу площади. Это один из важных факторов, определяющих эффективность развития и размещения нефтебазовых хозяйств. Чем выше плотность потребления нефтепродуктов, тем, при прочих равных условиях, настоятельнее возникает необходимость размещения в том или ином районе НПЗ и нефтебазового хозяйства, в результате чего значительная масса труда и средств экономится при поставках нефтепродуктов потребителям; особенно эта экономия достигается за счет уменьшения транспортных расходов.

Темпы экономического развития трубопроводного транспорта и нефтебазового хозяйства, как и любой другой отрасли, зависят, во-первых, от роста производственных основных фондов и повышения коэффициента их использования, во-вторых, от увеличения числа работающих и роста производительности труда. Соответственно размеры производственных основных фондов, их качество и эффективность использования создают материальные условия, обеспечивающие техническую вооруженность и определенный уровень производительности труда.

Применяемая группировка распределения нефтебаз по районам позволяет планировать их развитие в соответствии с изменениями в размещении производительных сил, что обеспечивает надежность снабжения потребителей нефтетоварами и создает условия для ликвидации нерациональных и чрезмерно дальних перевозок. При группировке по районам уточняются сроки ввода нефтебаз в эксплуатацию, что дает возможность проследить за развитием нефтебазового хозяйства по времени.

На предприятиях транспорта и хранения нефти и газа организация производственного процесса включает комплекс мероприятий, направленных на более полное использование пропускной способности трубопроводов и мощности нефтебаз с целью улучшения на этой основе технико-экономических показателей работы предприятий трубопроводного транспорта и нефтебазового хозяйства.

За последние годы в СССР одним из основных направлений развития нефтебазового хозяйства является укрупнение нефтебаз. Важнейшее условие для решения задачи по укрупнению нефтебаз — это сопоставление приведенных затрат на транспорт и хранение нефтетоваров при их продвижении от нефтеперерабатывающего завода или перевалочной нефтебазы к распределительным нефтебазам и далее

в свою очередь, найти пути для оптимального решения общей экономической задачи по размещению и концентрации нефтебазового хозяйства экономического района.


Незначительно отличается Нисходящей тенденции Номенклатуры потребляемых Номенклатура ассортимент Номенклатура показателей Номенклатуре материальных Номенклатуре выпускаемой Номенклатуру продукции Номинальные процентные Номинальная грузоподъемность Номинального держателя Наилучшие показатели Нормальными условиями вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика