|
Национальных стандартов
1. Блок нормативно-технической информации. Это сведения о качественных характеристиках отечественной и зарубежной продукции. Они содержатся в государственных стандартах, технических условиях, стандартах предприятий, в международных стандартах ИСО, национальных стандартах отдельных стран, стандартов фирм. Сюда же относятся нормы и стандарты конструкторской, технологической подготовки производства. Нормативы метрологического характера: планы и нормы технического контроля качества сырья, полуфабрикатов, готовой продукции.
Даже краткое перечисление видов баланса показывает, насколько разнообразным может быть форматирование данных об имущественном и финансовом положении предприятия. Далеко не все из перечисленных видов балансов ориентированы на пользователей. Например, составление пробного баланса может трактоваться как один из промежуточных этапов бухгалтерского цикла (отметим, что в англоязычных странах эта процедура является традиционной при составлении отчетности). Пользователям, как правило, приходится иметь дело с обычным отчетным балансом. Понятно, что они заинтересованы, прежде всего, в определенной аналитичности баланса; это понимают и его составители — бухгалтеры. Не случайно в международных и национальных стандартах оговаривается минимальный набор данных, которые должны быть отражены в основных отчетных формах. Этот набор данных позволяет получить достаточно подробную характеристику финансового положения, тем не менее нередко баланс подвергается некоторым трансформациям, позволяющим повысить его аналитичность.
Рассмотрим учетные принципы, их развитие в зависимости от преобразований, происходящих в бухгалтерском учете, и сопоставим принципы, описанные в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) и в российских национальных стандартах — Положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Понятие «расход» в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) и в национальных стандартах (ПБУ) связано с формированием отчета о прибылях и убытках и направлено на выявление финансового результата.
Вновь вводимый стандарт не только объединил положения и требования заменяемых им стандартов, но и существенно расширяет их в направлении улучшения качества представляемой финансовой отчетности. Из нового стандарта вытекает требование о том, что заявляя о соответствии своей финансовой отчетности МСФО, организации обязаны обеспечить соответствие данной отчетности каждому применимому к ней стандарту, включая все требования по раскрытию отчетной информации. Отступления от требований МСФО допускаются только в исключительных случаях и должны обязательно содержать четкие пояснения тех веских причин, по которым организация не смогла применить отдельные положения МСФО. И только в тех редких случаях, когда руководство организации приходит к выводу, что соответствие действующим международным стандартам будет вводить в заблуждение пользователей финансовой отчетности. В остальных случаях порядок учета, не соответствующий МСФО. не может быть оправдан и исправлен ни раскрытием применяемой учетной политики, ни пояснениями и примечаниями, включая ссылки на отличия в национальных стандартах учета и отчетности. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности намерен отслеживать те редкие случаи, когда отклонения от МСФО были оправданы и при необходимости издавать дополнительные руководства, исключающие возникшие противоречия.
В России концептуальный уровень составления финансовой отчетности в настоящее время не выделен в единую целостную систему. Его элементы можно найти в действующем «Законе о бухгалтерском учете», в «Положении по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», в ПБУ 1/98, ПБУ 9/99, ПБУ 10799, других национальных стандартах, в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года, а также в одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров (29 декабря 1997 года) Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, не являющейся нормативным актом. Положения, содержащиеся в Концепции, действуют только в части, не противоречащей законодательным или нормативным актам по бухгалтерскому учету. Фактически таких противоречий достаточно много, и это вполне понятно, так как в качестве перестройки отечественной системы учета был выбран путь постепенного приведения системы учета в соответствие с международными стандартами, предполагающий введение новых положений и учетных правил шаг за шагом.
Элементы технологического уровня можно найти в национальных стандартах (ПБУ 2/94, ПБУ 3/2000, ПБУ 5/98, ПБУ 6/01, ПБУ 7/98, ПБУ 8/98, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 11/2000, ПБУ 12/2000, ПБУ 13/2000, ПБУ 14/2000) и в других нормативных документах.
Рассмотрим учетные принципы, их развитие в зависимости от преобразований, происходящих в бухгалтерском учете, и сопоставим принципы, описанные в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) и в российских национальных стандартах — Положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Понятие «расход» в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) и в национальных стандартах (ПБУ) связано с формированием отчета о прибылях и убытках и направлено на выявление финансового результата.
личий в национальных стандартах разных стран: В 3-х т.
Введенный стандарт не только объединил положения и требования заменяемых им стандартов, но и существенно расширил их в направлении улучшения качества представляемой финансовой отчетности. Из нового стандарта вытекает Требование о том, что, заявляя о соответствии своей финансовой отчетности МСФО, организации обязаны обеспечить соответствие данной отчетности каждому применимому к ней стандарту, включая псе требования по раскрытию отчетной'информации. Отступления от требований МСФО допускаются только как исключение и должны обязательно содержать четкие пояснения тех веских причин, по которым организация не смогла применить отдельные положения МСФО. И только в тех редких случаях, когда руководство организации приходит к выводу, что соответствие действующим международным стандартам будет вводить в заблуждение пользователей финансовой отчетности. В остальных случаях порядок учета, не соответствующий МСФО, не может быть оправдан и исправлен ни раскрытием применяемой учетной политики, ни пояснениями и примечаниями, включая ссылки на отличия в национальных стандартах учета и отчетности. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности намерен отслеживать те редкие случаи, когда отклонения от МСФО были оправданы, и при необходимости издавать дополнительные руководства, исключающие возникающие противоречия. Успешному комплектованию технической базы службы управления персоналом организации служит унификация и стандартизация в области ЭВМ. Кроме национальных стандартов при формировании технической базы с использованием персональных компьютеров в качестве справочного материала можно использовать стандарты де-факто, устанавливаемые ведущими фирмами—производителями персональных компьютеров, для определения степени их совместимости с отечественными моделями соответствующих классов. СРЕДСТВА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПО КАДРАМ — системы телетайпной, телефонной, факсимильной связи, предназначенные для передачи информации в пространстве. При определении состава используемых С.п.и. по к. необходимо учитывать характер передаваемой информации, условия передачи, объемы и допустимые сроки, удаленность источников возникновения информации от центра обработки. Расчет необходимого количества С.п.и. по к. производят из соотношения требуемого времени для передачи информации по всем каналам с учетом объемов и частоты передаваемых сообщений, требуемой надежности и скорости передачи и допустимого времени передачи информации, определяемых из конкретных условий.
В 21 веке реальностью стал процесс перехода значительной части стран Европы и США ;:а МСФО в ближайшие 5-7 лет. В нашей стране осуществляется приведеьк<- учета в соответствие с МСФО (в рамках Правительственной программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО сегодня утверждено 15 национальных стандартов -ПБУ), и также поднимается вопрос о переходе России на МСФО. По крайней мере, планируется разрешить публичным компаниям составлять отчетность только в формате МСФО с 2003 г. (составление такой отчетности будет обязательно в 2005 г.). Отметим, что Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности считает необходимым перевод всех организаций России на МСФО.
соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете», и национальными стандартами - Положениями по бухгалтерскому учету, разрабатываемыми на основе МСФО, поскольку Россия пошла по пути адаптации национальных стандартов к международным - их сближения, а не замены.
И в заключение хотелось бы отметить, что сегодня, когда преодолены определенные рубежи на дороге к МСФО, России необходимо постоянно отслеживать несоответствия национальных стандартов бухгалтерского учета стандартам МСФО, а проводимые качественные сравнения на данных реальной российской отчетности призваны помочь в этой нелегкой работе по совершенствованию отечественных ПБУ на пути перехода к МСФО.
1. Сертификация в Системе проводится на соответствие обязательным требованиям государственных стандартов, других нормативных документов, в том числе международных и национальных стандартов других стран, введенных в действие в установленном порядке.
требований зарубежных национальных стандартов, стандартов фирм и ассоциаций;
Сертификация в Системе проводится на соответствие обязательным требованиям стандарта и других нормативных документов, в том числе международных и национальных стандартов других стран, введенных в действие в установленном порядке. Сертификация проводится по схемам, классификация которых дана в стандартах. В процессе накоп-
Основополагающим требованиям действия указанного выше Соглашения является обязательное применение Международной системы единиц (СИ) не только для унификации национальных стандартов по единицам измерений, но и для создания в странах в том числе и в Казахстане эффективной метрологической структуры обеспечения единства измерений (эталоны, поверочные схемы, градуировка средств измерений в единицах СИ, методика измерений).
— разработка и принятие своих национальных стандартов бухгалтерского учета, в которых предусмотрены к использованию наиболее оптимальные сочетания отечественных традиций, способов и правил бухгалтерского учета с правилами и требованиями международных стандартов бухгалтерского учета.
Реализация второго направления, более сложного в содержательном плане, началась с внесения изменений в состав и содержание отчетных форм, затем последовало введение нового плана счетов и разработка нового Положения о бухгалтерском учете и отчетности. В дальнейшем было принято решение о разработке системы национальных стандартов бухгалтерского учета, названных впоследствии положениями.
за ведения учета в США достаточно стабильна и жестко структурирована. При желании можно ознакомиться со всеми без исключения основными документами. Еще более определенна ситуация, например, в Великобритании, где Законом о компаниях и тремя десятками национальных стандартов исчерпывается нормативная база. Безусловно, каждый из этих документов достаточно объемен и непрост в интерпретации, но набор их конечен и, в известной степени, непротиворечив. Сразу же отметим, что никакая из систем регулирования учета — американская, британская, французская, российская и др. — не может быть названа идеальной, а значит, слепое ее копирование бессмысленно и, в принципе, вряд ли возможно.
Необходимость сокращения Необходимость тщательного Необходимость вмешательства Необходимость удержания Необходимость устранения Необходимости формирования Надежность долговечность Необходимости обеспечить Необходимости поддержания Необходимости постоянного Необходимости применения Необходимости производства Необходимости разработки вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|