Нефтедобывающих государств



Поступающая из нефтеносных пластов нефть содержит воду, механические примеси и различные минеральные соли. Нефтедобывающие предприятия перед сдачей нефти транспортным организациям обезвоживают ее, удаляют механические примеси и в отдельных случаях обессоливают. Нефть и газовый конденсат относятся к разряду сырья, и в отличие от готовой продукции государственные стандарты на них не устанавливаются. Однако существуют определенные требования по содержанию примесей. Например, нефть, подготовленная к сдаче неф-тепроводному управлению, должна содержать воды не более 2%. При поставке нефти на нефтеперерабатывающие заводы, которые не имеют обессоливающих установок, содержание, солей не должно превышать 30—40 мг на 1 л. При поставке же нефти на заводы, имеющие такие установки, разрешается поставлять нефть с повышенным содержанием солей.

На нефтеперерабатывающие заводы, которые имеют установки по подготовке нефти, разрешается поставлять нефть с содержанием воды до 2% и с повышенным содержанием солей. За подготовку нефти (обезвоживание и обессиливание) нефтедобывающие предприятия получают от управлений магистральными нефтепроводами соответствующую доплату.

Великая Отечественная война коренным образом изменила задачи и условия работы нефтедобывающей промышленности. Хотя к началу войны Урало-Поволжье имело уже собственную нефтедобычу, однако удельный вес второй нефтяной базы в общем обеспечении страны нефтью и нефтепродуктами был еще незначительным. Для увеличения темпов развития этого района из старых нефтяных районов в первые же месяцы войны перебазируется ряд предприятий. Нефтедобывающие предприятия Западной Украины, Кубани, Чечено-Ингушской АССР попали в зону военных действий и были либо уничто-

По условиям концессионных соглашений так называемого традиционного типа нефтедобывающие предприятия полностью принадлежали иностранным концессионерам — в основном семи-восьми крупнейшим корпорациям, объединенным в Международный нефтяной картель (МНК.) ', и отчасти нескольким менее крупным компаниям — аутсайдерам из стран развитого капитализма. На весь период действия этих соглашений (как правило, на 40 лет и более) концеденты (государства, предоставившие концессии) были лишены самостоятельности в важнейших областях — отстранены от определения уровней производства и цен. Эти страны почти не могли влиять на объем, форму и направления нефтяного экспорта. Их возможности изменять взаимоотношения с арендаторами на формально-законном основании до истечения сроков концессий также были сведены к минимуму.

К незавершенному производству относятся незаконченные работы по строительству нефтяных вышек, монтажу и демонтажу бурового оборудования, строительству временных зданий и сооружений, скважины, не законченные освоением (опробованием), незавершенные ремонтные работы и т. д. На незавершенное производство приходится от 2—3 % (нефтедобывающие предприятия) до 5—7 % (буровые предприятия) оборотных средств. Непосредственно в добыче нефти и нефтепереработке незавершенного производства нет, что обусловлено непрерывностью и непродолжительностью производственного процесса в этих отраслях промышленности.

В зависимости от величины планового годового объема проходки буровые предприятия распределяются на три группы по оплате труда руководящих и инженерно-технических работников, а нефтедобывающие предприятия — в зависимости от фонда действующих скважин или планового объема добычи нефти на пять групп.

ствующее законодательство. Усиленный правительственный контроль над ценами и капиталовложениями в области нефтепереработки внутри страны дал Японии возможность весьма эффективно способствовать путем введения налоговых льгот поискам собственными компаниями источников сырой нефти за границей, а также развитию двусторонних торговых отношений с государствами— производителями нефти. Деятельность в этих направлениях была подкреплена созданием в 1967 г. Государственной корпорации развития нефтедобычи, расширением торговых связей с большим числом стран Среднего Востока и увеличением доли капиталовложений японских консорциумов в нефтепромысловую разведку и нефтедобывающие предприятия. Одним из результатов этой деятельности явилось приобретение в 1972 г. у компании «Бритиш петролеум» 22,5% акций ее концессии в прибрежных отмелях Абу-Даби.

В последние десять лет утверждение о том, что несколько крупнейших компаний обладают огромной наднациональной властью, все меньше и меньше отражало истинное положение вещей, если оно вообще когда-либо было обоснованным в том смысле, как это изображали некоторые критики. Вполне возможно, что международные компании заправляют такими бюджетами, которые в несколько раз превышают бюджеты большинства африканских, азиатских и латиноамериканских государств. Свобода инвестировать и перебрасывать фонды в рамках своей структуры, безусловно, приводит к реальным конфликтам между их корпоративными интересами и национальными интересами стран, где компании осуществляют свои операции. Но то обстоятельство, что их капиталовложения существуют в виде физических активов, таких, как нефтеперерабатывающие, сбытовые и нефтедобывающие предприятия, делает их во многих отношениях гораздо более уязвимыми в условиях давления со стороны националистических кругов, чем если бы они занимались исключительно торговлей. Как об этом неоднократно свидетельствовала национализация этих активов во многих странах в прошлом, если операции нефтяных компаний становятся объектом нападок, последние мало что могут сделать, как бы мала ни была страна, где они подвизаются. И, как показали длительные переговоры производителей и потребителей с правительствами по поводу цен, государственного участия в деятельности компаний и условий предоставления концессий, после того как капиталовложения в эти активы уже сделаны, компании проявляют естественную тенденцию цепляться за них любой ценой.

Трехзвенная структура предусматривала следующее организационное построение объединения: аппарат управления и производственные п о д р а з-деления, включающие геологоразведочные и буровые предприятия, нефтедобывающие предприятия и предприятия, обслуживающие бурение и добычу.

Государственный банк СССР, где хранят на расчетном счете свои денежные средства нефтедобывающие предприятия, и Стройбанк СССР, где находится расчетный счет буровых предприятий, повседневно контролируют правильность использования средств, сопоставляя расходование средств с ходом выполнения плана, предупреждая нарушение государственной финансовой дисциплины. Государственный банк постоянно следит за платежеспособностью предприятия.

Буровые предприятия в зависимости от величины планового годового объема проходки распределяются на три группы по оплате труда руководящих и инженерно-технических работников, а нефтедобывающие предприятия в зависимости от фонда действующих скважин или планового объема добычи нефти — на пять групп.


Сильно урезанная форма выполнения обязательства, возложенного на «Эссо», проявилась и в том, что американская монополия навязала монархическому режиму собственные, чисто коммерческие условия эксплуатации принадлежащего ей НПЗ. В отличие от некоторых нефтедобывающих государств района Персидского залива, приобретавших по себестоимости продукцию с подобных предприятий иностранных владельцев-концессионеров на своей территории, все нефтепродукты с завода «Эссо» в Ливии поставлялись любому покупателю на рыночных условиях по ценам, которые устанавливались данным филиалом американской корпорации на уровне мировых и позволяли реализовывать немалые прибыли [340, с. 201—205].

В конце 1971 г. начались переговоры ряда нефтедобывающих государств—членов ОПЕК с девятью ведущими международными монополиями — владельцами концессий о приобретении доли участия. Среди этих стран, естественно, не было Алжира, для кото-

В ряде нефтедобывающих стран произошло усиление позиций национальной буржуазии. Хотя она зачастую и смыкалась с компрадорами и сословной верхушкой, ее влияние тем не менее также объективно способствовало обострению конфликта нефтедобывающих государств с иностранными нефтяными монополиями. В частности, как эту буржуазию, так и сословную элиту все более не устраивали прежние количественные пропорции и способы распределения прибылей от нефти. Они требовали увеличения этих отчислений, переориентации их в сферу экономического развития. Перерождалась и сословная верхушка там, где она не была сметена национально-освободительной революцией. По характеру своего экономического существова-

Важное место среди проблем, возникших в ходе национализации иностранных нефтяных концессий, занял вопрос о компенсации. Значение его возрастало по мере того, как национализация нефтяных концессий становилась «обычным» явлением. Если в прошлом нефтяные монополии оспаривали само право нефтедобывающих государств на национализацию, то в 70-е годы по мере закрепления принципа национального суверенитета над природными ресурсами центр противоречий между ними переместился в сферу определения ее конкретных условий. Нефтяные монополии-концессионеры настаивали, во-первых, на компенсации за национализацию, а во-вторых, на том, чтобы в ее сумме учитывался не только основной капитал, вложенный в

Но что является слабостью для ОПЕК, становится выигрышем для империализма, оборачивается его сохраняющейся еще силой. Оправившись от первого «нефтяного шока» в 1973 г., империализм выработал новую стратегию и тактику в отношении нефтеэкспортирую-щих государств, и в особенности стран Ближнего и Среднего Востока. Она состоит в том, чтобы сохранить если не прямой, то хотя бы косвенный контроль над их нефтяными ресурсами и нефтяной политикой и тем самым гарантировать бесперебойное снабжение себя жидким топливом, не допускать повторения нефтяных бойкотов, продолжать эксплуатацию нефтедобывающих государств неоколониалистскими методами, глубже интегрировать их в мировое капиталистическое хозяйство, создать более разветвленную сеть неоколониалистской зависимости их развивающейся экономики от центров капитализма, сохранить стоящие у власти в странах—членах ОПЕК консервативные круги, ориентирующиеся на Запад. Был взят курс на одновременное достижение поставленных целей, но прежде всего на сохранение определенных позиций нефтяных монополий в странах—членах ОПЕК, что должно было привести к росту цен на нефть ниже темпов инфляции, с тем чтобы компенсировать нефтяным монополиям и казне потери от роста цены жидкого топлива.

В сложившихся условиях в мировом капиталистическом хозяйстве возникло новое явление — превращение некоторых нефтедобывающих государств в экспортеров капитала (своих иностранных активов). Это стало приносить им большие дивиденды. Так, доходы Саудовской Аравии от ее заграничных активов увеличились от 1,3 млрд. долл. в 1974 г. до 5,7 млрд. долл. в 1978 г. и 10 млрд. долл. в 1980 г. Доходы Кувейта достигли в 1980 г. 6,0 млрд. долл. В целом доходы стран ОПЕК от зарубежных активов в 1980 г. составили 27 млрд. долл,

Патриотические силы нефтедобывающих государств отдают должное бескорыстной поддержке их освободительной борьбы со стороны СССР. Член руководства Партии арабского социалистического возрождения Ирака Зейд Хейдар на XXV съезде КПСС заявил: «Наш арабский народ хранит глубокую благодарность за ту поддержку, которую вы оказывали ему в его борьбе, особенно в битве против нефтяных монополий». Слова признательности Советскому Союзу за его дружескую поддержку прозвучали во время XXV съезда КПСС со стороны патриотов Алжира, Венесуэлы и других освободившихся нефтедобывающих государств1.

Хотя большинство нефтедобывающих государств использует плоды побед над неоколониализмом в интересах национального прогресса и освободительной борьбы других народов, некоторые страны ОПЕК склонны создавать альянсы с неоколонизаторами для подавления демократического движения в своих странах и поддержки проимпериалистических элементов в других развивающихся государствах. Многие освободившиеся государства решительно осуждают как стремление неоколониализма завербовать к себе в партнеры отдельные страны

вышение цен может сильно повредить экономике не только Запада, но и развивающихся стран и что нефть — слишком важная статья мировой торговли, чтобы стать простой пешкой в конкурирующих между собой честолюбивых устремлениях стран-производителей. За этим конфликтом стоял коренной вопрос, лежавший в основе взаимоотношений стран-производителей и нефтяных компаний на протяжении последних трех десятилетий, а именно должна ли торговля нефтью развиваться .как торговля любым другим товарам, исходя из нужд потребителей, издержек производства и наличия предложения, или она должна развиваться в соответствии с нуждами и притязаниями отдельных нефтедобывающих государств, действующих совместно, чтобы навязать другим свою волю.

Задним числом можно, конечно, утверждать — как кое-кто и делал с тех пор, — что для нефтяной промышленности было гораздо лучше, если бы она устояла перед угрозами стран-производителей, позволила им взять в свои руки добычу нефти на Среднем Востоке и свела торговлю сырой нефтью на чисто коммерческую основу по'купки компаниями нефти у нефтедобывающих государств, чтобы избежать, таким образом, в будущем •всех проблем их участия в добыче нефти и национализации. В равной мере можно также утверждать, что сами потребители должны были выбрать этот момент и пойти на конфронтацию со странами-производителями в вопросе о ценах вместо того, чтобы — как кое-кто

В этом смысле участие нефтедобывающих государств в концессиях обещало как будто такую же ста-


Номенклатуры ассортимента Номенклатуры выпускаемых Наилучшего соотношения Номенклатура выпускаемой Номенклатуре продукции Номенклатурой выпускаемой Номинальный держатель Номинальным держателем Номинальной стоимостью Номинальную заработную Нормальных грузопотоков Нормальная деятельность Нормальной организации вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика