Нефтедобывающих объединений



3. С целью наиболее полного использования сырьевых ресурсов, эффективного использования нефтедобывающих мощностей для тех-

Вместе с тем необходимо отметить, что ограничительная сырьевая политика отнюдь не является исключительной прерогативой освободившихся стран и тем более ее практическое применение не замыкается рамками ОПЕК. Напротив, консервация наличных нефтедобывающих мощностей или определение верхних пределов их возможного расширения в административном порядке прямо или косвенно характерны почти для всех крупных производителей углеводородного сырья из числа развитых капиталистических государств 8.

Именно в открывшейся возможности для молодого независимого государства активно подключиться к проведению так называемых «восходящих операций», т. е. участвовать непосредственно во всем комплексе подготовительных мероприятий и в эксплуатации установленных нефтедобывающих мощностей состояли основ-

ведки, буровых работ, несвоевременной замены изношенного оборудования. В то же самое время ввод в строй новых нефтедобывающих мощностей в Саудовской Аравии, рассчитанный по приросту числа продуктивных скважин, ускорился в 2,5—3 раза по сравнению с 60-ми годами (рассчитано по [42, с. 309; 337, с. 205; 380, 1977, т. 75, № 53; 384, 1976, т. XLIII, № 11, с. 424, 426]. При активном содействии западных монополий это королевство вышло в лидеры и прочно закрепилось на первом месте в мире по экспорту жидкого топлива, тем самым обеспечив себе значительный вес в делах ОПЕК.

Постоянным условием соглашений является безвозмездная передача Алжиру всех месторождений природного газа, обнаруженных в ходе разведочных работ. Риск потери капитала на начальной стадии полностью берут на себя иностранные партнеры «Сонатрак». Финансовое участие алжирской стороны в совместных предприятиях начинается лишь в случае обнаружения коммерческих запасов нефти после начала их разработки. Алжир поставками нефти возмещает зарубежной компании 51% капитальных затрат на разведку и 51% инвестиций в подготовку месторождений к эксплуатации. Начиная с открытия месторождений и в дальнейшем после начала функционирования смешанного нефтедобывающего предприятия роль оператора по условиям практически всех соглашений закрепляется исключительно за «Сонатрак». Национальная компания берет на себя создание и эксплуатацию нефтедобывающих мощностей, которые на 49% финансируются иностранным партнером. Добываемая нефть распределяется между участниками совместного предприятия пропорционально их доле в капитале (51:49% в пользу «Сонатрак») после уплаты иностранным партнером налогов, «ройалти» и других сборов, определенных алжирским законодательством, т. е. на обычных для смешанной нефтедобывающей компании условиях.

Уровень нефтедобычи в королевстве подвергался на относительно короткие периоды сокращениям, притом весьма значительным, если за точку отсчета принять длительно поддерживавшийся его максимум — свыше 525 млн. т в год. В феврале 1983 г. он опускался до 200 млн. т в годовом исчислении, т. е. почти на 62% (рассчитано по [55; 231, с. 25]). Однако в связи с этим важно подчеркнуть три момента. Во-первых, не только кратковременные, но даже гораздо более длительные периоды консервации 50—60% саудовских нефтедобывающих мощностей не создают никакой реальной угрозы для финансовой стабильности этого государства, сохраняя достаточным валютное покрытие как его весьма высоких текущих и капитальных ассигнований, так и львиной доли непомерно раздутых военных расходов. Правда, существуют различные количественные оценки соотношения между собственными инвалютными потребностями Саудовской Аравии и достаточным для их удовлетворения уровнем производства жидкого топлива. Но большинство экспертов оценивают последний ниже 250 млн. т в год, по состоянию на начало 80-х годов [230, с. 44; 298, с. 142—143; 371, 1981, № 80, с. 60]. Следовательно, анализ сырьевой политики королевства не дает повода говорить всерьез о каких-либо жертвах, принесенных им на алтарь солидарности нефтеэкспортирующих государств.

Во-вторых, к настоящему времени у Саудовской Аравии сложилось самое значительное среди всех экспортеров жидкого топлива абсолютное превышение (или, точнее, избыток) предельной производительностью установленных нефтедобывающих мощностей уровня добычи «черного золота», достаточного для нормального функционирования национальной экономики. В периоды высокой конъюнктуры на мировом капиталистическом рынке углеводородного сырья, как особенно наглядно продемонстрировали события 1979—1980 гг., ни этот крупнейший экспортный потенциал в целом, ни избыточные мощности не позволили саудовскому королевству контролировать рыночную ситуацию, выступать единоличным ценовым лидером. Несмотря на полную загрузку его наличных мощностей, совокупный спрос не был до конца уравновешен предложением, что сделало невозможным предотвращение существенного роста цен. Последние ориентировались тогда в гораздо большей степени на высшие котировки, в основном африканских нефтеэкспортирующих государств, чем на намеренно заниженные саудовские котировки.

Создание больших избыточных нефтедобывающих мощностей в разных районах стало одним из важнейших принципов неоколониали-стической стратегии нефтяных монополий США, Англии и других империалистических держав. При национализации нефтяной промышленности в одной из стран монополии рассчитывают заменить нефть этой страны поставками из других стран.

национально-освободительного движения. Создание больших избыточных нефтедобывающих мощностей в разных районах стало важнейшим принципом неоколониалистической стратегии нефтяных монополий США, Англии и других империалистических держав. В случае национализации нефтяной промышленности в одной из стран монополии рассчитывают заменить нефть этой страны поставками из других стран.

К этому необходимо добавить, что существующие на мировом рынке цены, несмотря на наличие огромных избыточных нефтедобывающих мощностей, обеспечивают крупные прибыли даже при реализации дорогостоящей нефти США. При этом относительно небольшая прибыль, получаемая на каждой тонне нефти, с избытком компенсируется благодаря общей высокой добыче нефти. Огромную роль в поддержании нефтяной промышленности в США и других странах играют льготы «на истощение недр», обеспечивающие монополиям крупные прибыли.

* Это частично объяснялось политическими ограничениями, нве-денными на расширение нефтедобывающих мощностей в Ливни, был также снижен средний уровень добычи до 110 млн. т в 1972 и 1973 гг. но сравнению с максимальным показателем в 180 млн. т в год до постановлений о сокращении добычи, принятых в июне 1970 г., ц ожидавшимся в 1973 г. уровнем в 205 млн. т; а также в Кувейте, где правительство приняло в начале 1972 г. постановление о стабилизации добычи в среднем па уровне 150 млн. т по сравнению с максимальным уровнем, достигавшим в то время 190 млн. т в год.


Согласно Генеральной схеме, в районах действия нефтедобывающих объединений развиваются специализация и концентрация производственно-технического обслуживания, происходит дальнейшее освобождение от этих функций предприятий основного производства. Капитальный и средний ремонты осуществляются центральными базами производственного обслуживания (ЦБПО) при нефтедобывающих объединениях. Часть этих работ проводят ремонтные заводы министерства и других ведомств. В составе объединений созданы хозрасчетные управления производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования (УПТОК) с сетью территориальных крупных баз в районах ведения работ (БИТОК). Это позволяет сконцентрировать ресурсы, сократить число перевалок грузов, освободить предприятия основного производства от снабженческих вопросов, наладить четкий учет материальных ресурсов.

1. Для нефтедобывающих объединений и НГДУ добыча нефти;

Все это привело к тому, что среднеотраслевой уровень цен на нефть перестал отражать общественно-необходимые затраты на развитие отрасли. Снизился уровень рентабельности и усложнились хозрасчетные условия деятельности нефтедобывающих объединений.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. с целью усиления и упорядочения хозяйственного расчета для производственных нефтедобывающих объединений разработан паспорт объединения, который ежегодно должен уточняться сведениями о наличии и использовании производственных мощностей, об организационно-техническом уровне производства и др.

С 1977 г. основным фондообразующим показателем в отрасли принят объем добычи нефти и газа. Это позволило связать единым сквозным критерием экономические интересы нефтедобывающих объединений, всех его предприятий и подразделений с конечной целью отрасли.

Описаны особенности формирования и методы анализа экономических показателей добычи нефти. Показаны пути и резервы снижения эксплуатационных затрат на уровне производственных единиц нефтедобывающих объединений. Изложены методические предпосылки экономико-математического моделирования и прогнозирования экономических показателей добычи нефти, предложены методы и модели, позволяющие решать широкий круг практических задач при анализе показателей добычи нефти.

На примере нефтедобывающих объединений рассмотрены экономическая эффективность научно-технического прогресса в нефтяной промышленности и влияние его на развитие народного хозяйства вообще и нефтяной промышленности в особенности, экономическое стимулирование научно-технического прогресса в новых условиях планирования, дан анализ экономической эффективности внедрения новой техники, технологии и организации производства и управления на буровых и нефтедобывающих предприятиях.

Цементирование скважин. Одним из важнейших заключительных этапов строительства скважины является цементирование. Работы по цементированию кондукторов, технических и эксплуатационных колоин, испытанию скважин на герметичность и т. д. выполняют специализированные тампонажные подразделения. В крупных нефтяных районах с большим объемом буровых работ действуют тампонаж.ные конторы (ТК) в составе УБР и даже нефтедобывающих объединений. При незначительных объемах работ в составе бурового предприятия создают тампонажный цех (ТЦ).

Капитальный ремонт бурового оборудования осуществляют крупные ремонтно-механические заводы (РМЗ), входящие, как правило, в состав нефтедобывающих объединений.

К другой группе относятся комплексные территориальные научно-исследовательские и проектные институты (НИПИ). Они входят в состав нефтедобывающих объединений и комплексно решают вопросы проектирования, совершенствования техники и технологии в том или ином конкретном нефтедобывающем районе в целях его быстрого развития.

План научно-исследовательских и конструкторских работ бурового предприятия содержит перечень ряда перспективных проблем, например бурение на шлангокабеле. Кроме общих проблем, план может предусматривать мероприятия, определяемые конкретными условиями и решаемые силами центральных научно-исследовательских лабораторий нефтедобывающих объединений (ЦНИЛ).


Номенклатуры потребляемых Номенклатура ассортимент Номенклатура показателей Номенклатуре материальных Номенклатуре выпускаемой Номенклатуру продукции Номинальные процентные Номинальная грузоподъемность Номинального держателя Наилучшие показатели Нормальными условиями Нормальной эксплуатации Нормальной производственной вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика