|
Нефтедобывающих предприятий
Согласно Генеральной схеме, в районах действия нефтедобывающих объединений развиваются специализация и концентрация производственно-технического обслуживания, происходит дальнейшее освобождение от этих функций предприятий основного производства. Капитальный и средний ремонты осуществляются центральными базами производственного обслуживания (ЦБПО) при нефтедобывающих объединениях. Часть этих работ проводят ремонтные заводы министерства и других ведомств. В составе объединений созданы хозрасчетные управления производственно-технического обслуживания и комплектации оборудования (УПТОК) с сетью территориальных крупных баз в районах ведения работ (БИТОК). Это позволяет сконцентрировать ресурсы, сократить число перевалок грузов, освободить предприятия основного производства от снабженческих вопросов, наладить четкий учет материальных ресурсов.
В десятой пятилетке большое внимание было уделено стимулированию за снижение удельных трудовых затрат. Погонные ставки по этому показателю были на предельно высоком уровне. Они обеспечивали отчисления в фонд материального поощрения до 60% суммы экономии фонда заработной платы, полученной в результате снижения трудоемкости обслуживания скважин в нефтедобывающих объединениях. Это способствовало росту производительности труда и снижению удельных трудовых затрат по отрасли на 19,4%. В одиннадцатой пятилетке роль этого фондообразующего показателя усилена в связи с тем, что удельные трудовые затраты по отрасли к 1985 г. предусмотрено сократить на 18%.
Думается, что внедрение метода определения амортизации по снижающимся нормам может быть успешно осуществлено, особенно при наличии вычислительных центрсв в нефтедобывающих объединениях и в Министерстве нефтяюй промышленности. Последующий переход к потонным ставь ам намного облегчит многие плановые расчеты.
При применении показателей роста реализации продукции и уровня рентабельности производства в качестве фондообразующих выявилось также, что динамика поощрительных фондов по нефтедобывающим объединениям может значительно отклоняться от динамики балансовой и расчетной прибыли. Ставить изменение фондов экономического стимулирования в полную зависимость от динамики балансовой прибыли в нефтяной промышленности невозможно. В нефтедобывающих объединениях, ведущих работы на месторождениях, вступивших в позднюю стадию разработки, балансовая прибыль, в связи с ростом фондоемкости и затрат на обслуживание скважин при одновременном падении уровня добычи, не только не повышается, но неизбежно снижается. Вместе с тем коллектив нефтяников в этих объединениях выполняет все нарастающий объем геолого-технических мероприятий с целью некоторой компенсации естественного падения продуктивности скважил. Очевидно, что возрастающая напряженность труда коллектива работников должна соответственно поощряться.
Определенная зависимость при соблюдении ряда условий может быть обеспечена только в соотношениях динамики фондов экономического стимулирования и расчетной прибыли. Практика работы в новых условиях хозяйствования выявила также недостаточную эффективность применения в нефтедобывающих объединениях показателя рентабельности производства. Показатель рентабельности производства недостаточно стимулировал рост производительности труда и интенсификацию нефтедобывающего производства и по сути дела только позволял начислять за предусмотренный в плане уровень этого показателя до 40% фонда материального поощрения.
ция в районах действия нефтедобывающих объединений производственно-технического обслуживания и дальнейшее освобождение от этих функций предприятий основного производства. Капитальный и средний ремонты осуществляют центральные базы производственного обслуживания (ЦБПО), создаваемые при нефтедобывающих объединениях. Часть этих работ передана ремонтным заводам МНП и других ведомств. Совершенствование системы производственно-технического обслуживания осуществлялось по пути ликвидации трестов материально-технического снабжения, соответствующих отделов предприятий, а также многочисленных мелких складов. В составе объединений были созданы хозрасчетные Управления производственно-технического обслуживания и комплектации (УПТОК) с сетью территориальных крупных баз в районах ведения работ. Это позволило сконцентрировать ресурсы, сократить число перевалок грузов, освободить предприятия основного производства от снабженческих вопросов, ликвидировать более тысячи различных складов, наладить четкий учет материальных ресурсов.
В десятой пятилетке большое внимание уделялось стимулированию за снижение удельных трудовых затрат. Потонные ставки по этому показателю были на предельно высоком уровне. Они обеспечили отчисления в ФМП до 60 % суммы экономии фонда заработной платы, полученной в результате снижения трудоемкости обслуживания скважин в нефтедобывающих объединениях. Это способствовало росту производительности труда п снижению удельных трудовых затрат по отрасли с 1,94 до 1,6 человека в расчете на скважину. В одиннадцатой пятилетке роль этого фондообразующего показателя усилится в связи с тем, что удельные трудовые затраты по отрасли к 1985 г. предусмотрено сократить до 1,35 человека на скважину.
Создание крупных баз производственного обслуживания в нефтедобывающих объединениях предполагает централизацию всего ремонтного хозяйства, способную значительно улучшить использование всего парка производственного оборудования. Немаловажная роль здесь принадлежит металлообрабатывающему оборудованию. Анализ состояния парка металлообрабатывающего оборудования на предприятиях бурения объединения «Башнефть» выявил его удовлетворительную оснащенность как в количественном отношении, так и в отношении технологической структуры. Тем не менее было установлено, что физический и моральный износ всего станочного парка приближается к критическому. Средний коэффициент износа станков достаточно велик — 0,53, а по основной группе — токарной и трубонарезной еще выше и составляет соответственно 0,71 и 0,62. В некоторых управлениях буровых работ станки находятся в эксплуатации более 20 лет, их загрузка едва превышает 50%. Все это снижает эффективность работы баз производственного обслуживания, не позволяет в полной мере использовать преимущества централизации вспомогательного производства.
В десятой пятилетке продолжительность цикла Тц строительства скважин стала одним из основных показателей деятельности буровых предприятий, характеризующим уровень организации производства в нефтедобывающих объединениях.
ФСКМ и ЖС так же, как и в нефтедобывающих объединениях, образуется в доле от ФМП. Размер отчислений составляет 41,2%.
В современных условиях, когда повсеместно в управлении используют ЭВМ, когда в нефтедобывающих объединениях функционируют кустовые вычислительные центры, необходимо идти не по пути упрощения расчетов 'ради упрощения, а по пути применения методов, позволяющих в полной мере использовать всю имеющуюся информацию. В связи с этим трудно согласиться с авторами статьи [И], предлагающими нормировать расход тампонажного цемента с помощью регрессионных моделей, обосновывающих возможность и необходимость этого наличием АСУ и ЭВМ. Следует отметить, что применение регрессионных моделей для целей нормирования оправдано в тех случаях, когда затруднено использование более точных прямых расчетов. В данном случае правильнее было бы использование прямых расчетов, которые весьма трудоемки без применения ЭВМ и АСУ. Поступающая от нефтедобывающих предприятий нефть принимается нефтепроводными управлениями порезервуарно с оформлением приемо-сдаточных актов. В этих актах указываются масса принимаемой нефти, содержание воды, солей, механических примесей, серы, парафина и другие показатели.
В нефтяной промышленности значителен удельный вес оборотных средств на готовую продукцию в емкостях предприятий, слагающийся из нефти, подготавливаемой к сдаче (в отстойниках, де-эмульгаторах) ; нефти, подготовленной к сдаче и находящейся в товарных резервуарах; нефти, находящейся в виде «мертвых» остатков в емкостях и нефтепроводах. Норматив оборотных средств на готовую продукцию у нефтедобывающих предприятий составляет обычно около 5 сут.
для учета и планирования объемов производства продукции нефтедобывающих предприятий;
для расчетов нефтедобывающих предприятий с предприятиями Главтранснефти Миннефтепрома и другими предприятиями трубопроводного транспорта.
Во второй и последней серии концессионных соглашений, заключенных королевским правительством за 1966—1968 гг., не содержалось почти никаких принципиальных отличий от уже действовавших в Ливии договоров. Единственным новым моментом были проекты совместных нефтедобывающих предприятий с французскими компаниями ЭРАП и СНПА, а также с четырьмя другими фирмами на аналогичных условиях, которые в своем первоначальном варианте не были реализованы. Созданной главным образом для их осуществления Ливийской генеральной нефтяной корпорации («Липетко») отводилась роль «младшего» или «спящего» партнера, обремененного довольно тяжелыми финансовыми обязательствами, но с меньшей долей участия в активах и фактически без контроля над операциями запроектированных совместных предприятий.
Р. Н. Андреася'н и А. Д. Казюков совершенно справедливо подчеркнули явную недостаточность отдельно взятого чисто количественного показателя — «процентной нормы» национального сектора в активах нефтедобывающих предприятий —для всесторонней оценки конкретных мер участников ОПЕК по огосударствлению их сырьевого хозяйства. Можно привести немало практических аргументов в пользу выдвинутого ими теоретического положения, согласно которому «даже неполная национализация в странах с прогрессивными режимами имеет гораздо большее антиимпериалистическое значение, чем полное огосударствление собственности иностранных нефтяных компаний в иных государствах Аравийского полуострова на условиях взаимоприемлемого соглашения между феодальной верхушкой и иностранными монополиями» [24, с. 60—61]. Сами авторы монографии «ОПЕК в мире нефти» обосновывают данный тезис преимущественно различным применением доходов от сырьевого экспорта в соответствии с социально-экономической и политической ориентацией нефтепроиз-водящих стран, обусловливающей далеко не однозначные представления их правящих кругов о целях развития и способах их достижения. Иначе говоря, дается оценка национализации с точки зрения тех ее последствий, которые выявляются в определенной перспективе и действительно позволяют вынести заключение о политических целях этого мероприятия, о степени его соответствия социально-классовым интересам конкретных слоев общества.
Однако воздействие этих факторов в известной степени элиминируется при сопоставлении иракских и саудовских показателей, так как часть продукции обеих ?тран имела непосредственный выход к средиземноморским портам. Основной же причиной, как особенно наглядно продемонстрировал 1973 год, послужил более действенный контроль трех арабских стран с прогрессивными режимами над собственным экспортным потенциалом, в результате чего они получили сравнительно широкие возможности использовать в своих интересах конкуренцию импортеров на капиталистическом топливном рынке накануне энергетического кризиса и во время его первого наивысшего обострения. Напротив, в иных случаях даже огосударствление основной части или всех активов нефтедобывающих предприятий некоторыми другими участниками ОПЕК не помешало бывшим концессионерам в значительной мере «снять сливки» с напряженной энергосырьевой ситуации благодаря своему статусу привилегированных покупателей жидкого топлива 7.
Вскоре, во второй половине 1981 г., аналогичная по ряду признаков ситуация возникла во взаимоотношениях Ливии (с 1977 г. Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия— СНЛАД) с двумя американскими нефтяными гигантами из числа членов МНК — корпорациями «Экссон» и «Мобил Оцл». Как и французские компании в Алжире, обе эти монополии являлись акционерами совместных с ливийской государственной компанией нефтедобывающих предприятий, основанных взамен бывших концессий после их частичной национализации, но, кроме того, были еще и подрядчиками ЛНОК по контрактам «про-дакшн шэринг». Американские корпорации также выступили с инициативой прекращения своей предпринимательской активности в Ливии. Однако в отличие от французских фирм этот шаг не был увязан с каким-либо формально-юридическим поводом и, что еще более важно, подразумевал полное прекращение операций, включая их деятельность как в рамках смешанных предприятий, так и подрядных соглашений.
Конечно, эти функции постоянно модифицировались, становились более гибкими. Однако и на современной стадии развития империализма обычно формируются комплексы главных объектов картельного регулирования, охватывающие цены и условия платежей, раздел рынков и сбытовую деятельность, причем ограничение ценовой конкуренции и раздел рынков являются его основными целями. Пример крупнейшего и, вероятно, самого мощного в экономической истории монополистического союза капиталистов— Международного нефтяного картеля — на этапе его расцвета демонстрирует полное сочетание перечисленных признаков. Кроме того, его прочность и примечательное «долгожительство» опирались на координацию деловой активности не только в рыночной, но и в инвестиционной, и в производственной сферах через систему концессионных нефтедобывающих предприятий, организованных обычно по типу консорциумов 10.
Важнейшее значение для развития концентрации производства имеет технический прогресс. Прогресс в области техники и организации производства обеспечивает повышение производительности общественного труда и делает экономически целесообразным все большее сосредоточение производства на крупных предприятиях, повышение удельного веса выпуска продукции крупными предприятиями в общем выпуске промышленной продукции. Степень концентрации производства в значительной мере зависит также от сложности технологического процесса изготовления продукции (например, производство нефтяного оборудования, турбин, самолетов и т. д. возможно лишь на крупных предприятиях), запасов полезных ископаемых (например, крупные месторождения нефти являются основой для организации крупных нефтедобывающих предприятий) и масштаба района потребления продукции.
Если в результате мероприятия меняются качество и эксплуатационные свойства выпускаемой продукции, то эффективность данного мероприятия необходимо рассчитать с учетом эффекта у потребителя. Например, более тщательная подготовка нефти в НГДУ, требуя дополнительных капитальных вложений и эксплуатационных затрат, существенно сокращает расходы по транспорту нефти до НПЗ, обезвоживанию и обессоливанию ее на нефтеперерабатывающих заводах. Причем экономия на нефтеперерабатывающих заводах, часто значительно превосходит дополнительные затраты нефтедобывающих предприятий. Для народного хозяйства подобного рода мероприятия эффективны. То же самое можно сказать о мероприятиях, обусловливающих изменение качества вырабатываемых топлив и масел, эффект от которых проявляется у потребителей этой продукции. Однако в ряде случаев при обосновании эффективности таких мероприятий отсутствуют данные, характеризующие прямой эффект у потребителя от применения продукции лучшего качества, и для получения этих данных требуется самостоятельное исследование. Тогда себестоимость продукции более высокого качества целесообразно определять по формуле
Номенклатуры производимой Начального распределения Номенклатура продукции Номенклатуре нефтепродуктов Номенклатурой продукции Наилучшего удовлетворения Номинальных процентных Номинальная заработная Номинальную процентную Нормальные уравнения Нормальным считается Нормальной хозяйственной Нормальное ограничение вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|