Нефтедобывающими предприятиями



Закономерным итогом падения роли справочных цен явилось решение XLII конференции ОПЕК в Вене, состоявшейся в декабре 1974 г., об установлении с 1 января 1975 г. единой продажной (т. е. близкой к рыночной) цены на базисную аравийскую легкую нефть фоб Рас-Таннура. Таким образом, основным объектом согласования между участниками этой организации стали контрактные цены реализации сырой нефти, на основе которых впоследствии устанавливаются справочные цены, применяемые во все более ограниченной области — для расчетов с иностранными пайщиками в смешанных нефтедобывающих предприятиях отдельных стран.

На рубеже 70-х и 80-х годов Ливия и Алжир провели «вторые раунды» переговоров и заключили следующие серии соглашений с западными фирмами на основе, которая стала в какой-то мере традиционной для обоих государств. В Ливии это были снова контракты «продакшн шэринг». Причем и на данном этапе первый из них опять подписан с «Оксилибиа», а второй — с западногерманской «Деминекс» в конце 1979 г. Их условия идентичны с большинством предыдущих подрядных соглашений, предусматривающих раздел продукции между государством и иностранным подрядчиком в пропорции 85:15% [372, 1980, т. 24, № 1, с. 37]. Алжир только за первую половину 1980 г. заключил семь соглашений о геологических изысканиях на жидкие углеводороды (за 1980—1981 гг. их общее число достигло 12). Здесь, как и ранее, предусмотрена организация совместных добывающих предприятий для их разработки. Зарубежными контрагентами «Сона-трак» выступали КФП (в двух контрактах, по которым Отведены разведочные участки в различных районах), три американских аутсайдера — «Стандард Ойл К° оф Огайо», «Сан Ойл Интернэшнл Корп.» и «Америкэн Оуверсиз Петролеум К°» («Амоко»), а также «Бразпетро» и западногерманский консорциум в составе четырех фирм3. В отличие от предыдущих соглашений о партнерстве за алжирской государственной компанией была закреплена более высокая доля участия в будущих смешанных нефтедобывающих предприятиях, которая варьируется от 58% по контракту с «Амоко» до 60% по первому контракту с КФП и с консорциумом фирм ФРГ, до 62%—с «Бразпетро», достигая максимум 65% во втором договоре с КФП, а также с «Сан Ойл Интернэшнл Корп.». Остальные условия аналогичны ранее практиковавшимся в Алжире [386а, 1982, Прил., с. 7].

5 Другие национальные компании государств — членов ОПЕК, как уже отмечено, располагали более ограниченными экспортными ресурсами жидкого топлива, которые сводились главным образом к возможности получать нефть от иностранных концессионеров в счет «ройалти» и в гораздо меньшей степени — благодаря доле участия в смешанных нефтедобывающих предприятиях. Однако даже эти узкие возможности почти не использовались. Сбыт нефти в счет паевого участия поручался обычно полностью иностранным партнерам, а платежи «ройалти» принимались валютой. Поскольку объем последних исчислялся на основе справочных, а не фактических рыночных цен, такая практика с чисто финансовой точки зрения больше устраивала правительства нефтеэкспортирующих государств в 60-е годы (подробнее об этом см. [24, с. 89—92]).

К сырью относится продукция добывающих отраслей промышленности, поступающая в промышленную переработку. Одним из важнейших видов сырья является нефть, поступающая для переработки на нефтеперерабатывающие заводы. На нефтедобывающих предприятиях она учитывается как готовая продукция. В составе оборотных средств нефтеперерабатывающих заводов сырье занимает 11—12 %.

На примере нефтедобывающих объединений рассмотрены экономическая эффективность научно-технического прогресса в нефтяной промышленности и влияние его на развитие народного хозяйства вообще и нефтяной промышленности в особенности, экономическое стимулирование научно-технического прогресса в новых условиях планирования, дан анализ экономической эффективности внедрения новой техники, технологии и организации производства и управления на буровых и нефтедобывающих предприятиях.

Г Применение СПУ на буровых и нефтедобывающих предприятиях позволяет: сократить продолжительность строительства объектов и снизить стоимость работ; укреплять трудовую и тех-нологическую дисциплину; повышать квалификацию рабочих; ликвидировать простои; повысить материальную заинтересованность и эффективность использования технических средств и материально-сырьевых ресурсов.

6. Планирование и оперативный контроль за выполнением оргтехмероприятий на буровых и нефтедобывающих предприятиях.

Систем;1, СПУ может эффективно функционировать только при условии четкой работы всех звеньев, занятых в производстве. Организация такой работы входит в основные функции руководителей. Изучение состояния применения линейных и сетевых моделей в планировании и управлении на буровых и нефтедобывающих предприятиях нефтяной промышленности, проведенное ВИИИОЭНГ и нормативно-исследовательскими станциями объединений, показывает что для широкого внедрения сетевых методов и повышения их эффективности на буровых, вышкомонтажных, нефтегазодобывающих, строительно-монтажных и других предприятиях в составе производственных отделов должны быть созданы штатные группы СПУ. Главной задачей этих групп является разработка сетевых и комплексных планов-графиков на ведение производственных процессов, и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих

В современных условиях решающее значение для роста фондоотдачи на нефтедобывающих предприятиях имеет интенсификация использования эксплуатационного фонда скважин.

Ф. м. и. образуется на основе стабильных нормативов в процентах от массы расчетной прибыли в нефтедобывающих предприятиях и в процентах от фонда заработной платы в буровых предприятиях.

В нефтедобывающих предприятиях Ф. м. п. образуется в зависимости от выполнения плана по двум показателям: расчетном прибыли и производительности труда (удельным трудовым затратам на обслуживание одной скважины).


Нефть и нефтесырье (газовый конденсат) относятся к разряду сырьевых ресурсов страны и в отличие от готовой продукции государственные стандарты на них не устанавливаются. Однако действующие условия, по которым нефть сдается нефтедобывающими предприятиями управлениям магистральными нефтепроводами, определяют качество нефти в той части, в которой человек может воздействовать на ее состав. Так, при извлечении нефти из недр земли она содержит воду, механические примеси и растворимые в воде различные минеральные соли. Содержание воды в отдельных случаях доходит до 20— 25%, механических примесей — до 1—2% и солей — до 8000— 9000 мг на 1 л [40].

участник, как правило, не мог исключительно по своему усмотрению, без согласия другого или других, владеющих большинством или равной долей активов, изменить уровень добычи, а при избытке или дефиците сырья обычно реализовал его партнерам или приобретал у них. Только немногие компании, располагавшие собственными концессиями или нефтедобывающими предприятиями иного типа, нарушали эту систему. Участие узкого круга — преимущественно восьми — монополий в совместных нефтедобывающих концессионных консорциумах не исключало их взаимного соперничества, но было одной из важнейших гарантий единства Международного нефтяного картеля (подробнее см. [286, с. 16— 26; 239, с. 33—34]).

Сдача нефти нефтедобывающими предприятиями нефтепроводным управлениям осуществляется в зависимости от местных условий. Так, если в районе добычи имеется головная i станция магистрального нефтепровода, то пункты сбора нефти соединяют с резервуарным парком головной перекачивающей станции трубопроводами и нефть по ним перекачивают в резервуары нефтепроводного управления. Если

С 1935 г. в нефтяной промышленности стала применяться система двух прейскурантов цен. Введение этой системы цен преследовало двоякую цель. Во-первых, обеспечить рентабельность всем нефтедобывающим предприятиям, имеющим различные уровни издержек производства, во-вторых, иметь твердые постоянные цены на нефть для каждого нефтеперерабатывающего завода. Посреднические функции между нефтедобывающими предприятиями и нефтеперерабатывающими заводами были возложены на нефтеснабженческие организации, где оседала разница, связанная с покупкой нефти по дифференцированным ценам и продажей ее по единым ценам.

Реализация нефти нефтедобывающими предприятиями осуществлялась главным образом чере;; систему ТТУ Главнефте-снабов республик по оптовым ценам предприятий, установленным в 1955 г. для каждого нефтепромыслового управления на базе себестоимости с учетом необходимой рентабельности.

Если говорить об экономической оценке нефтей, то с теоретической точки зрения качество их должно быть увязано с дифференциальной рентой. В нефтяной промышленности эксплуатация месторождений неравной продуктивности обусловливает существование устойчивых различий производительности труда как между отдельными нефтедобывающими предприятиями (где они выше), так и между нефтяными района-

На современном этапе наблюдается активное воздействие сферы обращения на производство. В связи с этим получают дальнейшее развитие товароденежные отношения и хозяйственный расчет, что приводит к необходимости организации прямых длительных связей между предприятиями. В нефтеснабжении под прямыми связями понимаются хозяйственные взаимоотношения между нефтедобывающими предприятиями, НПЗ и трубопроводными управлениями, а также между НПЗ, нефтебазами и потребителями.

На организацию планирования капитальных вложений на уровне Госплана СССР и Министерства нефтяной промышленности влияет специфичность обустройства на нефтяных месторождениях, заключающаяся в том, что имеется множество относительно мелких объектов, различных по технологическому назначению, строительство которых осуществляется в основном по отдельным проектам и титульным спискам, утвержденным объединениями и нефтедобывающими предприятиями. При этом очередность строительства сооружений обусловливается технологическим процессом разработки месторождений в ходе выполнения плана добычи нефти. В силу этого на уровне Министерства и Госплана СССР капитальные вложения в обустройство планируются не по отдельным объектам, а по укрупненным технико-экономическим показателям.

При этом предполагалось, что чем больше прибыли приносит месторождение нефти, газа, иного сырья, тем больше должны быть рентные платежи (в виде соответствующих акцизов по более высоким ставкам). Однако практика показала сложность и малопродук-тивность дифференциации акциза в соответствии с различиями в горно-геологических условиях. Проблема состоит в том, что различия (дифференциальная рента) проявляются на уровне месторождений, а дифференциация осуществляется по нефтедобывающим предприятиям в целом. Подход, когда разница между нефтедобывающими предприятиями учитывается как средняя по десяткам месторождений, является необъективным. Получается, что акциз можно дифференцировать только в соответствии с тем, есть у предприятия деньги или нет. Поэтому в части II Налогового кодекса зафиксирован единый акциз.

Специальный налоговый режим установлен для выполнения соглашений о разделе продукции (СРП). Это вызвано необходимостью учесть особые условия добычи полезных ископаемых, а также четко определить особенности налогообложения при выполнении СРП в целях создания стабильных условий работы для инвесторов на весь период пользования месторождениями полезных ископаемых. Кроме этого, в перечне специальных налоговых режимов предусмотрена и система налогообложения при разработке неиспользуемых и малодебитных нефтяных скважин. Эта система даст возможность применения специального налогового режима нефтедобывающими предприятиями, осуществля-

При этом предполагалось, что чем больше прибыли приносит месторождение нефти, газа, иного сырья, тем больше должны быть рентные платежи (в виде соответствующих акцизов по более высоким ставкам). Однако практика показала сложность и малопродук-тнвность дифференциации акциза в соответствии с различиями в горно-геологических условиях. Проблема состоит в том, что различия (дифференциальная рента) проявляются на уровне месторождений, а дифференциация осуществляется по нефтедобывающим предприятиям в целом. Подход, когда разница между нефтедобывающими предприятиями учитывается как средняя по десяткам месторождений, является необъективным. Получается, что акциз можно дифференцировать только в соответствии с тем, есть у предприятия деньги или нет. Поэтому в части П Налогового кодекса зафиксирован единый акциз.


Номенклатуры выпускаемых Наилучшего соотношения Номенклатура выпускаемой Номенклатуре продукции Номенклатурой выпускаемой Номинальный держатель Номинальным держателем Номинальной стоимостью Номинальную заработную Нормальных грузопотоков Нормальная деятельность Нормальной организации Наилучшие возможности вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика