Нефтегазовой промышленности



Подготовка производства должна обеспечивать неуклонный и непрерывный научно-технический прогресс на предприятиях транспорта и хранения нефти, нефтепродуктов и газа и создавать предпосылки ритмичной и эффективной работы по транспортировке и реализации нефтегазовой продукции.

Себестоимость перекачки (передачи) нефтегазовой продукции относится к числу расчетных показателей плана, самостоятельно разрабатываемых и утверждаемых предприятиями, объединениями газо-, нефте- и нефтепродуктопроводного транспорта. Это позволяет планировать затраты на транспортировку продукции в полном соответствии с требованиями технического прогресса, задачами повышения эффективности работы трубопроводных магистралей. При этом любое повышение издержек обращения должно быть экономически эффективно и обоснованно.

Все разделы и показатели техпромфинплана тесно увязаны между собой и не должны рассматриваться изолированно друг от друга. Различают несколько видов взаимосвязи между показателями техпромфинплана, в числе которых: 1) взаимосвязь между различными показателями внутри каждого раздела техпромфинплана (например, от уровня и роста производительности труда зависит численность работников предприятия, плановый фонд заработной платы зависит от численности рабочих и среднего уровня заработной платы); 2) зависимость между одинаковыми показателями, содержащимися в разных разделах техпромфинплана (например, фонд заработной платы, установленный в плане по труду и заработной плате, должен быть увязан с соответствующей статьей затрат в плане себестоимости перекачки (передачи) нефти, нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам); 3) взаимосвязь между различными показателями разных разделов техпромфинплана (например, показатели эффективности производства увязываются с показателями объема транспортировки и реализации нефти, нефтепродуктов и газа, повышения производительности труда, снижения себестоимости перекачки (передачи) нефтегазовой продукции по магистральным трубопроводам или уровня издержек обращения в нефтеснабсбытовых организациях и др.).

Правильное планирование и- учет издержек обращения и себестоимости перекачки (передачи) нефти, нефтепродуктов и газа — одно из условий хозяйственного расчета, который предполагает, что предприятие, организация, объединение покрывает все расходы на транспортировку и хранение нефтегазовой продукции за счет выручки от ее реализации и получает прибыль. С другой стороны последовательное осуществление принципов хозяйственного расчета, а следовательно, и режима экономии обеспечивает снижение издержек обращения и себестоимости транспортировки и хранения нефти, нефтепродуктов и газа.

План по издержкам обращения и себестоимости траспорти-ровки и хранения нефти, нефтепродуктов и газа — неотъемлемая часть техпромфинплана предприятия, объединения транспорта и хранения нефтегазовой продукции; он неразрывно связан с другими разделами плана — производственной программой, планом по труду и заработной плате, планом технического развития и повышения эффективности производства. Ожидаемый эффект от осуществления каждого из намечаемых в других разделах техпромфинплана мероприятий должен быть обязательно учтен при планировании снижения затрат на транспортировку и хранение нефти, нефтепродуктов и газа, увеличения прибыли и рентабельности.

Условно-переменные расходы — затраты на топливо и энергию, используемые на технологические нужды, — изменяются в основном пропорционально объему транспортировки и хранения нефтегазовой продукции.

Первые две группировки позволяют установить контроль за затратами по месту их возникновения, способствуют более правильному определению себестоимости транспортировки по магистральным трубопроводам отдельных видов нефтегазовой продукции, усиливают действенность внутрихозяйственного расчета.

Группировка затрат по отдельным статьям расходов дает возможность определить себестоимость перекачки отдельных видов нефтегазовой продукции, а также установить под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести работу по изысканию резервов ее снижения.

Финансовый план предприятий, организаций и объединений транспорта и хранения нефти, нефтепродуктов и газа охватывает все виды деятельности: основную деятельность по транспортировке и реализации нефтегазовой продукции, капитальное строительство, ремонт, эксплуатацию жилищно-коммунального и других хозяйств и т. д.

специфических технологических и технико-экономических особенностей процесса транспортировки, хранения, приема и отпуска нефтегазовой продукции.

В системе транспорта и хранения газа, нефти и нефтепродуктов прибыль определяется как разность между выручкой от реализации транспортируемых газа, нефти и нефтепродуктов по оптовым ценам, себестоимостью их транспортировки и ценой покупки нефтегазовой продукции у промысла или нефтеперерабатывающего завода.


В монографии рассматриваются проблемы национального энергосырьевого хозяйства Ливии и Алжира — арабских нефтеэкспортирующих стран с радикально антиимпериалистическими режимами,. их усилия по использованию углеводородного сырья и доходов от нефтегазовой промышленности в интересах ускоренного экономического и социального развития.

Несмотря на усиливающуюся тенденцию к снижению материале- и энергоемкости машин, механизмов и технологических процессов в ходе НТР, сохраняют свое значение и другие, не менее важные факторы — сужение масштабов легкодоступной части: натурально-ресурсного потенциала, особенно в зоне развитого капитализма, и абсолютный рост ресурсопользования,— что обусловливает растущую важность природных, в первую очередь минерально-сырьевых, ресурсов развивающегося мира. Относительно раннее и экстремальное проявление эта тенденция нашла в нефтегазовой промышленности. И хотя аналогичные по глубине энергетическому кризису потрясения в других сырьевых отраслях капиталистического хозяйства труднопредсказуемы, сам по себе долгосрочный характер последней тенденции почти не вызывает серьезных сомнений, как и то, что в перспективе она окажет свое различное по интенсивности воздействие на основные облает» ресурсопользования.

ливо, а вскоре Алжир, Ливия и Ирак также первыми среди членов ОПЕК завершили ликвидацию системы традиционных концессий в своей нефтегазовой промышленности не только формально-юридически, но и фактически.

Наиболее заметных успехов в преодолении этого препятствия, в установлении государственного суверенитета над своим минерально-сырьевым потенциалом добился ряд стран — экспортеров углеводородного сырья (нефти, газового конденсата, природного газа) и некоторых продуктов его переработки. В данной части автор ставит перед собой задачу прежде всего проанализировать экономическое содержание суверенитета над природными ресурсами применительно к нефтегазовой промышленности развивающихся стран, международные производственные отношения на рынке углеводородного сырья, в особенности ту трансформацию, которую они претерпели в 70-е годы, и их современное состояние.

Следовательно, минимальный уровень добычи нефти и газа определяется реальной покупательной способностью экспортных поступлений, которые необходимы для поддержания достаточных темпов расширенного воспроизводства, для финансирования структурных преобразований в народном хозяйстве, социального развития и всех других статей государственных расходов. Перестраивая национальную экономику подчас принципиально различными методами, почти все освободившиеся государства-нефтеэкспорте-ры непременно преследуют такие общие стратегические цели, как всемерная отраслевая диверсификация, преодоление в конечном итоге чрезмерной зависимости от эксплуатации своих невозобновимых ресурсов углеводородного сырья и прежде всего поиск .альтернативных источников экономического роста, денежно-валютных и (или) реальных накоплений, способных заменить доходы от нефтегазовой промышленности. С точки зрения государственных интересов стран-продуцентов минимальное экспортное производство в данной отрасли регламентируется как изнутри — текущими и инвестиционными потребностями в инвалюте, так и извне — условиями торговли.

симости их сырьевой политики в данной области. Далее, анализируя мероприятия в этой сфере, мы постараемся показать, что здесь понятие независимости конкретного отдельно взятого нефтедобывающего государства более относительно, сильнее проявляется интегрированность нефтегазовой промышленности в мировое капиталистическое хозяйство, влияние мирового капиталистического рынка, политики стран—импортеров жидкого топлива, с одной стороны, а с другой — политики иных крупных экспортеров этого сырья. Для эффективного воздействия на эти факторы требуется высокая степень согласованности между странами-нефте-экспортерами. В то же время именно в области производственной и экспортной стратегий, пожалуй, труднее всего скоординировать их интересы, наиболее сильно проявляется противоречивость последних. Хотя и возможны успехи некоторых односторонних мероприятий, но обычно они дают ограниченный эффект, а более отдаленные их последствия могут противоречить поставленным целям;

Эта характеристика К. Марксом возможных ситуаций, которые складываются в процессе капиталистического воспроизводства под действием изменчивого соотношения сил в конкурентной борьбе между его участниками, предельно точно описывает действительный механизм функционирования экспортных предприятий нефтегазовой промышленности в колониальных и зависимых, .а позже в освободившихся государствах на протяжении достаточно длительного периода до начала 70-х годов. Ниже будет подробнее рассмотрено, каким образом очень весомая и даже основная часть рентных доходов присваивалась не собственниками природных ресурсов, а зарубежными нефтяными монополиями-концессионерами, т. е., по сути, капиталистическими арендаторами, а также некоторыми импортерами и потребителями их продукции.

по капиталовооруженности труда нефтегазодобывающая промышленность США в 14,6 раза превосходила обрабатывающую индустрию страны, а по капиталоемкости продукции — в 3,4 раза [186, с. 226 — 227]. Правда, различия в общей фондоемкости их продукции должны быть менее значительны ввиду меньших вложений в оборотный капитал горнодобывающих отраслей, прежде всего за счет практического отсутствия затрат на предметы труда, представленные непосредственно элементами природы. Но если даже абстрагироваться от инвестиций нефтегазодобывающих предприятий в оборотную часть их постоянного капитала и принять в расчет только вложения в оборотные фонды перерабатывающей индустрии (что несколько исказит реальную действительность), то и такое допущение сохранит разрыв в фондоемкостях продукции на уровне 2,6 раза в пользу нефтегазовой промышленности к концу 60-х — началу 70-х годов (рассчитано по [63, с. 194; 186, с. 227]). Проводились и более обобщенные сопоставления, которые выявили значительное превосходство минерально-сырьевых комплексов США и ФРГ в целом над их обрабатывающей промышленностью по фондовооруженности труда (см. [156, с. 159]).

Одна из особенностей нефтегазовой промышленности связана с тем, что в число основных субъектов рентных отношений на мирохозяйственном уровне входят страны—производители углеводородного сырья. Монополия земельной собственности приобретает форму государственного суверенитета над природными богатствами для стран — мировых экспортеров жидкого и газообразного топлива, поскольку там запасы этих сырьевых ресурсов повсеместно принадлежат государству. Государственная экономическая политика в области их использования, которая руководствуется гораздо более сложными и разнообразными интересами, чем у частных земельных собственников, на мировом рынке становится непосредственным фактором рентных отношений. Реализация права собственности стран — продуцентов- сырья или степень зрелости их «естественной» монополии определяется фактически достигнутым суверенитетом. Подчиненное положение нефтеэкспор-тирующих государств наряду с другими развивающимися странами в системе мирового капиталистического хозяйства препятствовало вплоть до начала 70-х годов превращению их в полноправных участников международных экономических, и в том числе рентных, отношений.

ются жесткие количественные квоты на импорт нефти и нефтепродуктов в США. Эти меры почти полностью изолировали внутренний нефтяной рынок страны — крупнейшего потребителя жидкого топлива от внешнего рынка, придали первому замкнутый характер на достаточно продолжительный период — с конца 50-х до начала 70-х годов. Ограничение, а затем и практическое устранение зарубежной конкуренции позволило в целом заметно повысить цены на добываемую в США нефть, эксплуатировать ряд наименее продуктивных в капиталистическом мире месторождений этого сырья с наивысшими ценами производства для соответствующего этапа в развитии нефтегазовой промышленности. На мировой же рынок поступало жидкое топливо из зависимых или освободившихся государств с себестоимостью в несколько раз ниже американской. Это стимулировало снижение цен на данный товар, чем и воспользовались к своей выгоде транснациональные корпорации.

Технико-экономическая возможность установления монопольно-низких цен определялась огромными запасами нефти, обнаруженными после второй мировой войны на Арабском Востоке, и чрезвычайно низкими издержками их разработки. По расчетам известного американского специалиста в области нефтяной промышленности М. А. Эйдельмана, в начале 60-х годов средняя величина этих издержек для неистощенных, работающих на полную мощность скважин в Алжире была в 3,3 раза, в Ливии — в 10,1, а на Ближнем Востоке — более чем в 15 раз ниже, чем в США [198, с. 60, 114—115]. Пока наращивание добычи нефти в этих регионах не сталкивалось с ограничениями ни технико-экономического, ни иного порядка (первые мероприятия развивающихся стран по консервации нефтяных ресурсов относятся к началу 70-х годов), в капиталистической нефтегазовой промышленности за пределами США почти неизменно осуществлялся переход от разработки относительно худших к лучшим месторождениям.


Номенклатуре материальных Номенклатуре выпускаемой Номенклатуру продукции Номинальные процентные Номинальная грузоподъемность Номинального держателя Наилучшие показатели Нормальными условиями Нормальной эксплуатации Нормальной производственной Нормальное соотношение Нормального осуществления Нормального воспроизводства вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика