Нефтегазовую промышленность



С 1991 г. появляются независимые производители в нефтегазовом комплексе. Однако деятельность этих производителей была тесно связана с государством. К числу таких производителей относятся:

5.4. Срок службы и особенности начисления амортизации в нефтегазовом комплексе

В нефтегазовом комплексе амортизационные отчисления по скважинам прекращаются по окончании нормативного срока службы.

5.6. Ремонты, их виды и особенности в нефтегазовом комплексе. Ремонтный фонд

нефтегазовом комплексе ^g

Централизация строительства объектов газовой и нефтяной промышленности, в созданном в 1972 г. Миннефтегазстрое, позволила усовершенствовать процесс строительного производства. Это министерство располагает крупными производственно-территориальными и производственными объединениями, главными управлениями. Производственно-территориальным объединениям подчинены тресты или непосредственно, в зависимости от функциональной направленности их деятельности, строительно-монтажные управления (СМУ) и строительные управления (СУ). Тресты, входящие в состав главков или объединений, располагают парком строительных машин, производственными предприятиями по изготовлению конструкций, ремонтными базами и транспортными предприятиями. Тресту подчинены строительно-монтажные и строительные управления. Производственно-территориальные объединения, не имеющие трестов и обладающие их правами, как правило, размещают в районах непосредственного строительства. Они осуществляют руководство общестроительными и специализированными СМУ и СУ, выполняющими работы по обустройству нефтяных и газовых месторождений, строительство подземных хранилищ газа, резервуарных парков для хранения нефти и нефтепродуктов, газоперерабатывающих заводов и т. д. В состав производственных объединений входят базы механизации, предприятия по изготовлению строительных конструкций, автобазы и другие хозяйства. Так, производственные объединения типа «Сибкомплектмонтаж» (Тюмень) предназначены для обеспечения строительства в крупном промышленно-территориальном комплексе, например в нефтегазовом комплексе Западной Сибири.

Акционирование (выпуск собственных акций) как метод формирования инвестиционных ресурсов предприятия обычно используется для реализации крупномасштабных проектов при отраслевой или региональной диверсификации инвестиционной деятельности (например, в нефтегазовом комплексе России). Однако в практике зарубежного инвестирования данный метод используется в ограниченном размере. Выпуск ценных бумаг считается очень дорогостоящим делом, требующим большого опыта и знаний. Так, исследование, проведенное американскими специалистами, показало, что для 80 % опрошенных промышленных предприятий дополнительная эмиссия акций сопровождалась потерями до 30 % общей объявленной к дополнительному выпуску цены акций. Российский же рынок корпоративных акций практически слабо выполняет функцию трансформации финансовых ресурсов в инвестиции. За счет эмиссии корпоративных ценных бумаг на сегодня финансируется менее 1 % всех внебюджетных инвестиций.

В 1985 г. по инициативе Миннефтегазстроя СССР при участии Госстроя СССР, Мингазпрома СССР и Миннефтепрома СССР разработана и утверждена на 1986—1990 гоДы "Программа работ по развитию комплектно-блочного метода строительства объектов нефтяной и газовой промышленности в Западно-Сибирском нефтегазовом комплексе с учетом использования накопленного опыта для других районов страны". Эта Программа предусматривала решение лишь отдельных задач совершенствования хозяйственного механизма.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ

Анализ эффективности инвестиций в нефтегазовом комплексе Казахстана показывает, что они являются главным фактором того, что наша страна добилась высоких показателей роста внутреннего валового продукта - более 9% (11 место в мире). Страны, которые добились большего показателя роста ВВП - Экваториальная Гвинея, Чад, Мозамбик и др., больше, чем мы, реализуют сырье. В то же время практика показывает, что эффективность инвестиций в топливно-энергетический комплекс могла бы быть более высокой, если бы не были заключены заведомо проигрышные контракты, например, по Павлодарскому и Шымкентскому нефтеперерабатывающим заводам, разработке месторождений Тенгиз, Кумколь.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ АТЫРАУСКОЙ ОБЛАСТИ


Перед первым обострением энергосырьевого кризиса в 1973 г. монополии так называемой «большой пятерки» (пять американских членов МНК) в среднем получили 68,3% общего объема своих чистых прибылей от зарубежных операций. Удельный же вес развивающихся стран в сумме этих нефтяных доходов из-за рубежа в том же году достигал 68,1%. Таким образом, около половины своих прибылей американский транснациональный нефтяной бизнес извлекал из эксплуатации минерально-сырьевых богатств в освободившихся государствах. Об использовании этих огромных капиталонакоплений дают представление следующие показатели. Из полученных за 1972—1974 гг. дивидендов на американские инвестиции в нефтегазовую промышленность Ближнего-и Среднего (Востока на сумму 11 970 млн. долл. только 148 млн., или 1,2%, были реинвестированы и составили чистый прирост активов США в данной отрасли. Следовательно, прибыли были вывезены и использованы за пределами региона почти полностью (рассчитано по [46, с. 22, 26, 56, 61]). Противоположными финансовыми показателями характеризовалась деятельность американских транснациональных корпораций в США. Например, чистая прибыль компании «Сокал» от операций внутри страны за тот же трехлетний период была на 13,6% ниже суммы, на которую увеличился инвестированный капитал фирмы (рассчитано по [49, с. 133]). Подобная же картина устойчивого превышения внутренних инвестиций над доходами наблюдалась у этих компаний и в предыдущем десятилетии.

территории, отведенной совместному предприятию. Соглашение характеризовалось и рядом других выгодных Алжиру моментов, включая сокращенные вдвое по сравнению с традиционными концессиями максимальные сроки эксплуатации нефтяных месторождений. Главные принципы контракта с «Гетти Петролеум К°», подвергнутые дальнейшей модификации, составили правовую основу для привлечения иностранного капитала в нефтегазовую промышленность АНДР на более чем десятилетний период — вплоть до конца 70-х годов.

Свертывание активности двух корпораций, по всей видимости, не случайно совпало с резким обострением американо-ливийских отношений, а было им в значительной' мере обусловлено. Почти непосредственно за согласованием условий, на которых ЛНОК переданы активы «Экссон», США усилили нападки на антиимпериалистическую и дружественную СССР внешнюю политику Джамахирии. Вашингтон ввел торгово-экономическое эмбарго против СНЛАД. Тем не менее корпорации отрицали политическую мотивировку своих действий. Они выдвигали на передний план уменьшение доходности инвестиций в нефтегазовую промышленность этой страны за последние годы. Обозреватель «Интернэшнл Геральд Трибюн» Д. Мартин со ссылкой на их мнение «преобладающей причиной» свертывания операций «Экссон» в СНЛАД называет «недовольство неподатливостью Триполи по вопросу о снижении цен, достаточном для того, чтобы производство ливийской нефти сделалось прибыльным» [368, 07.01.1982]. Ливийские источники, напротив, подчеркивают политический аспект. Например, издававшийся в Лондоне журнал «Джамахирия ре-вью» указал на то, что «Вашингтон стремится причинить ущерб экономике Джамахирии, добиваясь от нефтяных компаний США прекращения их операций в Ливии» [369, 1982, № 21, с. 18], и что «Экссон» следует в русле этой политики.

В государственном секторе данный хозяйственный эксперимент, по существу, до сих пор не распространен на ключевую отрасль — нефтегазовую промышленность. В другой важнейшей области, кредитно-банковской системе, введенное самоуправление фактически носит ограниченный характер. Оно сосредоточено преимущественно на решении кадровых вопросов, а также осуществляет отдельные функции контроля за кредитованием частных физических лиц. Объективная необходимость в более высокой стадии обобществления этих сфер хозяйственной деятельности находит выражение в том, что нефтяная, финансовая, внешнеторговая политика и еще целый ряд направлений экономической стратегии наряду с инструментами ее реализации остаются безраздельной прерогативой центральных правительственных органов страны. Кампания «захвата» предприятий не затронула также иностранные фирмы — партнеров государства по нескольким смешанным акционерным обществам и подрядчиков, занятых на контрактной основе осуществлением крупных проектов в рамках плана социально-экономического развития Ливии.

Конференция ОПЕК в сентябре 1971 г. утвердила решимость стран-членов организации добиваться эффективного участия в нефтяных концессиях. К этому периоду Алжир, Индонезия и Венесуэла уже национализировали свою нефтяную промышленность, в 1971 г. Ирак национализировал ИНК; Иран национализировал свою нефтегазовую промышленность еще в 1951 г. Только Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ стремились добиться эффективного участия в концессиях, что в большей степени отвечало их финансовым интересам, чем желанию контролировать нефтяную промышленность.

Мексика — первая в мире развивающаяся страна, национализировавшая в 1938 г. нефтегазовую промышленность. В самом начале XX в., когда на побережье Мексиканского залива близ порта Тампико были открыты крупные запасы нефти, ее добычу полностью захватили в свои руки иностранные монополии. И хотя Мексика в первой четверти нашего столетия вышла в число ведущих нефтедобывающих стран мира, она практически никаких выгод от эксплуатации своей нефти не получила. Не было построено ни одного нефтеперерабатывающего завода, совершенно не использовался попутный нефтяной газ, не развивалась нефтехимия. После национализации почти вся добываемая нефть перерабатывается в стране и идет на нужды национальной экономики и экспорт. Вся добыча, разведка, переработка и транспортировка нефти и газа находятся в ведении государственной нефтяной компании «Петролеос мехиканос» (сокращенно ПЕМЕКС).

Мексика — первая в мире развивающаяся страна, национализировавшая в 1938 г. нефтегазовую промышленность. В самом начале XX в., когда на побережье Мексиканского залива близ порта Тампико были открыты крупные запасы нефти, ее добычу полностью захватили в свои руки иностранные монополии. И хотя Мексика в первой четверти нашего столетия вышла в число ведущих нефтедобывающих стран мира, она практически никаких выгод от эксплуатации своей нефти не получила. Не было построено ни одного нефтеперерабатывающего завода, совершенно не использовался попутный нефтяной газ, не развивалась нефтехимия. После национализации почти вся добываемая нефть перерабатывается в стране и идет на нужды национальной экономики и экспорт. Вся добыча, разведка, переработка и транспортировка нефти и газа находятся в ведении государственной нефтяной компании «Петролеос мехиканос» (сокращенно ПЕМЕКС).

почти все развитые капиталистические страны, в 1975— 1985 гг. в этих странах должен быть обеспечен прирост собственного производства топлива и энергии в размере 3,5% в год по сравнению с 2,8% в 60-е годы и 1,2% в 1970—1974 гг.1 . Это потребует по оценкам капиталовложений порядка 1500—1750 млрд. долл., в том числе в нефтегазовую промышленность — 700 млрд. долл., угольную — 50 млрд. долл., электроэнергетику — 750 млрд. долл. При этом доля энергетики во всех инвестициях в экономику этих стран должна возрасти от 8% в начале 70-х годов до 16% к середине 80-х годов2.

Необходимые капиталовложения в развитие производства топлива и энергии в США в 1976—1985 гг. исчисляются ъ 850—900 млрд. долл., в том числе в нефтегазовую промышленность — свыше 400 млрд. долл., электроэнергетику — 370 млрд. долл., угольную промышленность— 35—40 млрд. долл.1. Инвестиции, связанные с осуществлением комплекса мер, направленных на экономию и рационализацию использования топлива и энергии, оцениваются в 220—280 млрд. долл. Есть предложения о дополнительном перераспределении капиталовложений— вложить в программу по экономии и рационализации использования энергии до 520 млрд. долл., поскольку они являются примерно в 2 раза более эффективным, чем расходы, необходимые на обеспечение прироста добычи эквивалентного количества топлива и энергии.

Американцы и западноевропейцы привыкли воспринимать нефтегазовую промышленность как рядового участника в списке

Медленно, но верно эти страны вновь начинают открывать двери изгнанным транснациональным компаниям и разного рода новым игрокам. Нетрудно понять, как приток новых капиталов и особенно новых технологий оживит местную нефтегазовую промышленность. К тому же подобная деятельность нередко приводит к внутренним политическим последствиям.


Номенклатуре выпускаемой Номенклатуру продукции Номинальные процентные Номинальная грузоподъемность Номинального держателя Наилучшие показатели Нормальными условиями Нормальной эксплуатации Нормальной производственной Нормальное соотношение Нормального осуществления Нормального воспроизводства Нормальность распределения вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика