Национальными компаниями



— использование внешней нефтяной политики как регулятора предложения на мировом капиталистическом рынке жидкого топлива, как весьма существенного средства воздействия на его конъюнктуру и прежде всего на ценообразование. Чаще это средство используется для сдерживания поставок с целью повысить или стабилизировать цены. В таком качестве оно относится к условиям, лимитирующим «потолок» производства. Однако встречаются и факты противоположного применения экспортной тактики, наиболее характерные для Саудовской Аравии, которая временами максимизировала нефтедобычу для сбивания цен, хотя это и противоречило официально объявленной ею долгосрочной производственной и финансово-экономической стратегии. Но в данном конкретном случае, как и в ряде других, правящие круги этой нефтяной монархии руководствовались скорее своими узкоклассовыми, чем общенациональными интересами.

Возможность более или менее свободно маневрировать уровнем добычи и экспорта углеводородного сырья в очерченных здесь границах в соответствии с подлинно национальными интересами стран-продуцентов и определяет, на наш взгляд, степень незави-

В свете всего сказанного совершенно ясно, что милитаристский курс Соединенных Штатов в отношении стран Персидского залива, который был провозглашен в начале 1980 г., был продиктован соображениями, не имеющими ничего общего ни с интересами мира, ни с интересами безопасности стран этого района, ни с истинными национальными интересами самих Соединенных Штатов.

ном или международном уровне, будет зависеть от масштабов международного сотрудничества по общим вопросам в области нефти. Если сотрудничество между нефтепотребляющими районами по таким, например, проблемам, как совместное наблюдение за потоками поставляемой нефти и координирование последних, будет налаживаться успешно, вопрос о деятельности международных и национальных нефтяных компаний не будет таким острым. Но если будет установлен принцип «мсаждый за себя», отдельные правительства могут проявить тенденцию к осуществлению более тщательного контроля над деятельностью компаний, оказывая предпочтение национальным компаниям, чтобы последние поступали в соответствии с национальными интересами.

В последние десять лет утверждение о том, что несколько крупнейших компаний обладают огромной наднациональной властью, все меньше и меньше отражало истинное положение вещей, если оно вообще когда-либо было обоснованным в том смысле, как это изображали некоторые критики. Вполне возможно, что международные компании заправляют такими бюджетами, которые в несколько раз превышают бюджеты большинства африканских, азиатских и латиноамериканских государств. Свобода инвестировать и перебрасывать фонды в рамках своей структуры, безусловно, приводит к реальным конфликтам между их корпоративными интересами и национальными интересами стран, где компании осуществляют свои операции. Но то обстоятельство, что их капиталовложения существуют в виде физических активов, таких, как нефтеперерабатывающие, сбытовые и нефтедобывающие предприятия, делает их во многих отношениях гораздо более уязвимыми в условиях давления со стороны националистических кругов, чем если бы они занимались исключительно торговлей. Как об этом неоднократно свидетельствовала национализация этих активов во многих странах в прошлом, если операции нефтяных компаний становятся объектом нападок, последние мало что могут сделать, как бы мала ни была страна, где они подвизаются. И, как показали длительные переговоры производителей и потребителей с правительствами по поводу цен, государственного участия в деятельности компаний и условий предоставления концессий, после того как капиталовложения в эти активы уже сделаны, компании проявляют естественную тенденцию цепляться за них любой ценой.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами.

Несмотря на общую тенденцию либерализации международного обмена товарами, услугами и капиталом, каждое государство сохраняет определенные инструменты регулирования экспорта и импорта. Их целью является защита отечественных производителей, особенно в период структурной перестройки и преодоления кризисных затруднений, укрепление национальной безопасности — сохранение стратегических отраслей, гарантирующих непрерывность воспроизводственного процесса (энергетика, транспорт, связь и т.п.), и обороноспособности страны, получение встречных уступок от партнеров в торговле, а также обеспечение бюджетных поступлений. В то же время протекционизм повсеместно является средством проведения структурной политики, а не решения фискальных проблем. В современных условиях наблюдается не столько противостояние идеологии свободной торговли (либерализации) и протекционизма, сколько оптимальное сочетание этих двух инструментов хозяйственного регулирования в интересах максимально эффективного включения национальной экономики в мирохозяйственные связи. Пропорции и формы подобного сочетания в данный момент определяются прагматичными национальными интересами страны.

Состав участников «европейской валютной змеи» расширялся: в мае 1972 г. к ней присоединились Великобритания, Ирландия, Дания, а с марта 1973 г. — Норвегия, Швеция. Однако этот состав оказался нестабильным: постепенно из него вышли все перечисленные страны, кроме Дании. Франция дважды покидала «змею» (19 января 1974 г. и 16 марта 1976 г.) и один раз возвращалась (9 июля 1975 г.). Причиной частых выходов стран из системы являлось их нежелание тратить золото-валютные резервы для поддержания узких пределов колебаний курса своих валют. После утверждения в мае 1998 г. состава зоны евро (11 из 15 стран ЕС) введена жесткая взаимная связанность курсов их валют до января 1999 г. во избежание осложнений перехода к единой валюте — евро. Одновременно сближены процентные ставки. Европейский центральный банк устанавливает единые валютные курсы и процентные ставки, отдавая приоритет общим целям ЕС по сравнению с национальными интересами.

Пройдя тернистый путь к коммерческому успеху на неустойчивом и труднопредсказуемом российском рынке, АО «Международное экономическое сотрудничество» провело пилотные работы в агропромышленном секторе экономики, осуществив благую задумку семилетней давности. Провело на свой страх и риск, без государственных дотаций и субсидий, щедро выделяемых государством на поддержку аграрного производства. Просчитан деловой интерес не столько на сегодняшний, сколько на завтрашний день. И этот частный интерес оказался неразрывно связанным с национальными интересами России».

До сих пор я рассматривал недостатки представительной демократии. Но, как мы видели, взаимосвязь между демократией и рыночной экономикой довольно условна. Мировая капиталистическая система охватывает различные политические режимы. Мировой экономике не соответствуют ни мировое сообщество, ни, уж конечно, демократия во всем мире. Международные отношения основаны на принципе национального суверенитета. Суверенные страны руководствуются своими национальными интересами. Интересы государств не обязательно совпадают с интересами граждан, и государства, похоже, еще меньше волнуют граждан других стран. В современные структуры практически не встроены никакие гарантии защиты интересов людей. ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, однако какого-либо механизма проведения ее в жизнь до сих пор нет. Имеются ряд международных договоров и определенные международные институты, но их влияние ограничено узкими рамками, отведенными им суверенными странами. То, что происходит внутри границ отдельных государств, в основном выпадает из сферы международного надзора. Все это не представляло бы угрозы для мировой капиталистической системы, если бы государства были демократическими, а рынки — саморегулирующимися. Но все далеко не так. Серьезность угрозы требует более пристального рассмотрения. Сначала мы проанализируем преобладающие взгляды на международные отношения, а затем — фактическое положение дел.

Процесс интеграции сталкивается с трудностями. Его инициирует политическая элита, но он лишается поддержки со стороны масс. Идея единой Европы была в высшей степени заманчивой, особенно когда память о последней войне была еще свежа в умах людей, а Европа испытывала угрозу со стороны Советского Союза. Реалии Европейского союза в том виде, в каком он функционирует сейчас, куда менее привлекательны. В политическом отношении это — по-прежнему союз государств, которые делегировали Европейскому союзу часть своего суверенитета. В экономической области, где такое делегирование произошло относительно давно, Союз функционирует довольно успешно, но в политической сфере делегирование полномочий практически отсутствует. Европейская комиссия действует по указаниям Совета министров, однако оба органа руководствуются скорее национальными интересами, чем общей задачей. Решения принимают форму международного договора: его трудно заключить и еще труднее изменить. Членов Комиссии назначают в соответствии с национальными квотами, а ее работа подвержена всем недостаткам бюрократического аппарата, вынужденного служить не одному господину, а пятнадцати господам. Перед нами предстает тяжеловесная бюрократическая организация, работающая непонятным образом, окутанная секретностью и не подотчетная общественности. Чтобы изменить такое представление, работа Комиссии должна быть подотчетна гражданам этих стран, либо через их национальные парламенты, либо через Европейский парламент, но граждане не требуют этого, так как утратили ко всему интерес. Национальные правительства усвоили дурную привычку винить Брюссель во всем, что не нравится их гражданам, а Европейский парламент в целом не пользуется должным уважением.


Одна из форм конкурентной борьбы. В основном практикуется для завоевания внешних рынков. Сущность демпинга состоит в продаже товаров по искусственно пониженным — демпинговым — ценам. При высоких ценах на внутреннем рынке продажа товаров на экспорт по заниженным ценам (бросовый экспорт) способствует вытеснению конкурентов и завоеванию внешнего рынка. Считается средством нечестной конкуренции и запрещается законодательством ряда стран. Критерии определения демпинговых цен различны. Так, иногда считается, что это цены, которые ниже издержек производства. Обвинение в использовании демпинговых цен часто выдвигается национальными компаниями против зарубежных поставщиков, пытающихся продать свои товары дешевле, чем принято на данном национальном рынке.

другой, более общей оценке, на 1983 г. структура мирового капиталистического рынка нефти определена следующим образом (%): самостоятельные продажи национальными компаниями нефтеэкспортирующих стран по долго- и среднесрочным контрактам — свыше 40, межфилиальные и контрактные поставки нефтяных ТНК —до 40, операции на «свободном» рынке при посредничестве брокеров (сделки преимущественно с наличным товаром и реже по краткосрочным контрактам)—около 20 [248, с. 117]. Следует, однако, обратить внимание на вто-ричность «свободного» рынка нефти и нефтепродуктов. Необходимым условием его функционирования является приток жидкого топлива от непосредственных производителей и (или) первоначальных владельцев — т. е. от тех же национальных компаний государств-продуцентов либо от ТНК с собственными долговременными источниками нефтеснабжения.

Вначале доля нефти, поставляемая бывшим концессионерам по долгосрочным соглашениям, значительно превышала ту часть, которую национальные компании реализовывали самостоятельно. Впоследствии, однако, многие соглашения зафиксировали увеличение доли нефти, реализуемой самостоятельно национальными компаниями.

их инициаторы, они не имели. Если подходить к этому вопросу с позиций внутреннего рынка, большинству стран удалось по крайней мере как-то ограничить деятельность там международных компаний и обеспечить положение, при котором сбыт определенной доли нефти осуществлялся национальными компаниями. Так, к концу 60-х годов в Японии на долю местных компаний приходилось 45% рыночных операций по сравнению с 30% в предыдущее десятилетие, в то время как в Италии, ФРГ и других странах доля продаж нефти местными концернами возросла по крайней мере до одной четверти.

Такие же соображения относятся в значительной мере и к политике правительств стран-потребителей, когда речь идет об их вмешательстве в положение на своих внутренних нефтяных рынках*, а также о контроле над деятельностью нефтяных компаний. Несомненно также и то, что страны будут стремиться к значительному увеличению доли продаж, осуществляемых на их внутреннем рынке национальными компаниями. Для этого они будут оказывать на иностранные нефтяные компании нажим с помощью финансовых правил, осуществлять прямой контроль над слиянием компаний, капиталовложениями в нефтеперегонку и торгово-распределитель-ную сеть. Несомненно и то, что правительства хотели бы иметь возможность осуществлять в значительно больших масштабах прямой контроль над торговой деятельностью международных нефтяных компаний, ценами, по которым продается нефть, и прибылью от нефти. Во время кризиса 1973—1974 гг. правительства слишком большого числа стран почувствовали свою чудовищную зависимость от информации, касающейся деятельности нефтяных компаний, и, естественно, попытаются расширить свой контроль над ними в будущем. Осуществится ли такой контроль на чисто националь-

народной торговли, хотя их доля в этой торговле, несомненно, упадет до уровня их владения нефтеперегонными предприятиями, а возможно, и ниже, по мере того как их позиции будут постепенно все больше подрываться национальными компаниями. Частично они будут все чаще становиться правительственными агентами как по нефтеснабжению, так и по отдельным аспектам деятельности нефтяной промышленности, как, например, нефтепромысловая разведка или строительство нефтеперерабатывающих заводов. Кроме того, они все чаще будут выступать как продавцы нефти на свободном рынке, используя особые преимущества, обеспечиваемые ростом открытого рынка сырой нефти после перехода ее добычи в руки государства.

Одна из форм конкурентной борьбы. В основном практикуется для завоевания внешних рынков. Сущность демпинга состоит в продаже товаров по искусственно пониженным - демпинговым — ценам. При высоких ценах на внутреннем рынке продажа товаров на экспорт по заниженным ценам (бросовый экспорт) способствует вытеснению конкурентов и завоеванию внешнего рынка. Считается средством нечестной конкуренции и запрещается законодательством ряда стран. Критерии определения демпинговых цен различны. Так, иногда считается, что это цены, которые ниже издержек производства. Обвинение в использовании демпинговых цен часто выдвигается национальными компаниями против зарубежных поставщиков, пытающихся продать свои товары дешевле, чем принято на данном национальном рынке.

По мнению исполнительного директора МБРР от России Андрея Бугрова, в стратегическом плане успех взаимодействия страны с Банком определяется не суммой "выбитых из банка денег", а количеством заказов на поставки оборудования, полученных национальными компаниями под финансирование МБРР. За последние три года объем поставок по всем кредитам МБРР (предоставленных всем странам) составил 48 млрд долл. К сожалению, Россия еще не научилась зарабатывать на этом рынке, а оплачивает поставки иностранных компаний кредитами Банка.

принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основного общества. Например, крупнейшая в мире компания по производству конторского оборудования и элек-троннр-вычислительных машин - IBM при международном характере деятельности является национальной фирмой США, так как она зарегистрирована в США, и лишь 4% ее акций находятся у иностранных держателей, остальные сосредоточены в руках американских предпринимателей. Национальными являются и крупнейшие американские автомобильные компании - "Дженерал моторе", "Форд мотор", "Крайслер" и др. Из европейских национальными компаниями являются "Фольксваген" и "Даймлер-Бенц" в Германии; "Бритиш Лейланд мотор корп." в Англии; "Рено" и "Пежо" во Франции; "ФИАТ" в Италии; "Вольво" в Швеции и др. На долю национальных фирм приходится примерно 60% производства автомобилей в Германии, свыше 40% - в Англии, более половины - во Франции.

Законодательство различных стран о положении иностранных компаний существенным образом различается и в значительной степени зависит от политики, проводимой данной страной в отношении привлечения иностранного капитала. Обычно все зарегистрированные в стране иностранные компании пользуются равными правами с национальными компаниями. Вместе с тем в ряде стран установлены специ-

4. Требования правительств, предъявляемые к иностранным фирмам, бюрократические проволочки. Правительства предъявляют к иностранным фирмам множество требований: учреждение совместных предприятий с национальными компаниями, большое число местных наемных работников, передача технологий, ограничение репатриации прибыли.


Необходимость строительства Необходимость выработки Необходимость возникает Необходимость ускорения Необходимости дополнительной Необходимости изменений Необходимости мобилизации Необходимости осуществления Необходимости поскольку Надежность информации Необходимости привлекать Необходимости рассматривать Необходимости согласования вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика