Нефтепродуктов составляет



В ТЭО на строительство объектов транспорта и хранения нефти и газа определяется роль данного объекта в покрытии потребности народного хозяйства в топливе или сырье для нефтехимии; рассматриваются текущие и перспективные балансы производства и потребления газа, нефти и нефтепродуктов по основным потребителям; дается оценка оптимальной проектной мощности нефте-, газо- и нефтепродуктопровода или нефтебазы, сравнивается доставка нефти и нефтепродуктов различными видами транспорта, а также эффективность замены газом других видов топлива и сырья для химической переработки.

Обоснование целесообразности сооружения магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода) начинается с определения экономических показателей транспортировки нефти или нефтепродуктов различными видами транспорта.

2. Перспективное планирование перевозок нефтепродуктов различными видами транспорта. Задача предусматривает заданное размещение пунктов производства нефтепродуктов, пунктов их отправления и назначения. Для транспортной сети в целом эти задачи представляют собой закрытую модель, а для каждого вида транспорта — открытую.

занных с передачей нефтепродуктов из сферы производства в сферу потребления. В издержки обращения включают затраты, связанные с закупкой, транспортировкой, хранением, реализацией нефтепродуктов и т. п. По своему экономическому содержанию издержки обращения нефтеенабсбытовых организаций подразделяют «а торгово-управленческие (затраты на содержание нефтебаз, филиалов и АЗС) и транспортные (затраты на транспортировку нефтепродуктов от нефтеперерабатывающих заводов до объектов нефтебазового хозяйства). Наибольший удельный вес в издержках обращения составляют транспортные расходы (80— 85%), которые в большинстве случаев связаны с оплатой стоимости перевозок нефтепродуктов различными видами транспорта по тарифам. Только расходы на перекачку нефтепродуктов по трубопроводам входят в издержки обращения по себестоимости. Величина издержек обращения характеризуется абсолютным и относительным уровнями, т. е. общей суммой издержек обращения и издержками обращения на 1 т реализованных нефтепродуктов. Уровень издержек обращения на 1 т реализованных нефтепродуктов рассчитывается отдельно по торгово-управленчееким и транспортным затратам. При расчете торгово-управлеяческих расходов исходными данными являются фактические расходы в оазисном году, скорректированные на удорожающие 'или удешевляющие факторы, которые будут иметь место в плановом периоде (ввод новых объектов и увеличение в связи с этим расходов на амортизацию, электроэнергию, топливо, содержание производственно-управленческого персонала, рост транспортных расходов на местные перевозки и т. д.). Планирование транспортных расходов осуществляют исходя из размеров транспортных расходов в базисном году, объема планируемого потребительского товарооборота и заданий по экономии транспортных расходов. При этом учитывают удорожающие или удешевляющие факторы, которые в планируемом году могут оказать влияние на общую сумму транспортных расходов.

Входной информацией для составления транспортных схем являются данные, характеризующие условия обслуживания района при перевозке светлых нефтепродуктов различными видами транспорта от источников ресурсов до потребителей, которые заносятся в формы 020201—020204 (табл. 37).

Блоки 23—26 — определение поучастковых удельных приведенных затрат на перевозку нефтепродуктов различными видами транспорта (железнодорожным, речным, нефтепродуктопроводным, автомобильным с учетом централизованных и децентрализованных перевозок). При этом используется та же методика, что и при определении поучастковых эксплуатационных затрат в блоках 9—12.

В основе оптимального перспективного планирования нефтеснабжения района лежит необходимость удовлетворения научно обоснованной потребности народного хозяйства данного района в нефтепродуктах в условиях формирования рациональных внутрирайонных транспортно-экономических связей и наиболее эффективного использования и развития объектов нефтебазового хозяйства. При перспективном планировании необходимо учитывать нарастание неопределенности исходной информации об условиях нефтеснабжения. Один из способов учета неопределенности — построение и анализ вариантного прогноза перспективных транспортно-экономических связей, отражающего вероятностный характер основных показателей деятельности органов нефтеснабжения. К таким показателям относятся объем реализации массовых светлых нефтепродуктов, который должен соответствовать потребности народного хозяйства обслуживаемого района в этих нефтепродуктах; пропускная способность действующих объектов нефтебазового хозяйства; возможный прирост пропускной способности за счет расширения действующих и строительства новых объектов нефтебазового хозяйства; затраты на транспортировку нефтепродуктов различными видами транспорта; затраты на переработку нефтепродуктов на нефтебазах и в их филиалах и др. Вероятность для перечисленных показателей различна. По некоторым из них известны законы распределения в прошлом, которые могут быть распространены на будущее. По другим показателям могут быть указаны границы

Так, практика применения шаровых разделителей на нефте-продуктопроводе Куйбышев—Брянск показала, что количество смеси сокращается до 20% по сравнению с количеством смеси, образуемой при перекачке прямым контактированием. Определим, каковы будут затраты нефтепродуктопроводного управления при перекачке двух нефтепродуктов различными способами при условии одинаковых затрат на процесс перекачки.

Получая ежедневно информацию о состоянии отгрузки нефтепродуктов различными видами транспорта и наличии их в пунктах производства и перевалки, Главнефтеснаб РСФСР совместно с другими министерствами и ведомствами оперативно принимает меры к устранению недостатков и трудностей, возникающих в процессе текущей работы.

В блоках 23—26 определяются поучастковые удельные приведенные затраты на перевозку нефтепродуктов различными видами транспорта (железнодорожным, речным, продуктопроводным, автомобильным с учетом централизованных и децентрализованных перевозок). При этом используется та же методика, что и при определении поучастковых эксплуатационных затрат в блоках 9—12.

. В организациях системы нефтеснабжения с помощью натуральных измерителей изучают заявки потребителей нефтепродуктов, контролируют реализацию нефтепродуктов по фондовым извещениям, учитывают запасы нефтепродуктов в резервуарных емкостях, объемы поступления и отгрузки нефтепродуктов различными видами транспорта и др.


* Только основные нефтепродукты: бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, смазочные масла, удельный вес которых в общем потреблении нефтепродуктов составляет около-90%; включая потребление на нефтеперерабатывающих заводах.

В Западной Европе основную часть выхода нефтепродуктов составляют средние дистилляты и дизельное топливо, а на бензин приходится лишь 15%. В США удельный вес бензина в общем объеме вырабатываемых нефтепродуктов составляет примерно 45%. При постепенном переходе к использованию неэтилированного бензина нефтяные компании будут вынуждены к 1980 г. дополнительно инвестировать в реконструкцию действующих и строительство новых заводов 2 млрд. долл., а при ускоренном переходе дополнительные затраты оцениваются в 4 млрд. долл.

В настоящее время население стран Западной Европы составляет «коло 11% населения мира; на долю этих стран приходится около 15% разведанных запасов природного газа, 1,5% разведанных запасов нефти и 0,8% добычи нефти капиталистических стран; в то же время их доля в мировом потреблении нефти и нефтепродуктов составляет почти 25%.

0,6% от разведанных запасов нефти и 1,5% от добычи нефти капиталистических стран (1,2% — от мировой добычи нефти), в то же время их доля в мировом потреблении нефти и нефтепродуктов составляет почти 25%.

В основном рост потребления нефтепродуктов в Японии шел за счет мазута, доля которого в общем потреблении нефтепродуктов составляет около 60%. За 6 лет потребление мазута увеличилось в 4,5 раза и почти в 1,3 раза опережало общее потребление нефтепродуктов в стране. Потребление бензина увеличилось за этот период в 2,7 раза, керосина — в 3,5 раза, а газойля и дизельного топлива — в 4 раза.

Сточные воды НПЗ, содержащие нефтепродукты и взвешенные вещества, поступают в гидроциклон, где происходит отделение плавающих нефтепродуктов и крупных механических примесей. Уловленный в верхней части гидроциклона нефтепродукт и осадок (шлам) из конической части гидроциклона выводятся периодически, по мере накопления. Эффективность очистки стока в гидроциклоне от нефтепродуктов составляет 20% масс., от взвешенных веществ - 15% масс. Затем сток направляется в полочный отстойник, где происходит осаждение взвешенных веществ и улавливание основной массы нефтепродуктов. Эффективность очистки от нефтепродуктов составляет 95-98% масс., от взвешенных веществ - 50-75% масс. Осевшие взвешенные вещества (шлам) периодически выводятся. Уловленный нефтепродукт собирается в верхней части полочного отстойника (в сборнике нефтепродуктов) и по мере накопления выводится самотеком.

ния экономико-математической модели. Согласно экономической постановке задачи оптимального перспективного планирования нефтеснабжения эта модель должна охватывать длительный плановый . период—ближайшую пятилетку и последующие 10 лет. Основные исходные данные, характеризующие потребность народного хозяйства в нефтепродуктах, последовательно, по мере удаления планового периода, укрупняются как в территориальном, так и в ассортиментном разрезе. Модель включает в себя источники ресурсов нефтепродуктов (НПЗ, пункты перевалки или пункты распыления железнодорожных маршрутов) с неограниченными объемами поставок нефтепродуктов. На заводах объем местной сдачи нефтепродуктов составляет ^незначительный удельный вес в общем объеме выпуска готовой продукции, а поставку с пунктов распыления и пунктов перевалки можно отрегулировать в оперативном порядке, поэтому ограничения на ресурсы нефтепродуктов по условиям задачи не накладываются. Прикрепление нефтебаз к источникам ресурсов должно проводиться заранее, согласно результатам решения задачи 0200.

Шую долю в суммарных расходах трубопроводного транспорта занимает амортизация (до 50%), затем расходы на электроэнергию (18—20%), заработную плату с начислениями (15-^16%). Средняя себестоимость перекачки нефти и нефтепродуктов составляет 0,1 коп. за 10 т-км, при этом по нефтепродуктам — 1,7—2,0 коп за 10 т-км.

Почти три четверти производимого в стране топлива (не считая светлых нефтепродуктов) составляет так называемое котельно-печное топливо (табл. 1.3), которое идет на производство электрической и тепловой энергии на электростанциях, отопление, непосредственное использование в промышленности и в сельском хозяйстве, сырьевые нужды промышленности и т.д. Потребность в котельно-печном топливе определяется по удельным показателям расхода на единицу продукции. Более половины котельно-печного топлива расходуется на производство электрической энергии, теплоты. Если до 1975 г. резко возрастала доля мазута и газа, то, начиная с начала десятой пятилетки, потребление мазута ограничено за счет увеличения загрузки электростанций, работающих на твердом топливе, замены мазута газом. Увеличиваются централизованные поставки топлива и отпуск теплоты от ТЭЦ и улучшается качественная структура топлива, направляемого для использования на коммунально-сырьевые нужды городов и сел.

Возглавляют систему снабжения народного хозяйства нефтепродуктами Госплан СССР и Госснаб СССР [10, 56]. Госплан СССР осуществляет комплексное планирование поставок наиболее важных нефтепродуктов, а Госснаб СССР через Союз-главнефть и Управление снабжения и межотраслевых связей по топливу выявляет потребность народного хозяйства в нефтепродуктах своей номенклатуры, формирует соответствующий заказ на производство этих нефтепродуктов, составляет балансы и планы распределения. По всем нефтепродуктам, включая номенклатуру Госплана СССР, Госснаб СССР планирует и контролирует межреспубликанские поставки и поставки для удовлетворения общегосударственных нужд [34, 50, 52, 56].

После этого анализируется выполнение плана товарооборота .по ассортименту. Перевыполнение планов реализации одних видов нефтепродуктов не может компенсировать недопоставки других видов, так как народное хозяйство терпит значительные убытки от невыполнения планов снабжения нефтепродуктами по ассортименту. План товарооборота считается выполненным по ассортименту лишь тогда, когда реализация по каждому виду нефтепродуктов составляет не менее 100% планового задания.


Нормальных грузопотоков Нормальная деятельность Нормальной организации Наилучшие возможности Нормального использования Нормального состояния Нормальном распределении Нормально функционировать Нормально распределенной Нормативы достаточности Нормативы обязательных Нормативы определяющие Нормативы потребности вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика