|
Национальным интересам
Здесь большое место отведено современной экономической теории, которая освещает состояние и тенденции хозяйственного развития во второй половине XX столетия. Именно в это время начал действовать такой мощный фактор обновления всего уклада человеческой жизни, как научно-техническая революция. Последняя обусловила переход к информационному обществу и небывалый рост экономической и социальной эффективности производства. Одновременно совершаются огромные перемены в экономических отношениях. Так, в странах Запада утвердилась смешанная экономика и новая система управления национальным хозяйством, при которой впервые государство выполняет множество социально-экономических функций. Россия и ряд других стран вступили в переходный период, ведущий к новому социально-экономическому порядку. Во всем мире быстро развиваются межнациональные и международные интеграционные связи.
Проведенное А. Маршаллом обновление экономической теории коснулось и ее названия. Он исходил из представлений неоклассиков о том, что предметом данной теории является «чистая экономика» — хозяйственная деятельность частных собственников, независимая от общественной формы ее организации. Соответственно была провозглашена «социальная нейтральность» экономической науки. А. Маршалл считал, что надо отказаться от традиционного названия теории «политическая экономия», которое указывало на государственное управление национальным хозяйством. Свой главный труд он озаглавил «The principles of economics» {англ. economics — экономические науки). Так в 1890 г. появилось целостное изложение нового — неоклассического — направления экономической теории. С 20-х годов это направление в англо-американской экономической литературе получило название «экономике», которое вытеснило термин «политическая экономия».
Итак, изучение острых макроэкономических проблем вплотную подвело нас к тому, чтобы рассмотреть, как организовано управление национальным хозяйством.
Существо макро- Рассмотрим вопрос по существу: почему необходимо экономического управлять национальным хозяйством в целом? В чем регулирования состоит главная цель такого экономического управления? Ответ на эти вопросы связан с пониманием характера объектов управления.
Управляющее воздействие оказывается на Управление национальным хозяйством
Четвертый принцип: политика эффективного спроса опирается на научные макроэкономические модели, которые необходимы для управления национальным хозяйством.
Проведенный здесь сравнительный анализ рыночного и государственного макрорегуляторов позволяет сделать важный вывод. В целях улучшения управления национальным хозяйством разумнее всего не менять попеременно один регулятор на другой, а перейти к смешанному (комбинированному) типу управления, в котором органически соединяются достоинства двух ранее действовавших хозяйственных механизмов.
В самом начале экономических реформ — уже в 1992 г. — было ясно, пожалуй, только одно: надо уходить от командно-административной системы управления национальным хозяйством. Но какой иной тип макрорегулятора выбрать? По этому поводу у экономистов и государственных: деятелей России не было единства и согласия.
Открытым национальным хозяйством является такая макроэкономика, в которой часть продукции создается для внутреннего потребления, а оставшаяся доля идет на экспорт ЕХ — продается за рубеж. Вместе с тем часть доходов идет на импорт Ш — закупки товаров и услуг, изготовленных в иных странах. Все доходы и расходы образуют валовой национальный продукт:
мики, фактически управляющим национальным хозяйством. Для Рос-
Здесь большое место отведено современной экономической теории, которая освещает состояние и тенденции хозяйственного развития во второй половине XX столетия. Именно в это время начал действовать такой мощный фактор обновления всего уклада человеческой жизни, как научно-техническая революция. Последняя обусловила переход к информационному обществу и небывалый рост экономической и социальной эффективности производства. Одновременно совершаются огромные перемены в экономических отношениях. Так, в странах Запада утвердилась смешанная экономика и новая система управления национальным хозяйством, при которой впервые государство выполняет множество социально-экономических функций. Россия и ряд других стран вступили в переходный период, ведущий к новому социально-экономическому порядку. Во всем мире быстро развиваются межнациональные и международные интеграционные связи. В противоположность нефтяным монополиям, целью, соответствующей подлинно национальным интересам стран-продуцентов, является максимизация не текущих, а общих доходов и комплекса выгод, которые могут быть получены от эксплуатации их природных ресурсов в течение всего срока разработки. А. Д. Джохэйни отмечает, что «нефтепроизводящие страны... не сталкиваются с неопределенностью в отношении своего права собственности и, таким образом, они располагают более широкими хронологическими границами, диктующими им меньшие объемы производства (углеводородного сырья.— В. К.) и как результат — более высокие, чем при иных обстоятельствах, цены» [274, с. 37].
Стремясь к наиболее полному соответствию нефтяной политики долгосрочным национальным интересам, антиимпериалистический режим Ливии с начала прошлого десятилетия первым среди государств — участников ОПЕК приступил к активной и последовательной консервации ископаемых ресурсов. В течение 1970—1975 гг. это государство произвело самое значительное абсолютное сокращение экспорта нефти с 159,4 млн. до 69,2 млн. т в год (на 90,2 млн. т), а также относительное — на 56,6% (рассчитано по [353, 1982, № 10, с. 153]). Таким образом, Ливия внесла наиболее весомый реальный вклад в сдерживание роста поставок на мировой капиталистический рынок жидкого топлива в тот важный для нефтеэкспортирующих стран период и в создание благоприятной для них конъюнктуры. Политика этого государства стала не последней по значению предпосылкой «революции цен» 1973—1974 гг., а затем в условиях временного сокращения спроса
паний со странами—членами ОПЕК, также заявил, что «и американские, и иностранные нефтяные компании, оперирующие за границей... превратились практически в заложников основных стран-производителей и лишены желания и возможности сопротивляться их требованиям о повышении цен или увеличении доли участия». «Во всяком случае, — заключает он, — существующие стимулы не гарантируют того, что деятельность этих компаний будет соответствовать национальным интересам Соединенных Штатов» 31.
Серьезные нарушения при проведении приватизации и нанесение ущерба национальным интересам дают реальные основания для деприватизации. Способы последней могут быть различными. Среди них: 1) расторжение в судебном порядке договоров о приватизации, 2) выпуск под задолженность государству по налогам дополнительного пакета акций и передача его государству в залог, 3) возврат предприятий в госсобственность через процедуру банкротства, 4) выкуп государством акций по цене, по которой они им в свое время были проданы. После деприватизации предприятия не обязательно должны оставаться в собственности государства. Они могут быть переприватизированы, в том числе в формах, учитывающих необходимость обеспечения доступа к собственности более широких слоев населения.
Многие видные ученые и политические деятели рассматривают глобализацию как явление сугубо положительное. Но звучат и другие голоса. Глобализация — фактор снижения реального уровня жизни основной части населения планеты, разрушения сложившихся демократических традиций и даже прямая угроза национальным интересам отдельных стран. В этом аспекте звучат такие аргументы.
Все это предоставит России уникальную возможность освободиться от диктата МВФ, а вместо его «рекомендаций» проводить внешнюю и внутреннюю политику, отвечающую собственным национальным интересам, прежде всего позволит расширить кооперацию со странами ЕС. В конце 1998 г. на них приходилось до 60% российской внешней торговли (против 4% с США), в их валютах номинировано до 40% внешнего госдолга России, до 25% резервов Центробанка России, почти 60% иностранных инвестиций в нашу экономику.
Российская общественность, да и многие представители политических и деловых кругов за рубежом (за исключением монетаристов-догматиков «российского разлива», отставников и некоторых действующих политиков, ответственных за очевидные провалы экономической политики 1990-1998 гг.) дают резко негативную оценку результатам праворадикального эксперимента над нашей экономикой. Всеобщим стало требование выработать новые подходы к углублению и обеспечению позитивного характера рыночных преобразований в стране, придания им стратегического характера и полного соответствия национальным интересам. Политическая ситуация дает подтверждение и одновременно важные предпосылки реализации этого требования: прошли выборы в Государственную думу, избран новый президент действующих институтов социально ориентированного рыночного хозяйства. Для того, чтобы создать данную модель и сделать ее реальной, необходимо коренным образом изменить российскую экономическую политику, отойти от «дикого капитализма», который практиковали обогатившиеся российские олигархи в девяностых годах. Новый президент уже делает акцент на «правах собственников», уделяет особое внимание формированию «некоррумпированной бюрократии».
Кроме того, социальная защита уязвимых слоев населения рассматривается с точки зрения удовлетворения первичных потребностей (по А. Маслоу), а социальная защита вузовских работников - не только первичных, но и вторичных, более существенных потребностей. "Они работают не просто за зарплату, а во имя того, чтобы служить наивысшим национальным интересам. Деньги, престиж, комфорт для таких людей - не главное. И таких работников немало, что подтверждают данные исследований. Для многих служащих приоритетное значение имеют такие ценности как уважение людей (92,4 %), творческий характер труда и самореализация способностей (87,3 %), репутация (64,4 %)" [29].
Сущность данной теории заключается в стремлении доказать: 1) необходимость и неизбежность деления валют на ключевые (доллар и фунт стерлингов), твердые (валюты остальных стран «группы десяти» — марка ФРГ, французский франк и т. д.) и мягкие, или «экзотические», валюты, не играющие активной роли в МЭО; 2) лидирующую роль доллара в противовес золоту (по их оценке, доллар «не хуже, а лучше золота»), 3) необходимость ориентации валютной политики всех стран на доллар и поддержки его как резервной валюты, даже если это противоречит их национальным интересам.
бессильным. В итоге искусственные золотые паритеты утратили смысл. Это противоречие усугублялось упорным отказом США до 1971 г. девальвировать свою валюту. Режим фиксированных паритетов и курсов валют усугубил «курсовые перекосы». В соответствии с Бреттонвудским соглашением центральные банки были вынуждены осуществлять валютную интервенцию с использованием доллара даже в ущерб национальным интересам. Тем самым США переложили на другие страны заботу о поддержании курса доллара, что обостряло межгосударственные противоречия.
учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику, если она находится в состоянии застоя. Результативность дисконтной политики зависит от притока в страну иностранного капитала, но в условиях нестабильности процентные ставки не всегда определяют движение капиталов. Регулирование международного движения капиталов и кредитов также ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Отсюда вытекают кратковременность и сравнительно низкая эффективность дисконтной политики. Дисконтная политика ведущих стран, в первую очередь США, отрицательно влияет на конкурентов, которые вынуждены повышать или снижать процентные ставки вопреки национальным интересам. В итоге периодически разгорается война процентных ставок.
Необходимость выработки Необходимость возникает Необходимость ускорения Необходимости дополнительной Необходимости изменений Необходимости мобилизации Необходимости осуществления Необходимости поскольку Надежность информации Необходимости привлекать Необходимости рассматривать Необходимости согласования Необходимости совершения вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|