Национального хозяйства



Очевидно, что оба эти момента — сохранение традиционных элементов упрпвления и особенности национального характера японцев — оказали существенное е на формирование японской системы управления, именно особенности генезиса капитализма в Японии, и в первую очередь особенности формирования капиталистического способа производства в Японии, при-к тому, что в ней сложилась специфическая система производством. Эта система отошла от традиционного управления, но в то же время по причине неразвитости мануфактуры и рынка рабочей силы не превратилась в систему управления фабрикой в том как она сложилась в западных странах. Машина нпла человека в производственной деятельности, но управления человек, как это было в дофабричном произ-по-прежнему остался ключевым элементом.

При многообразии выделяемых черт российской ментальности (русского национального характера, но эти понятия полностью не совпадают) выделяют государственность, тяготение к сильной руке, соборность, привычку к реформам, проводимым сверху, ориентация на харизматических лидеров ( Бог, царь и т.п.), преобладание духовно-нравственных ценностей, мессиантство и т.п. Эти особенности и необходимо принимать во внимание при организации эко-

Речь идет о тех чертах национального характера, которые способствуют производству по существу бездефектных изделий. Среди конкретных факторов, позволивших наладить массовый выпуск такой продукции, особенно важную роль играет широкое внедрение системы управления качеством. На рубеже 50-х годов началось ее массовое распространение в обрабатывающей промышленности. Главным действующим лицом стали японские кружки качества, состоявшие непосредственно из производственных рабочих; их деятельность привлекла внимание во всем мире: более миллиона человек, входивших в более чем 100 тыс. кружков качества, заложили основу высокого качества японской промышленной продукции.

В ходе анализа ряда сильных сторон японской технологии становится очевидно, что неизгладимый отпечаток на их формирование наложили особенности природных условий и специфика национального характера. Большинство современных видов промышленной продукции разработано в США и Европе, но Япония пошла по своему собственному пути, усваивая и применяя технические достижения Запада. Их освоение происходило в самобытных условиях, а производимые товары отражали неповторимое своеобразие Японии.

Японцы любят новизну. С экономической точки зрения их одержимость новым и новизной иррациональна. Но независимо от того, иррациональна она или нет, эта отличительная черта национального характера — источник огромной энергии для развития технологии. Японцы всегда страстно стремятся быть первыми покупателями нового изделия.

японских фирм в частности. Все хватаются за весла, куда-то гребут, но некому взяться за руль. Это стало чертой национального характера, которая до сих пор способствовала росту и процветанию. Она оказала большую услугу стране в 70-е годы, во время двух нефтяных кризисов, когда гребля была лихорадочной. Но сейчас на повестке дня — проблема торговых противоречий. Япония, лишенная сырьевых и энергетических ресурсов, стала слишком сильным торговым партнером. Такова ирония обстоятельств: Япония сама постаралась «попасть из огня да в полымя». Крутые меры, принятые фирмами для преодоления нефтяных кризисов, дали возможность снизить издержки производства товаров, не снижая их качества, несмотря на удорожание энергоресурсов. Неудивительно, что сейчас побочный эффект этих усилий вызывает немалую досаду.

Именно в этих звеньях происходит формирование исключительно благоприятной для манипулирования человеческим фактором атмосферы, вне которой любым патентованным средствам был бы уготован позорный провал. При этом на семейном уровне, у домашнего очага, никакого формального механизма для культивирования указанной атмосферы не существует. Она создается самопроизвольно, стихийно, как отражение свойств национального характера. На уровне школы и вуза (в классах и аудиториях), на уровне предприятия и государства к самопроизвольности и стихийности естественно и в нарастающих объемах добавляются «плановые» начала, но первичная опора на национальный характер остается неизменной.

Формулировки характера целой нации обычно с трудом завоевывают признание. Ситуация знакома, скажем, любому экономисту, оперирующему средними величинами. Вы очерчиваете некий сводный образ субъекта или явления и немедленно оказываетесь под огнем критиков, указывающих на «стирание» полюсов, различий, контрастов и т. д. Однако широко распространенное скептическое отношение к тем или иным определениям этой категории нельзя признать оправданным. Разумеется', не все японцы укладываются в границы таких определений, но детерминирующие моменты, опорные узлы конструкции национального характера присущи каждому из них.

В. А. Пронников и И. Д. Ладанов наглядно показывают, что эксплуатация упомянутых качеств национального характера в интересах эффективного контроля над персоналом сводится главным образом к моделированию в служебной обстановке отношений, типичных для традиционной японской семьи кланового образца, состоящей из нескольких поколений одного рода.

По-иному, собственно, и не могло быть. Семья-клан всегда была центральной ареной непосредственного проявления всех нюансов национального характера. Массовая замена в послевоенные годы семей-

Но серьезность происходящего не .стоит недооценивать, хотя и сомнительно, что намечающиеся тенденции приведут в обозримом будущем к подрыву концептуальной основы и опирающейся на нее практики управления персоналом, которые прекрасно адаптированы к социально-культурным особенностям страны, к профилирующим чертам национального характера японцев. -


ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ - целенаправленное функционирование различных соц. институтов (системы ценностных установок, образцов и норм поведения,- ветвей и учреждений гос. власти, органов местного самоуправления, соц. служб организаций) по упорядочению, формализации и стандартизации соц. связей, относящихся к той сфере жизни общества, которая охватывает соц. структуру общества, взаимодействие личностей, отношения между соц. группами и общностями; отрасли национального хозяйства, обеспечивающие народное благосостояние; систему соц. защиты населения и гарантий, отвечающих традициям и соразмерных возможностям данного общества, предусматриваемых законами и соц. нормативами государства. В РФ как соц. государстве основы И.р.с.с. закреплены в соответствующих статьях Конституции страны, устанавливающих проведение единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии и соц. обеспечения, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Подтверждение тому — трудовые отношения, регулирование которых осуществляется на основе законодательства, включая Кодекс законов о труде, соц. партнерства с участием профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, гос. и муниципальных органов власти, ведающих, в частности, вопросами занятости, профессионального образования, установления размеров заработной платы, охраны труда, соц. страхования, разрешения коллективных трудовых споров.

Цель предлагаемой вниманию читателей книги — показать, что рыночное реформирование национального хозяйства России было неизбежно. Однако реформы не могли быть легкими. Переход от плановой социалистической экономики к экономике рыночной — процесс длительный, сложный и противоречивый.

Информация и знания всегда использовались в производстве, но именно сегодня, когда они заняли доминирующее место в организации национального хозяйства, становится понятной мера их исключительности. Уникальность информации как производственного фактора обусловлена заключенной в ней дихотомией распространенности и редкости, неисчерпаемости и конечности. Ни одно из ранее известных условий производства не отличалось подобным сочетанием соответствующих свойств и характеристик. Тому, что информация не имеет свойства редкости, есть несколько причин.

Новаторский подход называют также альтернативным, так как он предполагает, что существует множество вариантов будущего развития объекта. Но необходимо помнить, что и традиционный подход, исключая только «наивный» прогноз, предполагает вариантность постановки. Например, разработка вариантов, отличающихся различными значениями прогнозируемых факторов, влияющих на изучаемый показатель, но не поддающихся влиянию различных мероприятий, предусмотренных в прогнозе. В сельском хозяйстве — это погода (засуха, благоприятные дни, ранние заморозки и т.п.). В целом для прогнозирования развития национального хозяйства — это состояние мирового финансового рынка, состояние экономики стран-партнеров по торговле, мировые цены на нефть, другие энергоносители и т.п.

Государственный прогноз, официальный документ, представляемый органами государственной власти, — это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития всей Федерации, отдельных регионов или отраслей национального хозяйства.

• поддержку социально значимых отраслей национального хозяйства и сельского хозяйства с целью приостановки процесса снижения производственных мощностей, посевных площадей, потери научно-технического и кадрового потенциала;

Поэтому требуется не одна итерация, чтобы с учетом народнохозяйственных и региональных интересов, а также ресурсных и других ограничений всего национального хозяйства найти приемлемые варианты, в которых получат свое отражение и количественные параметры, и региональная структура каждой отрасли.

Финансовая эффективность использования ресурсов становится крайне низкой, что выражалось в огромном незавершенном строительстве, увеличении объема неустановленного оборудования, снижении качества строительно-монтажных работ. Полное огосударствление хозяйства вызвало масштабную монополизацию производства и сбыта продукции, которое нарушило сбалансированность национального хозяйства.

2) выделение средств из бюджета приоритетным отраслям национального хозяйства, в первую очередь энерготопливному комплексу и закрытым административно-территориальным образованиям;

Финансы предприятий, как звено децентрализованных финансов, участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны — научного дохода. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства.

Однако во второй половине XX столетия такая система перестала себя оправдывать. Финансовая эффективность использования ресурсов стала крайне низкой, что выражалось в огромном незавершенном строительстве, увеличении объема неустановленного оборудования, снижении качества строительно-монтажных работ. Полное огосударствление хозяйства вызвало масштабную монополизацию производства и сбыта продукции, которое нарушило сбалансированность национального хозяйства.


Необходимости осуществления Необходимости поскольку Надежность информации Необходимости привлекать Необходимости рассматривать Необходимости согласования Необходимости совершения Необходимости включения Необходимости увеличения Необходимо действовать Необходимо дополнить Необходимо формирование Необходимо использование вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика