Национального валютного



Имеются и другие сложности в реализации общественной безопасности в информационном обществе. Рост реального международного сотрудничества приводит к частичному отказу от абсолютного национального суверенитета, составлявшего основу государственной идеологии индустриальных обществ. Поэтому возникает вопрос: не приведет ли это к угрозе национальной безопасности?

Итак, деформация рыночного механизма в энергосырьевом комплексе отраслей мирового капиталистического хозяйства явилась результатом тесного взаимодействия частно- и государственно-монополистической практики. Но при этом необходимо все же подчеркнуть ведущую роль транснациональных нефтяных корпораций в искажении рентных принципов ценообразования непосредственно на рынке углеводородного сырья. Главная причина состояла в том, что позиции арендаторов — международных монополий и собственников природных ресурсов — колониальных или зависимых, а позже молодых освободившихся государств оказались несопоставимыми даже в пределах сложившейся практики буржуазного права. Колониально-монополистические, а затем неоколониалистские методы эксплуатации минерально-сырьевых запасов нефтеэкспортирующих стран стали возможны прежде всего потому, что эти страны были, по существу, лишены национального суверенитета над своими природными богатствами. Реализации их суверенитета препятствовала сугубо неравноправная, грабительская система концессий, основы которой были заложены в период между двумя мировыми войнами и в большинстве охваченных ею стран просуществовали до начала 70-х годов с некоторыми несущественными модификациями. Подчиненное положение нефтеэкспортирующих государств на периферии мирового капиталистического хозяйства приводило к тому, что экономическое освоение их натурально-ресурсного потенциала осуществлялось не ими, а западным капиталом. На том продолжительном этапе его экспансия почти не сталкивалась с препятствием в виде монополии земельной собственности.

Основным принципиальным противником радикального крыла ОПЕК в лице Ливии и Алжира постоянно выступает Саудовская -Аравия — главный оплот консерватизма и прозападной ориентации в арабском мире. В нефтяной области такой курс Эр-Рияда упрощается огромным весом этой страны как первого по ресурсам и добыче жидкого топлива участника ОПЕК. Для того чтобы отчетливо выявить антиимпериалистические начала в нефтяной политике СНЛАД и АНДР и представить трудность их борьбы за свои законные интересы, рассмотрим подробнее линию их основного оппонента в организации. Саудовская Аравия вплоть до 1983 г. выступала против единой производственной и сбытовой политики государств — членов ОПЕК, причем все чаще под тем .предлогом, что закрепление каких-либо нормативов в данной области повлекло бы недопустимое ограничение национального суверенитета этих стран. Саудовский министр нефти и минеральных ресурсов шейх А. 3. Ямани при обсуждении соответствующего круга вопросов неоднократно, и в том числе на 66-й очередной конференции этой организации в декабре 1982г., повторял: «Наш уровень производства (нефти. — В. /С.) устанавливается в Эр-Рияде, а не в Вене (штаб-квартире ОПЕК. — В. /С.)» (цит. по [233, с. 55]). В целом же начало 80-х годов характеризовалось весьма сложной и противоречивой ситуацией на капиталистическом нефтяном рынке, многие трактовки которой вызывают возражения.

10 Авторы коллективной монографии «Энергетический кризис в капиталистическом мире» справедливо подчеркнули, что уже в ходе первого его обострения роль государств-нефтеэкспортеров не ограничилась перераспределением наличных, преимущественно дифференциальных, рентных доходов, а повысилась до прямого участия в формировании нового компонента нефтяной ренты, свидетельствуя об экономической реализации их успехов в области восстановления национального суверенитета над топливно-энергетическими ресурсами [186, с. 23—24]. На то же явление указывает академик Е. М. Примаков, отмечая, что «определенное влияние на процесс ценообразования на мировом капиталистическом рынке нефти оказала реализация развивающимися странами — собственниками нефтяных ресурсов их суверенных прав в форме регулирования нефтедобычи» [134, с. 141].

Вместе с тем в самой этой борьбе в 50—60-х годах выявилось два неоднозначных направления. -С одной стороны, нефтеэкспортирующими странами с нарастающим упорством предпринимались попытки добиться улучшения финансовых условий традиционных концессионных соглашений, т. е. увеличить свои нефтяные доходы. С другой — шла борьба за государственный национальный контроль над нефтяной промышленностью. Наиболее острые конфликты между нефтедобывающими странами и нефтяными монополиями возникали в ходе борьбы за установление национального суверенитета над этим важнейшим природным ресурсом. Нефтяные монополии довольно быстро поняли, что это для них значительно опаснее, чем увеличение нефтяных отчислений. Поэтому, нередко соглашаясь на компромисс в пересмотре условий концессионных договоров, нефтяные концерны почти всякий раз доводили дело до конфронтации, когда оно касалось возврата странам региона их нефтяных богатств. Однако чем дальше, тем больше этой конфронтации начинали противодействовать не только изменения в современном мире, но и тот факт, что нефгеэкспортеры переставали быть разрозненными, конкурирующими производителями.

Важное место среди проблем, возникших в ходе национализации иностранных нефтяных концессий, занял вопрос о компенсации. Значение его возрастало по мере того, как национализация нефтяных концессий становилась «обычным» явлением. Если в прошлом нефтяные монополии оспаривали само право нефтедобывающих государств на национализацию, то в 70-е годы по мере закрепления принципа национального суверенитета над природными ресурсами центр противоречий между ними переместился в сферу определения ее конкретных условий. Нефтяные монополии-концессионеры настаивали, во-первых, на компенсации за национализацию, а во-вторых, на том, чтобы в ее сумме учитывался не только основной капитал, вложенный в

При распространении «нетрадиционных» методов проникновения в экономику нефтедобывающих развивающихся стран, как полагают сторонники этой точки зрения, возможно, удастся переломить тенденцию укрепления государственного сектора в экономике этих стран. Проблема национального суверенитета как фактора, объективно усиливающего позиции развивающихся госу-

пзнодительных концессий в Ираке десять лет спустя, небыли лишь неудачными попытками. Решимость достичь национального суверенитета и осуществлять полный контроль над своими природными ресурсами оставалась неизменной темой переговоров между нефтедобывающими странами и недавно созданной Организацией стран •--экспортеров нефти целое десятилетие; наряду с этим такие страны-потребители, как Япония, ФРГ и Италия, не имеющие своих собственных крупных нефтяных компаний, по-прежнему стремились установить более широкий национальный контроль над собственными рынками и источниками своих импортных поставок.

Управление государственным кредитом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны. В числе основных экономических целей—обеспечение экономической стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке; социальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения национальной безопасности. Достижение этих целей в немалой степени связано с управлением государственным долгом, в особенности внешним, состояние которого, как показывает мировая практика, во многом определяет не только экономическую независимость страны, но и сохранение ее национального суверенитета, что особенно актуально и для современной России.

Управление государственным кредитом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны. В числе основных экономических целей — обеспечение экономической стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке; социальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения национальной безопасности. Достижение этих целей в немалой степени связано с управлением государственным долгом, в особенности внешним, состояние которого, как показывает мировая практика, во многом определяет не только экономическую независимость страны, но и сохранение ее национального суверенитета, что особенно актуально и для современной России.

вания сотрудничают во времена кризисов, однако международный центральный банк и международные органы регулирования, сравнимые с институтами на национальном уровне, отсутствуют. Трудно также понять, как их можно было бы создать: как деньги, так и кредит тесно связаны с вопросами национального суверенитета и экономического преимущества стран, которые не собираются отказываться от своего суверенитета.


Режим национального валютного рынка и рынка золота Национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны

Для валют, используемых на мировом валютном рынке (доллар, иена, марка, фунт стерлингов и др.), курс на открытие национального валютного рынка по этой валюте первоначально отражает предшествующий курс на других рынках, учитывая круглосуточный характер операций с такими валютами на мировых валютных рынках.

рубля по отношению к иностранным валютам; 5) преодоление долларизации экономики; 6) интегрирование национального валютного механизма в мировую валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых финансовых организаций.

Средства, предоставляемые Всемирным банком в иностранной валюте, в принципе должны быть возвращены в тех же платежных средствах. Если издержки по осуществляемым национальными правительствами программам, проектам возникают в национальной валюте, то они должны и возмещаться за счет собственных средств, так что валютные риски несут сами правительства. Если при этом в данной стране из-за неразвитости национального валютного рынка нет достаточного количества международных средств платежа, то правительство должно приобрести их на международных финансовых рынках.

• валютно-финансовые меры: маневрирование учетной ставкой, направленное воздействие на повышение или понижение национального валютного курса, использование кредитных механизмов и др.;

Средства, предоставляемые Всемирным банком в иностранной валюте, в принципе должны быть возвращены в тех же платежных средствах. Если издержки по осуществляемым национальными правительствами программам, проектам возникают в национальной валюте, то они должны и возмещаться за счет собственных средств, так что валютные риски несут сами правительства. Если при этом в данной стране из-за неразвитости национального валютного рынка нет достаточного количества международных средств платежа, то правительство должно приобрести их на международных финансовых рынках.

го контроля — Национального валютного института торги были при-

Процесс формирования национального валютного законодатель-

ля — Национального валютного института (National Institute for Foreign

ограничений и созданием органа валютного контроля — Национального

• нормы национального валютного контроля стран-контрагентов;


Необходимости постоянного Необходимости применения Необходимости производства Необходимости разработки Необходимости сокращения Необходимости существования Необходимости учитывать Необходимо эффективно Надежность прогнозов Необходимо дополнительное Необходимо идентифицировать Необходимо изготовить Надежность снабжения вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика