|
Образование монополий
Помимо заработной платы значительная часть потребностей трудящихся удовлетворяется за счет общественных фондов потребления— бесплатного обучения и медицинского обслуживания, пособий, пенсий, стипендий, бесплатных и льготных путевок в санатории и дома отдыха, содержания детских садов, яслей и других льгот и выплат. Размеры общественных фондов потребления непрерывно растут. Объем этих средств за одиннадцатое пятилетие увеличится на 20% —со 116,5 млрд. руб. в 1980 г. до 140 млрд. руб. в 1985 г. Благодаря этому расширяется материальная основа осуществления конституционных прав граждан на образование, медицинское обслуживание, отдых и др.
4. Дополнительные (поощрительные) формы оплаты труда за личный вклад. В дополнение к основной заработной плате организация устанавливает различного рода льготы для лучших работников. Это служит своего рода оценкой и признанием организацией особо качественной работы сотрудника или достижения им важных для организации результатов. Дополнительные формы оплаты труда включают: скидки на покупку товаров фирмы; субсидии на питание; оплату расходов на образование; медицинское обслуживание; страхование жизни и т.п.
по вкладам и т. д.; уровень налогов; индекс розничных цен на потребительские товары и услуги; индекс стоимости жизни (бюджетный индекс); удельный вес фонда потребления в национальном доходе; уровень, динамика и структура потребительских расходов населения; уровень занятости; продолжительность рабочей недели; доля механизированного и автоматизированного труда в общих трудовых затратах; расходы государства на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и социальное страхование.
Преобладающая часть учреждений и организаций нерыночного сектора экономики имеет социально-культурное назначение. Специфика их функционирования заключается в том, что, во-первых, благодаря им осуществляются важнейшие конституционные права граждан (на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.), а во-вторых, при потреблении социальных услуг используются как платные, так и бесплатные начала их предоставления. В результате при финансировании учреждений социально-культурного назначения используются разные источники и бюджетные средства, и средства населения (в разной форме), и денежные отчисления различных коммерческих структур.
Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных прав - на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д., эти расходы одновременно опосредованно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.
Защитники же лотерей настаивают на том, что: 1) лотереи предпочтительнее налогов, поскольку участие в них - дело добровольное, а не принудительное; 2) лотереи представляют собой безболезненный способ финансирования таких государственных услуг, как образование, медицинское обслуживание и социальное обеспечение; 3) лотереи составляют конкуренцию незаконным азартным играм, и потому они благоприятны для общества как средство борьбы с организованной преступностью.
В рамках этих программ в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг — образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и ремонтно-вос-становительных работах).
В рамках этих программ в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг — образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и ремонтно-вос-становительных работах).
К отраслям, оказывающим услуги, относятся отрасли государственного управления и обслуживания общественных и личных потребностей населения (жилищно-коммунальное хозяйство, банковская деятельность и-пенсионное обеспечение, научная деятельность, народное образование, медицинское обслуживание, искусство и т.д.). К сфере услуг относятся также транспорт, связь, материально-техническое снабжение, заготовки сельскохозяйственных продуктов и ряд других отраслей.
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, комплексный показатель, характеризующий степень удовлетворения материальных и культурных потребностей индивидов, социальных групп, населения отдельно взятой страны или региона. Уровень жизни определяется доходами, накопленным материальным имуществом (включая жильё, предметы длительного пользования и повседневного обихода) и количеством социальных услуг, предоставляемых государством бесплатно (образование, медицинское обслуживание). Эта система в своих первоначальных формах начала складываться главным образом в начале XX в., когда, с одной стороны, возникла объективная потребность крупной промышленности в значительных количествах энергетического сырья, а с другой — быстро шло развитие капитализма, вступившего в высшую, империалистическую стадию с такими ее характерными признаками, как образование монополий, создание колониальной системы и экономический раздел мира союзами монополистов.
Одной из причин принятия такого закона была попытка некоторых нефтяных компаний (как, впрочем, и железнодорожных), а также сталелитейных групп вступить в соглашение с правительствами отдельных штатов, что позволяло им установить полный контроль на рынке. Этот закон казался быстрым и легким способом остановить образование монополий.
Существенным элементом рыночной системы хозяйствования является наличие конкуренции на рынке. Конкуренция - это соперничество среди продавцов (производителей) и среди покупателей товара. Продавцы (производители) конкурируют между собой, пытаясь произвести и продать товары по более низкой цене. Те, кто не в состоянии этого сделать, разоряются. Такое соперничество выгодно всем потребителям. Конкуренция является антиподом монополизма. Последний означает сосредоточение основной массы производства и реализации какого-либо товара в одних руках, на небольшом числе крупнейших предприятий-монополистов. Образование монополий выгодно самим монополистам, но не обществу. Оно позволяет монополисту устанавливать произвольно высокие монопольные цены на свой товар.
Образование монополий существенно меняет характер конкуренции: появляется система тайных скидок и уступок по сравнению с объявленными ценами, общие и частичные распродажи товаров по сниженным ценам, сговор и т.д.
грабительский — сознательный, преднамеренный вывоз товара за границу по ценам более низким, чем цены внутреннего рынка, с намерением подорвать положение зарубежных поставщиков на их собственном рынке. Целью такой акции является устранение конкуренции на внешнем рынке и образование монополий;
осуществляется контроль, образование монополий или олигополии не допускается,
• Оказание услуг в тех сферах, где возможно образование монополий, в частности, в сферах газо-, электро- и
Ценообразование товара необходимо также рассматривать в рамках установления монополии или олигополии. Для этих случаев необходимо оценить последствия установления чрезмерно высоких цен. Несмотря на тот факт, что существует различный контроль над производственной деятельностью, новые проекты неизбежно притягиваются к производственным секторам, приносящим высокие прибыли, за исключением таких производств, для которых невозможно приобрести технологию. В тех случаях, когда над производственной деятельностью осуществляется контроль, образование монополий или олигополии не допускается или же они быстро прекращают свое существование. В любом случае более гибким подходом является установление такой цены на новый товар, которая приносила бы предприятию умеренный доход и не привлекала бы к этому производству новых участников, а не установление высоких цен, что, конечно, приносит более высокие прибыли, но и привлекает новых конкурентов.
С другой стороны, концентрация производства и капитала и образование монополий в ряде секторов экономики обусловлены стремлением предпринимателей минимизировать издержки. Во многих отраслях технический прогресс и массовое производство, способствуя упразднению малых предприятий, позволили сконцентрировать производство в руках нескольких крупных фирм. Такая фирма может, используя прогрессивную заводскую технологию и дорогостоящее оборудование, производить продукт с намного меньшими затратами, чем малая фирма в конкурентном режиме. Следовательно, концентрация имеет и свои преимущества, главными из которых являются сокращение издержек производства и возможность применения современных дорогостоящих технологий.
уголовными преступлениями образование монополий, ограничение торговли, создание союза фирм и вступление в сговор с этой же целью. Максимальный штраф в пользу государства, взимаемый за нарушение закона, составлял первоначально 5000 долл., а затем был увеличен до 50 000 долл. в 1955 г. и до 1 000 000 долл. для корпораций в 1974 г.
говли обречены на одностороннее развитие своего сельского хозяйства. По мнению Листа, в странах чисто земледельческих вместе с ростом населения земля дробится, производительность земледелия падает, растет избыточное население. Избыточному населению при этом предстоит либо крайнее снижение жизненного уровня, либо эмиграция в поисках заработка. Поэтому дешевые фабрично-заводские продукты, покупаемые за границей, обращаются в источник нищеты для земледельческих наций. Однако высказывая правильную мысль о том, что свободная торговля неизбежно сдерживает развитие производительных сил в менее развитых странах, Лист при этом выступал в качестве проповедника идей германского капитализма, отражая стремления немецкой буржуазии, проявившиеся уже в 40-е гг. XIX в., к расширению сферы своего господства за счет соседних малых стран. По мнению Листа, не все нации имеют право на одинаковый путь развития; в частности, он отказывал в праве на самостоятельное развитие малым странам и малым национальностям, выдвигал требования о включении Голландии и Дании в состав Германского таможенного союза, "рекомендовал" Бельгии "путем федеративного объединения с нацией более обширной устранить неудобства, проистекающие из ограниченности в численности населения". С его точки зрения, к развитию фабрично-заводской промышленности предназначены лишь страны умеренного пояса, так как умеренный климат создает лучшие условия для умственного и физического развития. "Для страны жаркого пояса, — заявлял Лист, — было бы крайне вредной попыткой, если бы она желала развивать у себя самостоятельное мануфактурное производство". Теория Листа была позже поднята на щит идеологами фашизма для "обоснования" своих агрессивных устремлений. Вместе с тем теория Листа была весьма популярна в конце XIX в. в США. Именно в этот период, когда шло быстрое развитие американской промышленности и началось образование монополий, правящие круги США стали на путь протекционизма.
ВЫВОЗ КАПИТАЛА, перемещение капитала, принадлежащего юридическим и физическим лицам одной страны в другие страны с целью получения прибыли, укрепления своих позиций в зарубежной экономике, завоевания рынков сбыта и получения сырья. Вывоз капитала становится типичным явлением в экономике капитализма в конце 19 в. Образование монополий препятствовало в экономике промыш-ленно развитых стран достаточно прибыльному использованию новых капиталов, вело к относительному «избытку» капитала, который искал сферы прибыльного приложения за рубежом. Исторически капитал устремлялся в первую очередь в экономически отсталые страны, колонии и полуколонии, где дешёвые рабочая сила и земли обеспечивали высокую норму прибыли.
Объективную реальность Определении налоговой Определении очередности Определении перспектив Объемного показателя Определении результатов Определении стоимости Определении возможных Определению оптимальной Определению себестоимости Определенный коэффициент Определенные должности Определенные характеристики вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|