Образовательными системами



щает совместное учредительство образовательных учреждений. Негос. образовательные учреждения создаются в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Многообразны типы образовательных учреждений. Это дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, учреждения дополнительного образования взрослых, специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, учреждения дополнительного образования детей, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др. Они носят различные названия — детские сады, детские дома, интернаты, школы, профессионально-технические училища, лицеи, колледжи, университеты, академии, институты, бизнес-школы и т.п. Деятельность гос. и муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов регулируется типовыми положениями, которые утверждаются Правительством РФ. Для негос. образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях носят рекомендательный характер и являются примерными. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений. В целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан общеобразовательные учреждения и образовательные учреждения профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, а также образовательные учреждения дополнительного образования реализуют дополнительные образовательные программы различной направленности. В пределах каждого уровня профессионального образования дополнительные образовательные программы направлены на непрерывное повышение квалификации рабочих, служащих, специалистов. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, юных натуралистов и т.п. По данным Министерства общего и профессионального

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание высшего образования; создает основы для обеспечения необходимого качества обучения, поддержания единого образовательного пространства по всей территории России. Г.о.с.в.п.о. необходим для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования, а также для признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании. Г.о.с.в.п.о. состоит из федеральных и национальных компонентов, которые включают: общие требования к основным образовательным программам высшего профессионально-го образования, к условиям их реализа-ции, в т.ч. к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников по каждому направлению (специальности); сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в гос. и муниципальных образовательных учреждениях; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся. Национально-региональные компоненты Г.о.с.в.п.о. отражают национально-региональные особенности подготовки специалистов; их содержание определяется высшим учебным заведением самостоятельно. Г.о.с.в.п.о. предусмотрены различные по нормативным срокам обучения, содержанию и назначению профессиональные образовательные программы. Эти программы, определяющие содержание учебного процесса в вузе по конкретным направлениям подготовки или специальностям (учебные планы, . программы учебных курсов, программы итоговой аттестации и т.п.) разрабатыва-

ЗАНЯТОЕ НАСЕЛЕНИЕ - согласно Закону "О занятости населения в Российской Федерации" занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору (контракту); занимающиеся предпринимательской деятельностью, самостоятельно обеспечивающие себя работой, занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, а также члены производственных кооперативов, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность, проходящие военную службу, службу в органах внутренних дел, проходящие очный курс обучения в различных образовательных учреждениях, в т.ч. обучение по направлению службы занятости, временно отсутствующие на рабочих местах в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

• во всех образовательных учреждениях;

Для Российской Федерации особое значение приобретает формирование законодательной базы субъектов Российской Федерации в области образования. Это обусловлено многими причинами, в том числе тем, что Конституцией Российской Федерации общие вопросы образования отнесены к вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов. Однако образовательное законодательство субъектов Российской Федерации развивается достаточно медленно, ограничиваясь решением локальных проблем (до сих пор не принят закон РБ "О внесении изменений и дополнений в Закон РБ "Об образовании"). Кроме того, правовой вакуум на таком уровне дает возможность исполнительным органам РБ оказывать прессинг на образовательные учреждения (особенно находящиеся в ведении Российской Федерации). Причин тому много: во-первых, процесс формирования этой базы тормозится отсутствием практики в этой области; во-вторых, этот процесс сознательно сдерживается, ибо принятие такого закона ограничит права соответствующих должностных лиц; в-третьих, к законотворческой деятельности недостаточно активно привлекаются работники системы образования, которые лучше знают ситуацию в образовательных учреждениях.

Поэтому специальные законы по вопросам образования, принятые в регионах, и их опыт экономической деятельности весьма своевременны, это - мониторинг финансовых движений; накопительный счета; коммерческое использование остатков; доверительное банковское управление; аудит; создание собственных финансовых структур; организация различных подсобных хозяйств в образовательных учреждениях; разработка и использование программ создания рабочих мест с привлечением средств из службы занятости; создание электронных механизмов сверхбыстрых и сверхкоротких денег и т.п.

Нормативность государственного финансирования образовательных учреждений. В соответствии с этим принципом образовательные учреждения финансируются из государственного бюджета по нормативам, обеспечивающим своей величиной бесплатность получения всеми гражданами общедоступного общего образования и на конкурсной основе - профессионального образования в государственных образовательных учреждениях в пределах государственных обра-

Закон РФ "Об образовании" требует, чтобы учебная нагрузка, режим занятий в образовательных учреждениях гарантировали здоровье обучающихся и согласовывались с органами здравоохранения. Не допускается проведение учебных занятий в помещениях, не имеющих разрешения органов государственного санитарного и пожарного надзора, проживание в условиях, не соответствующих санитарным нормам и требованиям. Однако до настоящего времени эти задачи не решены. К великому сожалению, здоровье студентов за время обучения в государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования ухудшается, нередко учебные занятия проводятся без соблюдения установленных норм санитарии и гигиены, отсутствует должный постоянный медицинский контроль и динамичное наблюдение за состоянием здоровья студентов.

74. Об организации государственного финансирования в образовательных учреждениях в соответствии с Законом РФ "Об образовании". /Е.Н. Попов, А.А. Воронин, Л.А. Журавлева и др. - М., 1993. - Обзорная информация "Экономика высшей школы", вып.2.

S о ГЧ осГ i^"> Формирование сети спортивных сооружений и мест для неорганизованных занятий, их материально-технической баЗЫ. Обеспечение обшей доступности услуг массового спорта. Организация активного досуга населения в клубах. образовательных учреждениях, по месту жительства, в различные сезоны. Развитие сет спорт ивных сооружений. Создание многофункциональных спортивных сооружений. Сохранение существующих сооружений. Задействование спортивных сооружений всех форм ведомственной принадлежности. Улучшение оборудования и инвентаря. Выделение площадей для неорганизованных спортивных занятий. Рост численности занимающихся. Отсутствие незанятой молодежи. Улучшение общественного здоровья.

Система регистрации и классификации затрат так же важна в сфере услуг и в некоммерческих организациях, как и в производственных фирмах. Анализ затрат используется для определения стоимости услуг в банках и страховых компаниях, туристских фирмах, при установлении платы за обучение в образовательных учреждениях. Поскольку роль таких организаций в нашей экономике возрастает, то возрастает и роль управленческого учета в деятельности таких фирм.


• распределить выделенный объем финансирования внутри образовательной системы с учетом ее сетевой конфигурации, между территориальными образовательными системами различных конфигураций.

образовательные программы; ресурсное обеспечение — кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; организация сотрудничества с другими социальными и образовательными системами; управление.

Духовная бедность современного человека, господство короткого материального интереса, отказ от личностного развития ставит перед образовательными системами дадачу организации воспитания на основе идей экологического, «устойчивого» развития, новых норм .морали и нравственности. В возрастном аспекте экологическое образование должно сопровождать личность до конца жизни, так как экологические проблемы в условиях научно-технического прогресса все время обновляются, видоизменяются, усложняются. Его познание необходимо человеку, почти как вода и воздух, без которых-он не может существовать и с загрязнением которых связаны основные .экологические проблемы. . ,, >

по управлению образовательными системами.

1.6. Механизмы управления образовательными системами.......54

управления образовательными системами, а затем формулируются

следования механизмов управления образовательными системами,

Управление образовательными системами на сегодняшний

управления конкретными образовательными системами, в основ-

управлению образовательными системами. Такие работы на сего-

ционными системами и образовательными системами, рассматри-


Определении перспектив Объемного показателя Определении результатов Определении стоимости Определении возможных Определению оптимальной Определению себестоимости Определенный коэффициент Определенные должности Определенные характеристики Определенные налоговые Определенные особенности Обязанность руководителя вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика