Одновременных уравнений



Для многих предприятии химической промышленности, выпускающих многотопнажную однотипную продукцию (минеральные удобрения, ядохимикаты, кислоты, щелочи," синтетический каучук, синтетический спирт, некоторые виды пластмасс, отдельные виды пластмассовых изделий и др.), характерен массовый тип производства. Серийное производство распространено в промышленности химических реактивов, лакокрасочной, в производстве пластмасс и изделий из них, химических волокон, в резиновой промышленности и др. Индивидуальное производство не характерно для основного производства химической промышленности, но встречается иногда в виде специальных разовых заказов на изготовление партии продукции в промышленности химических реактивов, в резиновом производстве; более широкое распространение оно находит в опытном производстве всех отраслей и особенно во вспомогательном производстве — ремонтном и инструментальном.

Эта конкуренция выросла из самой структуры японского бизнеса, в котором пять, десять или даже больше крупных компаний могут выпускать однотипную продукцию, достигая таких объемов ее реализации на рынке, которые достаточно велики по меркам США и Западной Европы. Фирмы затрачивают бешеную энергию на то, чтобы автомобиль, телевизор или видеомагнитофон с их маркой отличался от аналогичных изделий конкурентен. А если учесть, что различия в характеристиках конкурирующих товаров действительно крайне незначительны, то малейшее нововведение, сделанное одним производителем, немедленно подхватывается всеми другими. Подобная «цепная реакция» придает ускорение техническому обновлению и материализуется, с одной стороны, в значительном улучшении эксплуатационных параметров и качества изделий, с другой — в стремительном снижении цен за относительно короткие промежутки времени.

слишком многими фирмами, варьирует от отрасли к отрасли и от технологии к технологии. Например, рынок электронных приборов и автомашин поделен между конкурентами, выпускающими однотипную продукцию. Но в тех отраслях, где изобретения и разработки накапливаются постепенно, конкуренция между несколькими практически равными соперниками почти не наносит ущерба рынку. Аналогичная ситуация в производстве и сбыте бытовых видеомагнитофонов и легковых автомобилей, где готовые изделия во многом идентичны.

Конкуренция в Японии — это упорная борьба между множеством компаний, производящих однотипную продукцию. Прогресс рождается в ходе последовательного накопления отдельных нововведений, появление которых стимулируется таким соревнованием. Вообще говоря, в 80-е годы следует ожидать впечатляющих результатов от конкуренции японского «образца».

Групповые средневзвешенные нормы определяют уровень затрат материальных ресурсов на однотипную продукцию (в нашем случае — скважину, 1 м проходки) по ряду участков или предприятий независимо от степени сходства их производственных условий. Норма рассчитывается как средневзвешенная величина по рассматриваемой группе площадей, участков, предприятий на основе индивидуальных норм расхода на производство продукции или работы.

Аналогом системы «стандарт кост» для отечественной экономической науки и практики является нормативный метод учета и калькулирования себестоимости продукции, который, однако, не получил широкого распространения в условиях централизованного планирования и управления предприятиями. Причина заключалась в стремлении создать единые нормы и нормативы для предприятий одной отрасли, выпускающих однотипную продукцию. Но даже для таких предприятий существовала масса различий и особенностей, усложняющих внедрение единых норм.

В последующие десятилетия успех будет сопутствовать тем международным компаниям, которые смогут использовать экономические преимущества в мировом масштабе, продавая однотипную продукцию по всему миру и предлагая одинаковые услуги в десятках стран. В то же время они должны организовывать свою деятельность в соответствии с местными запросами, чтобы быть принятыми на местных рынках и получить доступ к новым идеям и технологиям. Внутри компании должны поощряться инновации и пользование новейшей информацией, чтобы обойти конкурентов и быстро отреагировать на действительные или ожидаемые изменения на конкурентных рынках. Задача по созданию мобильной, гибкой, устойчивой структуры организации, подходящей для разных стран, разной продук-

• изготовление узлов, деталей, компонентов на специализированных предприятиях, выпускающих однотипную продукцию и входящих в структуру фир-

Концепция деятельности ориентирует предприятие на повышение эффективности. В условиях различия уровня техники предприятие стремится к совершенствованию оборудования и технологии, чем обеспечивается превосходство над конкурентами. При сближении технических возможностей различных предприятий конкурентная борьба переносится на рынки сбыта, где концентрируется внимание руководства предприятия. При развитых транспортных, информационных и коммуникационных системах превосходство продукции достигается за счет оперативной ориентации на повышение степени удовлетворения потребности покупателя. В настоящее время наибольшим вниманием пользуются комплексные концепции, ориентированные на общее качество деятельности и на развитие персонала. Ведущие предприятия, выпускающие однотипную продукцию, стали близкими по уровню техники, показателям продукции, возможностям присутствия на рынке сбыта. Основные резервы роста эффективности деятельности исчерпаны. Требуются более тонкие механизмы выявления резервов. Ими стали комплексные концепции. Они затрагивают все стороны деятельности предприятия, охватывают всю цепочку действий при создании продукции, ее выпуске и реализации. Концентрируя усилия всего персонала, концепция как бы накрывает всю деятельность предприятия, ожидая, что рост эффективности деятельности будет достигнут либо за счет координирующих действий, либо за счет того, что где-то произойдет прорыв существенной частной экономии.

1) должна быть перечислена вся номенклатура изделий и полуфабрикатов, отпускаемых на-сторону, и прочей продукции; допускается объединять в группы однотипную продукцию при большой ее номенклатуре;

Горизонтальная интеграция, или связанная горизонтальная диверсификация, — это объединение предприятии, работающих и конкурирующих в одной области деятельности. Главной целью горизонтальной интеграции является усиление позиций фирмы в отрасли путем поглощения определенных конкурентов или установления контроля над ними. Горизонтальное объединение может помочь добиться экономии на масштабе производства и/или снизить опасность конкурентной борьбы, расширить спектр товаров или услуг. Зачастую важной причиной горизонтальной диверсификации является географическое расширение рынков; в этом случае объединяются компании, производящие однотипную продукцию, но выступающие на различных региональных рынках.


В учебнике излагаются основы эконометрики. Большое внимание уделяется классической (парной и множественной) и обобщенной моделям линейной регрессии, классическому и обобщенному методам наименьших квадратов, анализу временных рядов и систем одновременных уравнений. Обсуждаются различные аспекты многомерной регрессии: мультиколлине-арность, фиктивные переменные, спецификация и линеаризация модели, частная корреляция. Учебный материал сопровождается достаточным числом решенных задач и задач для самостоятельной работы.

В главе 9 изучены эконометрические модели, выраженные системой одновременных уравнений. Рассмотрены проблемы идентифицируемости параметров модели, косвенный и трехша-говый метод наименьших квадратов.

1.5. Система одновременных уравнений

образом, мы имеем не одну зависимую переменную, а набор зависимых (объясняемых) переменных, связанных уравнениями системы. Такую систему называют также системой одновременных уравнений, подчеркивая тот факт, что в системе одни и те же переменные одновременно рассматриваются как зависимые в одних уравнениях и независимые в других.

Системы одновременных уравнений наиболее полно описывают экономический объект, содержащий множество взаимосвязанных эндогенных (формирующихся внутри функционирования объекта) и экзогенных (задаваемых извне) переменных. При этом в качестве эндогенных и экзогенных могут выступать лаговые (взятые в предыдущий момент времени) переменные.

С проблемой идентификации модели не следует путать проблему ее идентифицируемости (гл. 9), т. е. проблему возможности получения однозначно определенных параметров модели, заданной системой одновременных уравнений (точнее, параметров структурной формы модели, раскрывающей механизм формирования значений эндогенных переменных, по параметрам приведенной формы модели, в которой эндогенные переменные непосредственно выражаются через предопределенные переменные).

Прежде чем изучать основные разделы эконометрики — классическую и обобщенную модели регрессии, временные ряды и системы одновременных уравнений (гл. 3—10), рассмотрим в следующей главе (гл. 2) основные понятия теории вероятностей и математической статистики, составляющие основу математического инструментария эконометрики. Подготовленный соответствующим образом читатель может сразу перейти к изучению гл. 3.

Системы одновременных уравнений

одновременных уравнений.

Разделение ролей между переменными в системе одновременных уравнений может быть проинтерпретировано следующим образом: переменные Q и Р формируют свои значения, подчиняясь уравнениям (9.1), т.е. внутри модели. Такие переменные называются эндогенными. Между тем переменная / считается в уравнениях (9.1) заданной, ее значения формируются вне модели. Такие переменные называются экзогенными.

Приведем общий вид системы одновременных уравнений. Пусть Y\,..., Ym — эндогенные переменные, Х\,..., Х\ — экзогенные переменные. Введем блочные матрицы В и Г вида:


Определить изменения Определить количественную Определить максимальное Определить налоговую Определить необходимый Определить невозможно Определить оптимальный Определить отношение Определить показатели Обязанности работодателя Определить рациональные Определить себестоимость Определить соответствующий вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика