Огосударствление экономики



Переход к рыночной экономике сопровождался существенным расширением масштабов вмешательства государства в хозяйственную жизнь. По всем направлениям своей деятельности — налогообложение, регулирование, репрессивная денежная политика — государство увеличило экономическую нагрузку на частный сектор и ограничило экономическую свободу российских граждан. При значительном сокращении экономического потенциала страны, снижении общей численности населения, а также занятых в экономике на 14% количество работников государственного аппарата удвоилось. Произошла не столько либерализация экономики, сколько либерализация государства. По величине индекса экономической свободы в 90-е гг. Россия заняла 110-е место среди 119 стран мира, оказавшись в одной группе с такими странами, как Замбия, Гвинея-Бисау, Нигерия, Бурунди, Мадагаскар, Руанда. В результате одновременного действия двух процессов -— огосударствления экономики и приватизации государства — произошло резкое снижение эффективности деятельности как экономики, так и государства.

Как свидетельствует всемирная история XX века, всегда, когда происходил переход от монополистического капитализма к управлению экономикой со стороны лишь одного бюрократического аппарата, этот переход осуществлялся путем огосударствления экономики. На примере гитлеровской Германии мы видели, что бывают такие случаи, когда буржуазное государ-

Переход к рыночной экономике сопровождался существенным расширением масштабов вмешательства государства в хозяйственную жизнь. По всем направлениям своей деятельности — налогообложение, регулирование, репрессивная денежная политика — государство увеличило экономическую нагрузку на частный сектор и ограничило экономическую свободу российских граждан. При значительном сокращении экономического потенциала страны, снижении общей численности населения, а также занятых в экономике на 14% количество работников государственного аппарата удвоилось. Произошла не столько либерализация экономики, сколько либерализация государства. По величине индекса экономической свободы в 90-е гг. Россия заняла 110-е место среди 119 стран мира, оказавшись в одной группе с такими странами, как Замбия, Гвинея-Бисау, Нигерия, Бурунди, Мадагаскар, Руанда. В результате одновременного действия двух процессов — огосударствления экономики и приватизации государства — произошло резкое снижение эффективности деятельности как экономики, так и государства.

В условиях всеобщего огосударствления экономики, характерного для нашей страны, государство постепенно превратилось в крупнейшего собственника средств производства и инвестора, непосредственного участника процесса производства, распределения и потребления стоимости. В этой связи необычайно широкое развитие получила экономическая (скорее хозяйственно-организаторская) функция государства, а само оно приобрело возможность постоянного вмешательства в экономику. Однако по мере перехода к рынку и развития многообразных форм собственности экономическая функция государства будет претерпевать изменения. За государством останется роль координатора экономических процессов, выполнять которую оно будет с помощью экономических методов, а ве путем прямого вмешательства в воспроизводственный процесс.

Использование ВНП в нашей стране нельзя признать оптимальным. Из-за полного огосударствления экономики, раздутого государственного аппарата, неэффективного использования капиталовложений сравнительно мало средств выделялось на конечные расходы населения.

Рост огосударствления экономики Частичная приватизация государственной

Использование ВНП в нашей стране нельзя признать оптимальным. Из-за полного огосударствления экономики, раздутого государственного аппарата, неэффективного использования капиталовложений сравнительно мало средств выделялось на конечные расходы населения.

Рост огосударствления экономики Частичная приватизация государственной

Рост огосударствления экономики Частичная приватизация государственной собственности

• крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся «теневой экономике»;

, Таким образом, всеобщее отсутствие интереса является прямым результатом огосударствления экономики, ликвидации института чд-стной собственности и волюнтаризма в определении вознаграждения такого фактора производства как труд.

• крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся «теневой экономике»;


В советский период сохранилась преемственность в управлении производством: предприятие функционировало как целостный социально-экономический организм. Тотальное огосударствление экономики усилило патернализм на всех уровнях управления, особенно на уровне предприятий. Важная роль в установлении и соблюдении социальных гарантий отводилась администрации и профсоюзам (вопросы занятости, производственного обучения и совмещения рабо-

ство вплотную подводит экономику своей страны к той исчеза-юще тонкой черте, за которой уже начинается полное огосударствление экономики. Однако государство, принадлежащее буржуазии (при империализме это означает - в первую очередь монополистической буржуазии), может переступить эту черту лишь в каких-то совершенно исключительных случаях, когда буржуазия какого-либо региона оказалась бы вынужденной временно отдать своему государству больше власти над своими фирмами, чем оставить себе, - отдать, несмотря на неизбежно высокий риск потерять эту власть навсегда, навсегда перестать быть верховными собственниками своих фирм. Понятно, что такого рода исключительные случаи очень маловероятны (37). Мы видим, что во всех случаях, когда общество той или иной страны переходило от монополистического капитализма к неоазиатскому способу производства, при котором государство становится единственным бюрократическим аппаратом, владеющим производительными силами/управляющим экономикой и эксплуатирующим рядовых трудящихся, — во всех таких случаях аппарат буржуазного государства в большой мере разрушался, и на смену разрушенным структурам госаппарата возникали новые, воздвигнутые «на чистом месте». Разрушение буржуазного государства и создание нового осуществляли эксплуатируемые классы тех стран, где происходил переход к неоазиатскому строю, — иногда при помощи войск тех стран, где этот строй уже существовал, но по большей части без таковой.

Пример несколько иного рода представляет собой Ливия. В этой стране в течение всего периода с 1969 года, когда там началась революция, до наших дней огосударствление экономики никогда не достигало такой степени, чтобы можно было говорить даже о неоазиатском укладе. Однако даже это, не выходящее за рамки обычного государственно-монополистического капитализма огосударствление производительных сил сыграло - в отличие от более последовательного огосударствления в Югославии и ГДР - очень большую прогрессивную роль в развитии ливийской экономики. (См.: Смирнова Г. И. Опыт ливийской революции. - М.: Наука, 1992. — 240 с.). В этом отношении буржуазное ливийское государство (руководимое некогда мелкобуржуазными, до сих пор не абсолютно обуржуазившимися политиками во главе с Муаммаром Каддафи) больше похоже на неоазиатский СССР, чем на буржуазные государства в Югославии и ГДР. Объяснить это сходство легко: послевоенные ГДР и Югославия не находились в такой экстремальной ситуации, как бывшая Российская империя или Ливия конца 60-х годов, - а огосударствление экономики может (смотря по тому, кто и как его проводит) способствовать ее быстрому прогрессу лишь в тех случаях, когда последний связан с напряжением всех сил общества для выхода из экстремальной ситуации. В противоположном случае огосударствление, будучи монополизацией экономики и в качестве таковой в большей или меньшей мере умаляя роль конкуренции как стимула к труду (и не заменяя ее другими стимулами, не менее эффективными, чем конкуренция или порождаемая экстремальной ситуацией угроза), по большей части тормозит прогресс производительных сил.

Приказное управление полностью укореняется, когда происходит огосударствление экономики. Такая мера оправданно применяется при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войной, хозяйственной разрухой, голодом. В этих условиях командное руководство способно быстро сосредоточить материальные и людские ресурсы на решающих участках хозяйства, успешно выполнять сравнительно простые производственные задачи. В экстремальных условиях данный тип управления может оказаться единственно возможным и по-своему эффективным.

Напротив, когда война заканчивается, командное руководство экономикой становится ненужным, изживает себя и, как правило, демонтируется. Приказные методы не отвечают задачам хозяйственного строительства. Поэтому в нашей стране в начале 1921 г. чисто административная система управления была упразднена. Однако в конце 20-х — начале 30-х годов вновь произошло огосударствление экономики. Вся власть фактически перешла к центральному государственному аппарату и вновь установилась тоталитарная система командования народным хозяйством.

Огосударствление экономики, национализация средств производства, устранение

К тому же результату вели огромное огосударствление экономики и со-

тотальное огосударствление экономики. Общепризнанно, что сталинский

Приказное управление полностью укореняется, когда происходит огосударствление экономики. Такая мера оправданно применяется при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войной, хозяйственной разрухой, голодом. В этих условиях командное руководство способно быстро сосредоточить материальные и людские ресурсы на решающих участках хозяйства, успешно выполнять сравнительно простые производственные задачи. В экстремальных условиях данный тип управления может оказаться единственно возможным и по-своему эффективным.

Напротив, когда война заканчивается, командное руководство экономикой становится ненужным, изживает себя и, как правило, демонтируется. Приказные методы не отвечают задачам хозяйственного строительства. Поэтому в нашей стране в начале 1921 г. чисто административная система управления была упразднена. Однако в конце 20-х — начале 30-х годов вновь произошло огосударствление экономики. Вся власть фактически перешла к центральному государственному аппарату и вновь установилась тоталитарная система командования народным хозяйством.

Стало быть, всеохватывающее огосударствление экономики породило все более обостряющееся противоречие между действительным уровнем обобществления производства и господством государственной собственности, а тем самым — противоречие между коренными интересами всех трудящихся, приумножающих эту собственность, и интересами присваивающей результаты их труда государственной власти.


Оптимальная численность Оптимальной комбинации Оптимальной стратегией Обязательный индивидуально Оптимальное количество Оптимальное распределение Оптимального экономического Оптимального календарного Оптимального перспективного Оптимального размещения Оптимального выполнения Оптимальному состоянию Оптимальности структуры вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика