Оперативный менеджмент



Рассмотрим пример. Юрий, генеральный директор крупной станкостроительной компании, недавно получил месячные отчеты о чистом доходе, отчеты о движении денежных средств, отчеты с анализом отклонений от плана, отчеты об ожидаемом чистом доходе и балансовые отчеты, прогнозы и оперативный финансовый план общей толщиной около 5 см. Ему были предоставлены последние данные о работниках и сложные графики и диаграммы, чтобы он смог лучше понять, как идут дела. Сказать, что он был завален бумагами, — это еще ничего не сказать!

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременному осуществлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Оперативный финансовый план составляется на основе годового и квартального балансов доходов и расходов путем конкретизации их показателей. Если при составлении оперативного финансового плана будет установлено, что поступление денежных средств не покрывает расходов, руководство предприятия должно изыскать дополнительные источники. Ими могут быть мобилизация внутренних ресурсов, кредиты банка, финансовая помощь со стороны. Вместе с тем тщательно проверяют возможности сокращения расходов.

Существование множества видов учета (оперативный, финансовый бухгалтерский, управленческий бухгалтерский, налоговый, статистический и т. д.) призвано в максимальной степени удовлетворить интересы различных групп пользователей учетной информации, что в свою очередь предопределяет учетную политику (рис. 20.2).

. Бюджет — оперативный финансовый план, составляем, как правило, на год, отражающий расходы и поступления средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Основные виды лизинга- финансовый и оперативный.

Для внутреннего информационного обеспечения в настоящее время используется более детализированная форма ОДДС, нежели форма, заполняемая для органов системы МФ РФ (см. параграф 4.2.1). Она позволяет вести оперативный финансовый контроль и управление исходя из корпоративных экономических интересов. Однако, несмотря на различия внешнего и внутреннего ОДДС в способах получения и классификации информации, базовые данные в них идентичны, это — показатели прибыльности предприятий. Внедрение в практику ОДДС способствует формированию единой методической основы как для общегосударственного, так и для корпоративного налогового планирования, поскольку унификация отчетности является условием широкого распространения электронных средств сбора и обработки информации. Создание единой информационной базы о движении финансовых потоков предприятий, банков, финансово-промышленных групп и международных торговых союзов позволяет составлять реальные

За два года успели не только сбросить балласт, но и создать достаточно развитую систему управления финансами. «У нас есть прогноз баланса на 2000 г. Мы делаем оперативный финансовый план на год. квартал и месяц. Он состоит из бюджета доходов и расходов, бюджета платежей. Созданы органы управления бюджетами, действует единый финансово-расчетный центр по проведению взаимозачетов по внутренним и внешним счетам», — рассказывает Геннадий Сарсадских,

ЛИЗИНГ — долгосрочная аренда (от 6 мес. до нескольких лет) машин, оборудования, средств транспорта, производственных сооружений с возможным последующим выкупом арендатором арендуемого имущества. Лизинговая компания закупает ЭВМ, машины, оборудование для использования их арендатором в производственных целях и сохраняет на них право собственности до конца сделки. Этот способ финансирования инвестиций дает арендатору возможность значительно сократить единовременные затраты, избегать потерь, связанных с моральным старением средств производства. Л. — обоюдовыгодная форма аренды, что позволяет арендодателю получать доход с неиспользуемого оборудования, а арендатору начинать свое дело или расширять производство со значительно меньшими начальными вложениями. Выделяют два основных вида Л. — финансовый и оперативный. Финансовый Л. — когда в течение срока аренды плата за нее максимально покрывает сумму амортизации и прибыли арендодателя. По окончании срока соглашения арендатор либо возвращает взятую в аренду технику, либо продлевает срок пользования его. При желании возможен и выкуп объекта Л. по остаточной стоимости. При оперативном Л. срок соглашения короче амортизационного срока машин и оборудования. По окончании срока аренды оборудование подлежит возврату арендатору, если срок не пролонгирован. Наряду с вну-

Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года (как правило, в рамках предстоящего квартала или месяца), отражающий расходы и поступления финансовых средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности.

Управленческий учет как система внутрифирменного управления включает четыре вида учета и отчетности: бухгалтерский, оперативный, финансовый и статистический, каждый из которых выполняет свои специфические функции и имеет определенные формы отчетности.


Стратегический и оперативный менеджмент различается и с точки зрения требований к контролю и оценке последствий управленческих действий. Эффективность принятых стратегий оценивать гораздо сложнее, чем результаты оперативного управления. Последствия стратегических решений можно с достаточной полнотой оценить только со временем, когда становится трудно, а иногда и невозможно выделить степень воздействия тех или иных факторов на процесс реализации стратегии. Последствия оперативного управления, как правило, не разделены

Видение долговременных перспектив. В то время как оперативный менеджмент фокусируется на краткосрочных целях, стратегический менеджмент ориентируется на долгосрочные перспективы. Чаще всего перспективы следующего года деятельности организации рассматриваются как отправная точка стратегического развития и изменений.

Понимание задач и методов стратегического менеджмента можно углубить, если использовать ранее проведенное сопоставление стратегического и оперативного менеджмента. Между этими понятиями много общего, но и существуют важные отличия, главное из которых состоит в том, что стратегический менеджмент имеет дело с общим управлением организацией, в то время как оперативный менеджмент сосредотачивается на специфике управления функциональными отделами организации, такими, например, как финансовый, производственный отдел или отдел маркетинга. Отличие стратегического менеджмента от оперативного состоит также в той специфической методологической основе, видении организации как сложной системы в развитии. Такое развитие определяется множеством факторов как внешнего, так и внутреннего происхождения, взаимозависимостью структурных элементов и функций организации, поэтому им чрезвычайно трудно управлять, и тем более управлять в соответствии с жестким планом, в котором учитывались бы все детали и частные аспекты поведения групп людей организации вплоть до отдельных индивидов. Стратегический менеджмент — эта область господства «мягких» организационных проблем, а попытки управлять ими как «жесткими» ведут к неудачам и провалам. Таким образом, эффективное управление организацией включает как эффективный стратегический, так и эффективный оперативный менеджмент.

ОПЕРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ + СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ = СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Стратегический и оперативный менеджмент различается и с точки зрения требований к контролю и оценке последствий управленческих действий. Эффективность принятых стратегий оценивать гораздо сложнее, чем результаты оперативного управления. Последствия стратегических решений можно с достаточной полнотой оценить только со временем, когда становится трудно, а иногда и невозможно выделить степень воздействия тех или иных факторов на процесс реализации стратегии. Последствия оперативного управления, как правило, не разделены

Понимание задач и методов стратегического менеджмента можно углубить, если использовать ранее проведенное сопоставление стратегического и оперативного менеджмента. Между этими понятиями много общего, но и существуют важные отличия, главное из которых состоит в том, что стратегический менеджмент имеет дело с общим управлением организацией, в то время как оперативный менеджмент сосредотачивается на специфике управления функциональными отделами организации, такими, например, как финансовый, производственный отдел или отдел маркетинга. Отличие стратегического менеджмента от оперативного состоит также в той специфической методологической основе, видении организации как сложной системы в развитии. Такое развитие определяется множеством факторов как внешнего, так и внутреннего происхождения, взаимозависимостью структурных элементов и функций организации, поэтому им чрезвычайно трудно управлять, и тем более управлять в соответствии с жестким планом, в котором учитывались бы все детали и частные аспекты поведения групп людей организации вплоть до отдельных индивидов. Стратегический менеджмент — эта область господства «мягких» организационных проблем, а попытки управлять ими как «жесткими» ведут к неудачам и провадам. Таким образом, эффективное управление организацией включает как эффективный стратегический, так и эффективный оперативный менеджмент.

Организационная структура менеджмента ЦП формируется с учетом приведенных выше особенностей программ как объектов менеджмента. Основным звеном системы становится менеджер программы — лицо, наделенное управлением организаций особыми полномочиями, позволяющими ему осуществлять текущий и оперативный менеджмент программы, не нарушая взаимоотношений в рамках сложившейся линейно-функциональной структуры, управляя специалистами подразделений или целевым временным коллективом.

Менеджер ЦП осуществляет всю текущую работу по выполнению программ, несет ответственность за своевременную и качественную ее реализацию на всех этапах от формирования целей до использования результатов по прямому назначению. В задачи менеджера программы входят координация и оперативный менеджмент всеми работами, включенными в программу, организация взаимодействия между структурными подразделениями и звеньями аппарата менеджмента, участвующими в выполнении программы, или непосредственный менеджмент целевым коллективом.

Менеджер ЦП осуществляет всю текущую работу по выполнению программ, несет ответственность за своевременную и качественную ее реализацию на всех этапах — от формирования целей до использования результатов по прямому назначению. В его задачи входят координация и оперативный менеджмент всех работ, включенных в программу, организация взаимодействия между структурными подразделениями и звеньями аппарата менеджмента, участвующими в выполнении программы, или непосредственное управление целевым коллективом.

Признаки Стратегический менеджмент Оперативный менеджмент

12. Сравните стратегический и оперативный менеджмент.


Организация приобретает Организация производит Организация рационального Организация разработки Организация ремонтного Организация снабжения Организация совместного Организация структурное Обязательное применение Организация трудового Организация выступает Организация управленческого Организация утверждает вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика