Определяется себестоимостью



В индивидуальных производствах определяется себестоимость каждого конкретного изделия. Например, в бурении учет затрат ведут по каждой скважине отдельно, так как нефтяные скважины различны по глубине, конструкции, по крепости проходимых пород, по способам и целям бурения и т. д. Цикл сооружения скважин обычно не совпадает с отчетным периодом. Поэтому и калькуляцию себестоимости составляют по мере окончания строительства-скважины. Таким образом, в индивидуальных производствах калькуляционный период не совпадает с отчетным.

Калькуляционной единицей может быть не только единица готовой продукции, но и единица полуфабриката, а также отдельная деталь или узел машины. Иногда даже одновременно с натуральной применяют условную калькуляционную единицу. Например, в вагоностроении определяется себестоимость натуральной единицы — одного вагона и .себестоимость единицы грузоподъемности, в энергетическом машиностроении — себестоимость одного двигателя и себестоимость единицы мощности. Калькуляционной единицей может быть также сложный измеритель — тонно-километр, кубо-километр (м3-км), метр-сутки проката, киловатт-час и т. д. Резюмируем изложенное. При организации текущего учета затрат производства и калькуляции себестоимости продукции необходимо решить следующие основные вопросы: 1) выбрать объекты учета затрат; 2) разработать номенклатуру статей себестоимости; 3) установить номенклатуру статей косвенных расходов и методы их распределения по объектам учета; 4) определить методы распределения затрат между отдельными видами и сортами продукции и выбрать калькуляционную единицу. Весь этот комплекс вопросов надо решать, исходя из особенностей технологии и организации производства конкретной отрасли промышленности и отдельного предприятия.

В индивидуальных производствах определяется себестоимость каждого конкретного изделия. Например, в бурении учет затрат ведут по каждой скважине отдельно, так как нефтяные скважины различны по глубине, конструкции, по крепости проходимых пород, по способам и целям бурения и т. д. Цикл сооружения скважин обычно не совпадает с отчетным периодом. Поэтому и калькуляцию себестоимости составляют по мере окончания строительства скважины. Таким образом, в индивидуальных производствах калькуляционный период не совпадает с отчетным. ,

В тесной связи с вопросом распределения затрат между различными видами продукции находится выбор калькуляционной единицы. Во всех случаях единица готовой продукции является одновременно и калькуляционной единицей, например в автомобилестроении —готовый автомобиль, в нефтедобыче — тонна нефти, в нефтепереработке — тонна готового нефтепродукта, в кирпичном производстве —1000 шт. кирпичей. Но понятие калькуляционной единицы шире понятия единицы готовой продукции. Калькуляционной единицей может быть не только единица готовой продукции, но и единица полуфабриката, а также отдельная деталь или узел машины. Иногда даже одновременно с натуральной применяют условную калькуляционную единицу. Например, в вагоностроении определяется себестоимость натуральной единицы — одного вагона и себестоимость единицы грузоподъемности, в энергетическом машиностроении — себестоимость одного двигателя и себестоимость единицы мощности. Калькуляционной единицей может быть также сложный измеритель— тонно-километр, кубо-километр (м3-км), метр-сутки проката, киловатт-час и т. д.

В сводном расчете определяется себестоимость сравнимой товарной продукции планируемого года, а также изменение затрат в планируемом периоде по сравнению с базисным периодом.

Система "директ-костинг" основана на классификации затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. При этой системе по величине переменных расходов за отчетный период определяется себестоимость изготовленной продукции. Постоянные производственные расходы, а также расходы по сбыту списываются непосредственно на финансовые результаты. Деление затрат на постоянные и переменные позволяет исчислять за отчетный период сумму покрытия (маржинальный доход), включающую в себя прибыль и постоянные расходы (разница между ценой продажи и суммой переменных расходов). Сумма покрытия может быть рассчитана, как в целом по предприятию, так и по различным видам продукции, что позволяет выявить продукты с большей и меньшей рентабельностью и соответственно этому переориентировать производство. Анализируя поведение постоянных и переменных расходов в зависимости от изменения объемов производства, можно решать вопросы установления цен на новую продукцию, выбора и замены оборудования, загрузки производственных мощностей и др.

На основе калькуляции отдельных процессов при продвижении нефтетоваров или газа от районов их добычи (производства) до потребителей определяется себестоимость всей продукции.

При калькулировании определяется себестоимость выполненной работы на трубопроводе из расчета на 1 т-км и себестоимость перекачки 1 т. Для расчета первого показателя сумма всех расходов делится па выполненный объем работы.

На основе сметы затрат на производство определяется себестоимость валовой и товарной продукции. Полная себестоимость товарной продукции по смете затрат на производство должна быть равна полной себестоимости товарной продукции, рассчитанной исходя из суммы плановых калькуляций отдельных изделий.

В п. 9 ПБУ 10/99 по сути изложен механизм перехода от расходов организации к себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Определено, что для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость произведенной продукции (работ, услуг), которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности:

В современной экономической литературе [14,24, 35, 43] калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.


Зная график спроса, расчетную сумму издержек и цены конкурентов, фирма готова к выбору цены собственного товара. Цена эта будет где-то в промежутке между слишком низкой, не обеспечивающей прибыли, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса. На рис. 63 в обобщенном виде представлены три основных соображения, которыми руководствуются при назначении цены. Минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимальная - наличием каких-то уникальных достоинств в товаре фирмы. Цены товаров конкурентов и товаров-заменителей дают средний уровень, которого фирме и следует придерживаться при назначении цены.

Как известно, существует определенный диапазон цен, внутри которого может варьировать производитель. Нижняя граница определяется себестоимостью товара, а верхняя - платежеспособным спросом, то есть, нельзя устанавливать как демпинговую цену, так и цену завышенную, по которой реализация товара становится проблематичной.

Минимальная цена определяется себестоимостью продукта и допустимой рентабельностью производства. Предварительные расчеты показывают: отношение себестоимости к выручке должно составлять примерно 0.6, с учетом чистой прибыли на уровне 20-25% в объеме выручки и 15-20% доли прочих затрат, получаем, что при рассчитанной в проекте себестоимости 1 пачки чая «Здоровье» на уровне 3.09 руб., отпускная цена без НДС должная быть в пределах 5.0-5.3 руб.

В зависимости от особенностей товара, размеров и финансовой мощи фирмы-продавца, целей, которые она ставит, для расчета цены могут быть использованы различные методы. Значительное влияние на выбор метода расчета цены оказывает также степень новизны товара, наличие дифференциации товара по качеству, стадия жизненного цикла товара. Причем минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимально возможная — наличием уникальных достоинств в изделии. Цены товаров-конкурентов и товаров-заменителей характеризуют, как правило, средний уровень.

будет располагаться где-то в промежутке между слишком низким уровнем, не позволяющим получать прибыль, и слишком высоким, ограничивающим спрос. На рис. 17.4 обобщенно представлены три фактора, оказывающие влияние на уровень цены компании. Минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции. Цены конкурентов и цены на товары-заменители задают примерное значение, на которое следует ориентироваться при установке цены. Мнения покупателей об уникальных особенностях рассматриваемого изделия компании задают потолок цены.

Существует определенный диапазон цен, внутри которого может варьировать производитель. Нижняя граница определяется себестоимостью товара, а верхняя - платежеспособным спросом, то есть нельзя устанавливать как демпинговую цену, так и цену завышенную, по которой реализация товара становится проблематичной.

Концепция совершенно иного рода, приемлемая для поиска оптимальной модели управления рисками колебания цен, ставок и курса, основывается на том, что действующая компания постоянно эмитирует «производственный опцион». Его цена исполнения определяется себестоимостью продукции, включая все издержки, связанные с продажами, а также налоговыми выплатами, необходимыми отчислениями во внутренние фонды и требуемым размером прибыли. Эта концепция позволяет принимать во внимание волатильность денежных потоков бизнеса, косвенно учитывая специфические риски, считающиеся трудно устранимыми, — такие как базисные, рыночные, политические и т.д. Ее использование обеспечивает ранжирование рынка механистическим путем с целью выяснения наиболее приемлемых методов управления риском в различных ценовых диапазонах.

Исходя из спроса, расчетной суммы издержек и цены конкурентов, предприятие может определить цену на свою продукцию и разработать систему скидок на нее. При решении проблемы ценообразования необходимо выбрать методику расчета цен, в которой должны быть учтены, как минимум, три фактора: себестоимость продукции, цены конкурентов и товаров-заменителей, а также наличие у того или иного товара уникальных достоинств. Все расчеты должны производиться на основе анализа безубыточности. Окончательная цена будет находиться где-то в пределах между слишком низкой ценой, не обеспечивающей прибыли, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса. Минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции и упущенной выгодой, а максимальная — либо наличием каких-то уникальных достоинств в товаре фирмы (на рынке нет аналогов), либо ценами конкурентов (при цене выше, чем у конкурентов, можно потерять клиентов). Соответственно предоставляя скидки на продукцию, предприятие не должно выходить за пределы данного интервала. Три основных критерия принятия решений при назначении цены в общем виде представлены на рис. 55.

ный (определяется себестоимостью продукции, ценами конкурентов и товаров-заменителей, а также уникальными достоинствами товара).

Но вернемся к ценообразованию. Существует две важных границы цены — нижняя и верхняя. Нижняя граница определяется себестоимостью товара: предприятие окупит свою деятельность, если реализует товар по этой цене, но не получит прибыли. Верхняя граница — это максимальная цена, которую готов заплатить потребитель. Цена, назначаемая производителем, обычно колеблется между этими двумя границами (конечно, если перед организацией не стоит задачи просто распродать товар, чтобы вернуть хотя бы часть вложенных в него средств).


Организации изменения Организации коллективного Организации концепция Организации маркетинговой Организации международных Обязательном выполнении Организации наличного Организации назначение Организации необходимые Организации необходимость Организации нормирования Организации обязательства Организации обеспечивающие вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика