|
Определения нормативных
Для определения норматива оборотных средств на запасные части сначала устанавливают число комплектов запасных частей, которое должно находиться в запасе на каждые 10 единиц однотипных технических средств, и рассчитывают стоимость одного комплекта. Исходя из стоимости комплектов запасных частей и стоимости этих технических средств, определяют норму оборотных средств (/V,), выраженную в процентах. На основе этой нормы и стоимости каждой группы технических средств (С, с) рассчитывают норматив оборотных средств в стоимостном выражении (03):
Нормирование оборотных средств по элементу «Готовая продукция» начинается с определения норматива по отдельным видам изделий:
Для определения норматива оборотных средств на запасные части сначала устанавливают число комплектов запасных частей, которое должно находиться в запасе на каждые 10 единиц однотипных технических средств, и рассчитывают стоимость одного комплекта. Исходя из стоимости комплектов за-паскых частей и стоимости этих технических средств, определяют норму оборотных средств (jV3), выраженную в процентах. На основе этой нормы и стоимости каждой группы технических средств (Ст-с) рассчитывают норматив оборотных средств в стоимостном выражении (О3):
В качестве примера приводится расчетная формула для определения норматива численности по функции «Обеспечение технологической ос-насгки» при производстве электровакуумных приборов:
Для определения норматива потребности необходимо наличие ретроспективной информации по объему и структуре капитальных вложений в различные отрасли и поставки в них электроизделий. Формула определения норматива потребности в электроизделиях на капитальное строительство объектов по у'-му направлению расходования капитальных вложений для конкретной отрасли имеет следующий вид:
утвержденными Советом Министров СССР от 30/1 1962 г. От правильного определения норматива оборотных средств зависят показатели эффективности работы объединения, а также размеры отчислений в поощрительные, фонды.
Поскольку материалы поступают от каждого поставщика в разное время и в разных количествах, то запасы каждого отдельного вида товарно-материальных ценностей все время колеблются, достигая максимального размера при поступлении на склад очередной партии и снижаясь до минимума перед поступлением следующей. Отсюда текущий складской запас материалов в днях бывает более или менее стабильным и находится на уровне, близком к половине средневзвешенного интервала между поставками. Поэтому норму оборотных средств в части текущего запаса принимают в размере 50% средней продолжительности интервала (в нашем примере 3 дня). Для определения норматива оборотных средств полученную норму умножают на ежедневный расход данного материала.
Ввиду того что малоценные и быстроизнашивающиеся предметы имеют большое число наименований и применяются для разных целей, вышеуказанные нормы запаса этих средств используются в порядке их назначения. Норма запаса, рассчитываемая на одного рабочего, применяется для определения норматива запаса по спецодежде, спецобуви и т. д., причем в расчете учитываются только те работники, которые имеют право на получение вышеуказанных предметов. Норма запаса хозяйственного инвентаря рассчитывается также на одного работника, пользующегося тем или иным его видом. Норма запаса, рассчитываемая на 1 руб. производственного оборудования, используется для определения норматива запасов по специнструменту, спецприспособлениям и т. д. Норма запаса, рассчитанная процентным отношением к стоимости затрат на транспортировку газа, используется в основном для определения норматива запасов материалов, необходимых для транспортировки газа. Таким путем рассчитанные нормы запасов могут быть использованы для определения нормативов оборотных средств на ряд лет. В этом случае полученные нормы умножаются на соответствующий измеритель (число работников, стоимость производственного оборудования), предусмотренный на планируемый период.
Установленные по министерству соотношения по этим показателям принимаются в качестве базы для определения норматива по главным управлениям. Допустим, по министерству в целом планируется рост производительности труда на 6,2%, рост средней заработной платы (с учетом выплат из фонда материального поощрения) на 2,5%. Отсюда норматив роста средней заработной платы 0,40 (2,5 : 6,2). Рост объема производства намечен на 7%, увеличение численности промышленно-производственного персонала на 0,8%. Доля объема производства, обеспечиваемая ростом производительности труда, 88,6% [100 — (0,8:7-100)]. И, наконец, намечен рост фондовооруженности на 4,7%.
Трудность определения норматива затрат на штампы заключается в том, что безотносительно к строго определенному производству не представляется возможным установить для кузнечно-прессового оборудования номенклатуру применяемых штампов. Поэтому указанные выше нормативы определялись укрупненным методом.
Нормы оборотных средств зависят от условий снабжения и сбыта, предусмотренных в договоре; частоты, равномерности и комплектности поставок; размеров поставляемых партий; отдаленности поставщиков; скорости перевозок; времени, необходимого для подготовки материалов к производству; периодичности запуска материалов в производство; продолжительности производственного цикла; формы применяемых денежных расчетов и др. Нормы оборотных средств, определенные исходя из конкретных условий работы предприятий, используются ими обычно в течение ряда лет и служат основой для определения норматива оборотных средств в денежном выражении, устанавливаемого ежегодно при составлении финансового плана.
При финансировании ИП за счет собственных средств предприятия или акционерного капитала в основе определения норматива эффективности капитальных вложений должны находиться следующие факторы: По спецификациям на оборудование, имеющимся в различных частях к разделах технического проекта, методом прямого счета устанавливают общую-потребность в арматуре каждой номенклатурной группировки на один объект (Uj). Принимают во внимание также заявочные ведомости и другую документацию, относящуюся к проекту. В расчетные таблицы арматуру заданной номенклатурной группировки заносят по типоразмерам для обеспечения в. дальнейшем определения нормативных показателей структуры потребности в оборудовании.
Резервная численность. Нормативная величина резервного состава рабочих находится в зависимости от нормативных величин временных неявок на работу по таким причинам их возникновения, как выходные и праздничные дни, очередные, дополнительные и ученические отпуска; неявки по болезням; неявки, разрешенные законом, и неявки по беременности и родам. Нормативные величины неявок в связи с выходными и праздничными днями, отпуска очередные, дополнительные и ученические-определены законом и никаких других размеров иметь не могут. Метод определения неявок по остальным причинам установлен в нормативах численности. Однако в некоторых нормативных документах установлен свой, специфический метод определения нормативных величин временных неявок на работу по различным причинам их возникновения.
Кроме того порядок определения нормативных величин временных неявок на работу, предусмотренный в указанных отраслевых Нормативах численности, не позволяет с необходимой точностью рассчитать норму резерва для каждого конкретного случая. Определение нормативной величины временных неявок на работу по их удельному весу в предшествующем периоде, как это определено данными Нормативами, отрицает наличие--нормативных величин по таким причинам неявок, как выходные и праздничные дни, очередные, ученические и дополнительные отпуска. Что касается размеров временных неявок на работу по остальным причинам их возникновения, то определение, например, нормы неявок по болезни с учетом их обязательного сокращения в плановом периоде, ежегодно предусматриваемого в коллективных договорах предприятий, позволит получить более точный и обоснованный результат, чем определение неявок по болезням по фактической величине с предшествующего периода.
Данный принцип может быть реализован лишь при наличии у предприятия нормативной базы, содержащей нормативные, сметные (бюджетные) показатели, рассчитываемые на основании первичной технологической, конструкторской, финансовой и административной документации и используемые для разнообразных нужд управления: определения нормативных сумм затрат на производственные и коммерческие процессы, лимитирования отпуска в производство и на хозяйственные цели материальных и топливно-энергетических ресурсов, расчетов фондов оплаты труда, численности персонала, смет расходов на содержание аппарата управления, проектов отпускных цен и т.п. Вместе с тем в отечественной практике действуют лишь отдельные фрагменты нормативной базы.
Нормативные затраты на материалы основываются на виде и качестве материала, необходимого для производства продукта, его количестве и цене. Каждый из этих элементов должен отражать условия, спрогнозированные для интересующего нас периода времени. Оптимальный порядок определения нормативных затрат на материалы включает в себя два этапа:
Для АИС-БУ характерны развитые внутренние и внешние информационные связи. Внутренние информационные связи существуют между задачами внутри отдельных комплексов, а также между самими комплексами. Так, задача выявления отклонений от нормативных затрат по материалам, решаемая в комплексе учета затрат, требует предварительного решения двух других задач данного комплекса: определения нормативных и фактических материальных затрат по объектам учета. В то же время информация о фактических затратах на производство в целом поступает из комплекса учета материальных ценностей. Надо отметить, что задачи учета затрат и сводного учета базируются на информации, которая является результатом решения задач комплексов учета основных средств, учета материальных ценностей, учета труда и заработной платы и др. А задачи этих комплексов, как правило, используют первичную информацию оперативного учета.
Важным аспектом при формировании нормативной базы планирования нефтеснабжения является обеспечение принципа типизации, который должен выражаться прежде всего в единстве методологических основ и принципов формирования нормативной базы, использовании единых структур массивов -информации, единого программного обеспечения, единых технических средств. Типизация программного обеспечения задач оптимального планирования нефтеснабжения во многом' предопределяется структурой построения алгоритмов расчетов, используемых для определения нормативных уровней системы технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности территориальных управлений. При построении алгоритмов должен использоваться принцип модульности, который выражается в том, что любой компонент сложного алгоритма при своем конкретном воплощении создается самостоятельно и относительно независимо от других компонентов, связанных с ним. Модули — это программно оформленные в виде типовых частей отдельные элементы алгоритма, охватывающие типовую процедуру обработки информации на ЭВМ. Модульная структура алгоритмов задач позволяет обеспечить типизацию программного обеспечения задач. В качестве алгоритмов расчета нормативных уровней системы технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности территориальных управлений, удовлетворяющих требованиям типизации, могут быть использованы алгоритмы решения приведенного выше комплекса экономико-математических моделей, охватывающих основные стороны деятельности территориального управления в современных ц перспективных условиях нефтеснабжения.
Объем реконструкции и, следовательно, размер капитальных вложений не являются величиной постоянной. Они зависят от грузооборота или емкости нефтебазы, возраста лефтебазы, физического и морального состояния оборудования. Учет же этих факторов для каждой -нефтебазы 'представляет значительные трудности как по объему необходимой информации, так и по трудоемкости расчетов. В связи с этим предлагается укрупненный метод определения нормативных показателей реконструкции нефтебаз.
Нормативные наблюдения различаются не только способом их проведения, системой записи данных, но и степенью точности учета времени. В табл. 16.2 приводится систематизация нормативных наблюдений в зависимости от назначения разрабатываемых норм. Полученные данные наблюдений тщательно анализируют и очищают от случайных значений. Для обработки этих данных и определения нормативных величин широко применяют методы математи-
Оптимальные размеры серий изделий являются исходной базой для расчета важнейших календарно-плановых нормативов: партии деталей, длительности производственного цикла обработки партии деталей и серии изделий, опережений запуска — выпуска, оптимальной очередности запуска в производство серий изделий, календарных планов-графиков работы производственных участков и рабочих мест. Оптимальные размеры серии изделий необходимы и для определения нормативных заделов незавершенного производства (рис. 7). Оптимизация размеров серий выпускаемых изделий оказывает непосредственное влияние на эффективность всей системы оперативно-производственного планирования. Следует подчеркнуть, что предлагаемая в научной литературе система календарно-плановых нормативов по своему составу и по методам расчета отличается от нормативов, применяемых на практике в настоящее время [56; 87]. Необходимость разработки новых методов расчета нормативов оперативно-производственного планирования обусловлена тем, что использование традиционных методов решения задач оперативного планирования не дает существенного эффекта в повышении его действенности, не обеспечивает устранения назревшего противоречия между существующим уровнем организации производства и его технической оснащенностью, не оказывает непосредственного воздействия на конечные результаты. В этих условиях более перспективно использование новых подходов в решении задач планирования и организации производства. К числу таких задач прежде всего следует отнести расчеты оптимальных серий изделий и минимизацию совокупного производственного цикла изготовления всех серий изделий, включенных в производственную программу на каждый календарный период. Вокруг их образовался целый комплекс новых календарно-плановых расчетов, охватывающих все
Организации структурного Организации существует Организации технологического Организации требование Обязательствам относятся Организации выполняющие Организации внедрения Организации возможности Организации вспомогательного Организации учитываются Организации управленческой Организации утверждает Организации утвержденное вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|