Общепринятыми принципами



Аудитору следует различать общие нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет в РФ, и частные (ведомственные или характерные для соответствующей отрасли) нормативные документы. В случае, когда частные нормативные документы противоречат требованиям общих нормативных документов, рекомендуется руководствоваться общепринятыми правилами.

Седьмая директива определяет состав консолидируемой отчетности: баланс, отчет о прибылях и убытках, примечания и аналитические расшифровки к отдельным статьям. Ограничений на форму и структуру отчетности не накладывается, отмечается лишь, что в ней отдельными статьями должны отражаться интересы сторонних участников (меньшинства). Эти документы должны оформляться в виде консолидированного годового отчета, содержащего также необходимые комментарии и пояснения о текущей деятельности группы и перспективах ее развития. В отчет предусмотрено включать аудиторское заключение, которое необходимо публиковать в соответствии с общепринятыми правилами. Согласно Седьмой директиве местные власти вправе требовать предоставления консолидированной отчетности от любой размещенной на их территории материнской компании, если выполнены некоторые общие условия от-носит~ельно степени ее влияния и контроля ею деятельности дочерней компании.

экономические ресурсы предприятия, признаваемые и оцениваемые (измеряемые) в соответствии с общепринятыми правилами бухгалтерского учета. В состав активов входят также некоторые виды отложенных расходов (deferred charges), не являющиеся ресурсами, но признаваемые и оце-

ниваемые (измеряемые) в соответствии с общепринятыми правилами бухгалтерского учета [6,§132].

Два последних отчета должны предоставляться в форме таблиц, содержащих сопоставимые данные за три последних финансовых года. Кроме того, отчет должен быть проверен аудитором и подготовлен в соответствии с общепринятыми правилами бухгалтерского учета4.

Указывалось также, что информацию, подлежащую включению в эту форму, следует готовить в соответствии с общепринятыми правилами учета для промежуточных финансовых отчетов, что по мере изменения правил бухгалтерского учета следует расширять предоставляемую в рамках этой формы информацию8.

Так ты не забудешь про главное». Существует неверное представление, что аудитор участвует в подготовке финансовых отчетов. Обычно аудитор в этом не участвует. Финансовые отчеты представляют позицию руководства компании, которое их и готовит. Работа аудитора заключается в том, чтобы осуществить определенные проверки, исследовать установленную руководством систему контроля и удостовериться, что отчет подготовлен в соответствии с общепринятыми правилами учета. Приводимые аудиторами уточнения и оговорки часто важны для определения того, можно ли считать компанию дееспособной или она обречена на банкротство либо ликвидацию. Аудиторы могут прибегать к уточнениям своего мнения, когда они не уверены в том, что на данные отчета можно положиться, но у них есть возможность впоследствии отозвать свои уточнения.

Если отчеты почти всех компаний составлены честно и аудиторы подтверждают, что они согласуются с общепринятыми правилами бухгалтерского учета, чего ради аналитику стоит влезать в отчетность? Главная причина в том, что общепризнанные правила бухгалтерского учета допускают известную свободу выведения результатов. Эта свобода позволяет компаниям строить отчет о прибылях и убытках на базе, не отражающей истинные результаты деятельности за год (включая доход от участия в дочерних компаниях), то есть не так, как это сделал бы аналитик.

При составлении планов работы желательно руководствоваться общепринятыми правилами, действующими в деловом мире. Вот некоторые из них:

руководствоваться общепринятыми правилами, а именно,

При составлении планов работы желательно руководствоваться общепринятыми правилами, действующими в деловом мире. Вот некоторые из них:


На сегодняшний день отечественный профессиональный бухгалтерский язык пополнился таким новым термином, как эккаунтинг (accounting). Это чрезвычайно емкое экономическое понятие, в основе которого лежит счетоводство — ведение бухгалтерского учета в соответствии с общепринятыми принципами. Однако счетоводство — это лишь фундамент, база эккаунтинга. На основе счетоводства формируется информационная база, необходимая любому предпринимателю в условиях рыночной экономики. Ведением счетоводства и формированием связанной с ним информационной базы заняты специалисты в области бухгалтерского учета. На западных предприятиях нет плановых отделов, работающих изолированно от бухгалтерской службы, но есть бухгалтеры, занимающиеся планированием и прогнозированием на базе оперативной бухгалтерской информации. Данный вид профессиональной деятельности также является составной частью эккаунтинга. Таким образом, вся информация, необходимая для управления предприятием, готовится бухгалтерами, а связанная с этим профессиональная деятельность называется эккаунтингом. Сюда входит и работа по составлению отчетности предприятия, анализу его финансовых показателей, плановая работа, а также все, что связано с контролем за деятельностью предприятия (см. рис. 1.3).

Полностью прошедший проверку аудитора бухгалтерский отчет можно получить после того, как аудитор тщательно просмотрит документы, критически изучит систему внутреннего контроля и другие вопросы в соответствии с общепринятыми принципами учета и отчетности. Строгие стандартные требования предъявляются к этим отчетам. Денежные средства, дебиторская задолженность, товарно-материальные запасы и обязательства, например, должны быть все подвергнуты проверке. Результат работы аудитора со стороны — это заключение специалиста, показывающее, что финансовые отчеты добросовестно отражают то, что происходит в делах предприятия. Компании, акции и другие ценные бумаги которых открыто вращаются на международных биржах, нуждаются в финансовых отчетах, подтвержденных независимыми аудиторами. На Западе этот вид услуг предоставляется такими организациями, как «Зарегистрированные общественные бухгалтеры-эксперты» (ЗОБ) или «Присяжные бухгалтеры» (ПБ), в Российской Федерации — аттестованными аудиторами, имеющими соответствующие лицензии.

Финансовые отчеты, подготовленные для «Метрополя», соответствуют и согласуются с общепринятыми принципами отчета и отчетности. Эти критерии для отчетности, основанные как на логике, так и на опыте, разрабатывались в течение многих лет путем приложения совместных усилий бухгалтеров, бизнесменов, экономистов и правительств западных стран. Финансовые отчеты, получившие аудиторское подтверждение, не должны противоречить этим «правилам игры». Правила подобны аксиомам в геометрии. Среди этих правил наиболее важными являются следующие:

Финансовый учет должен вестись в соответствии с нормами и правилами бухгалтерского учета. Внешние пользователи должны быть уверены в том, что бухгалтерские документы составлены в соответствии с общепринятыми принципами (правилами), а публичная отчетность подтверждается аудиторами. В ином случае нет уверенности в правильном понимании данных бухгалтерского учета.

В международной практике бухгалтерский учет часто называют «языком» бизнеса. Это связано с международной интеграцией экономических процессов и, следовательно, гармонизацией и стандартизацией бухгалтерского учета на международном уровне. В экономических отношениях между участниками бизнеса широко используются данные бухгалтерской (финансовой) отчетности. На языке бухгалтерского учета, т.е. на «языке» бизнеса для общения деловых людей (участников рынка), соответствующая информация доводится до его пользователей. Все пользователи бухгалтерской информации имеют возможность использовать единые приемы и способы чтения и анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности, так как в Российской Федерации бухгалтерский (финансовый) учет во всех организациях (независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности) ведется строго в соответствии с общепринятыми принципами.

на Комиссия по ценным бумагам и биржам. Комиссия предписала фирмам сообщать о своем финансовом положении, потребовала разработать правила бухгалтерского учета, именуемые теперь в США Общепринятыми принципами бухгалтерского учета (GAAP), которые обеспечили разумную основу для анализа финансовых отчетов12.

Представление информации о деятельности и состоянии хозяйствующего субъекта в частном секторе регулируется законом (законами о компаниях, о налоге на прибыль), фондовой биржей, профессиональными бухгалтерскими организациями (положениями о стандартах учетной практики), а также традицией и обычаями (общепринятыми принципами бухгалтерского учета). В общественном секторе существуют требования, устанавливаемые различными организациями, например Аудиторской палатой (the Audit Office). Вопрос о том, кто же использует эту информацию, до сих пор остается в значительной мере спорным, и потому уместным будет обрисовать круг потенциальных пользователей.

Предполагается, что финансовые отчеты должны составляться в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, определяющими качество отчетной информации. Однако значение словосочетания «общепринятые принципы бухгалтерского учета» остается неясным. Греди [18] называет широчайший спектр методов бухгалтерского учета практически по каждой существенной статье публикуемых отчетов. Подробный пе-

Список источников настолько широк, что «общепринятыми принципами бухгалтерского учета» может считаться практически все что угодно. Такая ситуация характерна для всех стран, использующих англо-американские модели учета.

В стандартном аудиторском отчете, выполненном в британских традициях, принято выражать мнение, что подвергавшиеся проверке баланс, отчет о прибылях и убытках и о нераспределенной прибыли, а также отчет о движении денежных средств являют собой «достоверное и добросовестное отображение» («true and fair view») положения хозяйствующего субъекта и результатов его хозяйственных операций «в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета», действовавшими в отчетном году. По поводу совместимости «достоверного и добросовестного отображения» с «соответствием общепринятым принципам бухгалтерского учета» возникают, однако, некоторые вопросы. Так, может иметь место одна из следующих ситуаций:

Кредиторская задолженность — это экономические обязательства предприятия, признаваемые и оцениваемые (измеряемые) в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета; в состав кредиторской задолженности входят также отдельные виды отсроченных кредитов, которые не являются обязательствами, но признаются и оцениваются (измеряются) в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета [1, §132].


Очевидные достоинства Образования социального Образования задолженности Образование монополий Объясняющая переменная Образовательные программы Образовательных учреждений Образовательным учреждениям Образовательной деятельности Образовательного учреждения Образующие себестоимость Обследования проведенного Обслуживаемых предприятий вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика