|
Определенного поведения
Отраслевая специализация заключается в том, что строительно-монтажные организации возводят комплексы и объекты только определенного назначения (например, жилищное, железнодорожное, шахтное, трубопроводное строительство и т. д.). Специализированные по отрасли строительные организации отличаются друг от друга своей структурой, квалификацией и составом кадров, парком машин, материально-производственной базой, приспособленной для выполнения определенных видов строительно-монтажных работ.
Инженерный аспект категории качества состоит в исследовании технико-технологических закономерностей и факторов формирования физических, механических, химических и иных свойств продукции определенного назначения. При этом качество рассматривается как совокупность свойств продукции, определяющих её способность удовлетворять некоторую потребность в соответствии с указанным назначением.
Кроме производственных, существуют промышленные объединения, которые, являясь единым производственным комплексом определенного назначения, не находятся на полном хозяйственном расчете. Поэтому приравнивать такие объединения к предприятию нельзя.
В начальной стадии развития производство не содержит в себе совокупностей предприятий и складывается как универсальное предприятие, состоящее из отдельных участков и цехов, производящих продукцию определенного назначения. С увеличением объемов производства и развитием научно-технического прогресса отдельные службы выделяются в самостоятельные специализированные производства и несут в себе все признаки отрасли. Так, существующие в машиностроении производства чугунного, стального и цветного литья, производства инструментов и приспособлений постепенно формируются в самостоятельные отрасли. Следует отметить, что пути развития отдельных промышленных производств не одинаковы. Некоторые из них исчезают или заменяются другими, некоторые сохраняются длительное время внутри отрасли. В каждом конкретном случае их развитие определяется масштабами производства, тенденциями в развитии техники и технологии, уровнем разделения и кооперации труда. Функциональная специализация получила широкое развитие в нефтяной промышленности. Рассмотренным формам специализации соответствуют предметная, подетальная, технологическая и функциональная формы кооперирования.
Конечно, приведенные оценки наличного имущества рабочих и служащих не претендуют на большую точность. Нужно заметить, что мы получили эти оценки покупной стоимости вещей, приобретенных иной раз много лет тому назад, далеко не всегда. Но во всяком случае при опросе нескольких сотен лиц для каждой принадлежности домашнего инвентаря нам удалось собрать достаточно показаний, чтобы вывести среднюю оцеп-ку данной вещи и расценить ее по этой оценке и в тех инвентарях, где таких оценок не оказалось. Для перехода от покупной цены к современной ценности инвентаря, за вычетом износа, мы пользовались показаниями опрошенных хозяев о нормальном сроке службы данной вещи в их хозяйстве и фактическом времени ее использования с момента покупки. А затем, предполагая равномерный износ за все время службы, вычисляли, какую ценность данная вещь сохранила к моменту обследования. Разумеется, что и в этих показаниях о нормальном и фактическом сроках службы каждой вещи нельзя ожидать слишком большой точности. Во многих случаях мы их вовсе не получали5. Но для вывода средних сроков службы каждой вещи определенного назначения мы все же получили вполне достаточное число показаний.
На наш взгляд, в капиталовложения на создание новой техники следует включать только ту часть предпроизводственных затрат, которые расходуются на прикладные работы определенного назначения, причем если создается техника единичного потребления, то эти затраты целиком списываются на себестоимость объекта. Если же создается техника массового потребления, то пред-производственные затраты необходимо списать на несколько объектов техники, выпускаемых в первый период ее выпуска. Эффективность же предпроизводственных затрат комплексного на-
формировались фонды денежных средств определенного назначения .
Первой объективной предпосылкой такого изменения стало количественное удовлетворение потребностей по важнейшим видам продукции, необходимой обществу. В начале XX столетия был необходим стремительный рост количества продукции для удовлетворения ее мирового потребления, который вызвал развитие массового производства. Потребитель покупал все, что производилось. Это привело одновременно к снижению его качества (по сравнению с индивидуальным производством). Во второй половине 20 века по мере насыщения рынка рост объемов производства привел также к росту конкуренции. Это, в свою очередь, стало побудительным мотивом необходимости коренного повышения качества и изменения отношения к нему для наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей. Более важными для покупателя стали уровень удовлетворения потребности (степень соответствия моде, удобство в пользовании и т.д.) и его (покупателя) расходы в течение всего времени эксплуатации приобретенного товара. При насыщении рынка товарами обеспечение сбыта производимой продукции стало возможным только при условии выгодности для потребителя замены имеющихся у него изделий определенного назначения на более качественные. Продукция во многих случаях стала предназначаться не для новых потребителей, впервые удовлетворяющих данную потребность, а для тех, кто ее уже ранее удовлетворил. В этом случае покупатель должен быть мотивирован на замену имеющейся модели на новую (или на новый товар). При таких условиях постоянное повышение качества выпускаемой продукции становится непременным условием существования и развития производства. Причем возросшая вследствие ускорения НТП скорость насыщения рынка определенными товарами диктовала, в свою очередь, необходимость сокращения сроков их обновления.
Для изделий массового спроса определенного назначения обычно имеется значительная номенклатура образцов, отличающаяся своими техническими характеристиками. Стоимость (цена) образцов должна соответствовать их характеристикам (образцы с лучшими характеристиками назначения имеют более высокую цену). Метод сопоставления цены изделия и его характеристик назначения обладает необходимой доказательностью, и при его применении, как правило, не возникает особых затруднений. Более трудным для понимания является суще-
К.т. — категория историческая. Повышение уровня производства делает возможным удовлетворение более высоких требований покупателей к продуктам определенного назначения. Показатели К.т. — величины, зависящие от требований рынка, условий и методов их определения.
По мере удовлетворения потребности в продукции определенного назначения появилась возможность конкретизировать и соблюдать требования к ней с точки зрения способа и последствий ее использования. В связи с этим нашли достаточно широкое распространение различные понятия «интегрального» качества, определяемые, например, совокупностью всех функциональных, эстетических и экономических показателей продукции2. Очевидно, последствия действий зависят от того, как вел себя человек, что он делал. Однако непосредственно они зависят от тех, кто, оценивая действие человека, осуществляет компенсацию за его действия и усилия. В данном случае компенсация понимается в самом широком смысле как внешняя реакция на поведение человека, выражающаяся в том, что человек либо что-то приобретает, либо что-то теряет, чего-то добивается или же чего-то не достигает в результате осуществленных им в форме определенного поведения действий. Компенсация может производиться в различных видах — от материального вознаграждения или наказания до словесного одобрения или осуждения. Компенсация играет исключительно важную роль в научении поведению, так как она оказывает принципиальное влияние на то, происходит ли закрепление осуществленного поведения или же наступает отказ от него. Если отсутствует компенсация, вызывающая у человека представление о последствиях его действий, то фактически не происходит заметной модификации поведения, так как не происходит научения поведению. Поэтому компенсация в управлении людьми играет не только роль вознаграждения за произведенный труд либо роль средства удовлетворения потребностей работников, но и роль средства модификации поведения человека.
Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации (рис. 11.21). Модель имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы/организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руково-
ПРАВО СУБЪЕКТИВНОЕ - обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина или организации, направленного на достижение целей, связанных с удовлетворением их интересов. Предпосылкой ПРАВА СУБЪЕКТИВНОГО является правоспособность, т.е. общая (абстрактная) способность иметь права. Субъективное ПРАВО - необходимый элемент конкретного правоотношения и, следовательно, возникает на основании факта юридического. Субъективное ПРАВО включает как возможность самостоятельно совершать определенные действия (поведение), так и возможность требовать определенного поведения (действий или воздержания от действий) от другого лица (других лиц), поскольку такое поведение обусловливает осуществления субъективного ПРАВА. Так, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею в рамках закона самостоятельно, не прибегая к помощи других лиц, не требуя от них совершения каких-либо действий. Такие субъективные ПРАВА именуются абсолютными, они защищаются против всякого и каждого, кто своим поведением препятствует осуществлению этих прав. По договору же купли-продажи продавец вещи вправе требовать от ее покупателя уплаты стоимости вещи, т.е. совершения определенного действия (исполнения обязанности). Такое субъективное ПРАВО именуется относительным, поскольку требование о совершении действия (или воздержании от него) относится к определенному лицу или к нескольким определенным лицам. В случае нарушения субъективного ПРАВА оно защищается законом в принудительном порядке путем предъявления в суде или ином установленном законом государственном органе притязания к нарушителю.
Когда трейдеры или инвесторы — вне рынка и ждут определенной цены или определенного поведения рынка, прежде чем ввести свои ордера, тоже можно говорить о наличии скрытых ордеров. Такой феномен часто наблюдается вблизи целых чисел. Когда акция торгуется все ближе
исследования рынка заключается в выявлении определенных мотивов для определенного поведения на рынке. В качестве приемов для исследования рынка в этой связи предусматриваются методы исследования мнений и мотивов, которые заимствуются из социологии и психологии.
Прямое наблюдение предполагает непосредственное наблюдение за поведением, скажем, покупателей в магазине (например, в какой последовательности они изучают товары, выставленные на прилавке). При применении непрямого наблюдения изучаются результаты определенного поведения, а не само поведение. Здесь часто используются архивные данные, например, данные о динамике запасов определенных товаров по годам могут быть полезными при изучении сдвигов в рыночной ситуации. Кроме того, могут изучаться физические доказательства некоторых событий. Например, по результатам изучения содержимого мусорных баков можно сделать вывод о том, в какой мере упаковка (банки, бутылки, пакеты и т.п.) и каких фирм в наибольшей степени захламляет окружающую среду.
лежащие в основе определенного поведения. В ряде случаев это ограничение удается преодолеть, например, изучая реакцию детей на новую игрушку. Кроме того, надо иметь в виду, что присутствие наблюдателя может оказывать влияние на наблюдаемую ситуацию. Размер этого влияния определить чрезвычайно сложно.
Еще одна составляющая рыночного соглашения касается норм утилитаризма, понятого как осознание взаимосвязи между деятельностью человека и получаемой им совокупностью удовольствий, т. е. стремление извлекать из всего пользу или выгоду. При этом окружающий мир воспринимается человеком, ин-териоризировавшим нормы утилитаризма как совокупность реальных и потенциальных средств для достижения поставленных целей. Отсюда — требование рационализации поведения экономических агентов в том смысле, в каком понимал его Вебер, ведь в основе целерационального поведения лежит «ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий»- и «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели». Иными словами, рыночные механизмы начинают действовать только при соблюдении норм рационального поведения, без чего теряют смысл задачи максимизации прибыли и полезности, на основе решения которых всеми экономическими субъектами и достигается общее равновесие на рынке.
• Концепция преобразующего лидерства, или лидерства для изменений: понятие преобразующего, или реформаторского, лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно. Лидер-реформатор мотивирует подчиненных путем повышения уровня их сознательного восприятия важности и ценности поставленной цели, представления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью организации, создания атмосферы доверительности и убеждения подчиненных в необходимости саморазвития. Модель преобразующего лидерства предполагает наличие у лидера и подчиненных определенного поведения, пригодного для творческого решения проблемы в кризисной ситуации.
Люди по-разному пытаются устранить возникающие'потребности: удовлетворить их, подавить или не реагировать на них. Для удовлетворения потребностей важное значение имеют стимулы, которые побуждают к действию и являются причиной определенного поведения человека. На практике различают четыре основные формы стимулов: принуждение, материальное вознаграждение,
теории содержания; теории процесса. Первые делают упор на исследовании и объяснении того, что мотивирует и каковы мотивы определенного поведения. Вторые разъясняют тот процесс, который дает продвижение происходящему внутри человека процессу мотивации. Чтобы действительно можно было понять мотивацию как явление, нужны оба понятия, а также персональный подход к рассмотрению. Мотивированная деятельность является целенаправленной. Цель обычно связана с прямым или косвенным удовлетворением какой-либо потребности. Сила направленности деятельности на достижение цели зависит частично от того, в какой мере личность чувствует себя вознагражденной за достижение цели. Сила стремления к получению вознаграждения или другой цели (другими словами, исполнительная мотивация) зависит от ценности вознаграждения (желательности) и его достижимости (реальности получения вознаграждения, «ценности ожиданий»). То, что человек ценит, зависит от его потребностей. Чтобы человек был мотивирован на определенную деятельность, нужно его достижения в этой деятельности вознаграждать тем, что он ценит, и вознаграждение должно быть связано с достижением цели так, чтобы человек это заметил. («Теория ожиданий» А.Врума, М. Портера и др.).
Основными проблемами Основными составляющими Основными тенденциями Обязательства связанные Основного инструмента Основного направления Основного персонала Основного потребителя Основного вспомогательного Основоположников менеджмента Особенностью структуры Особенность современного Особенностями конкретной вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|