Организации концепция



Описывая работу менеджера в гл. 1, мы ссылались на исследования, согласно которым руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации . Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом.

Поскольку руководитель исполняет три свои роли и осуществляет четыре основные функции, с тем чтобы сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей. Это означает, что для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации.

Хотя общепризнано, что коммуникации имеют огромное значение для успеха организаций, опросы показали, что 73% американских, 63% английских и 85% японских руководителей считают коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности их организациями . Согласно еще одному опросу примерно 250 тыс. работников 2000 самых разных компаний, обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем в организациях3. Эти опросы показывают, что неэффективные коммуникации — одна из главных сфер возникновения проблем. Глубоко осмысливая коммуникации на уровне личности и организации, мы должны учиться снижать частоту случаев неэффективных коммуникаций и становиться лучшими, более эффективными менеджерами. Эффективно работающие руководители — это те, кто эффективны в коммуникациях . Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией . \

Размышляя об обмене информацией в организации, обычно думают о людях, которые говорят в процессе личного общения или в группах на собраниях, разговаривают по телефону или читают и составляют записки, письма и отчеты. Хотя'на эти случаи приходится основная часть коммуникаций в организации, коммуникации представляют собой всепроникающий и сложный процесс. Начнем с выявления того, где вне и внутри организации требуются эффективные коммуникации.

Лидерство Планирование Процесс организации Коммуникации Действенность Экономичность Качество Улучшение системы обеспечения Нововведения Экономичность Нововведения (в технологических методах, процессах) Мотивация Лидерство Капиталовложения Качество Кооперация и координация Увеличение

Это суть две разные вещи, ибо организацию выполнения решений также нужно организовывать. Исполнители должны получить четкую информацию о том, кто, где, когда и какими средствами должен осуществлять действия, соответствующие принятому решению. Необходимо разработать план его реализации, которым предусматривается система мер, обеспечивающих достижение целей решения с минимальными издержками. Одним из механизмов, обеспечивающих успешное выполнение решений, является установление и структуризация коммуникаций в фирме. Задача состоит в оптимальном построении структуры коммуникаций управленческих работников и исполнителей. Структуры таких коммуникационных сетей могут быть различными, а связи между передающей стороной (коммутатором-руководителем) и воспроизводящей стороной (исполнителем) могут существенно различаться. В связи с этим можно выделить наиболее часто встречающиеся в организации коммуникации: цепочную, многосвязную, звездную и иерархическую.

ного партнерства. Это - специфическая форма организации коммуникации,

Коммуникации по горизонтали между различными функциональными подразделениями дополняют информацию по нисходящей и восходящей вертикали и необходимы для координации их деятельности. Руководство организации (фирмы) стремится к тому, чтобы все специализированные подразделения адекватно работали, реализуя общую цель организации.

Коммуникации по горизонтали способствуют формированию сплоченности и равноправных отношений в организации.

По данным некоторых исследователей, 2/ъ этой деятельности реализуется между управляющими и управляемыми. Питер Друкер в книге «Практика управления» подчеркивает преимущественно коммуникативный характер управленческой деятельности: «Менеджер прбуждает, направляет и организует людей на выполнение работы, но не больше. Его единственным инструментом является письменное или устное слово либо язык цифр. Независимо от того, связана ли работа менеджера с техникой, расчетными операциями или продажей продукции, эффективность менеджера зависит от его способности слушать и читать, от его способности говорить и писать. Ему нужно искусство доводить свои мысли до сознания других людей»2. Коммуникации между руководителем и его командой в целом позволяют повысить эффективность действий команды. Поскольку в обмене информацией участвуют все члены команды, каждый имеет возможность поразмышлять о новых задачах и приоритетах организации, о том, как повысить совместную работу команды, о предстоящих изменениях внешней среды и т.п. Такого рода коммуникационный процесс позволяет более четко, а главное, оперативно и с меньшими ошибками определить стратегические и текущие цели и задачи организации.

Коммуникации между неформальными группами и сообществами, имеющимися в организации, могут охватывать целый набор связей — от бытовых до связей, касающихся производственных процессов, кадровых перестановок и т.п. Часто эти отношения называют «слухами», имеющими, как правило, неточный характер. Тем не менее исследования показывают, что информация, циркулирующая по каналам неформального общения, т.е. «слухи», чаще оказывается точной.


созданию и поддержанию потребительской удовлетворенности. По сути своей концепция маркетинга-это ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей организации.

Слово «бюрократия» обычно вызывает в памяти картины канцелярской волокиты, плохой работы, бесполезной деятельности, многочасовых ожиданий для получения справок и форм, которые уже отменены, и попыток борьбы с муниципалитетом. Все это действительно бывает. Однако первопричиной всех этих негативных явлений является не бюрократия как таковая, а недостатки в реализации правил работы и целей организации, обычные трудности, связанные с размером организации, поведением сотрудников, несоответствующим правилам и задачам организации. Концепция бюрократии, первоначально сформулированная в начале 1900-х годов немецким социологом Максом Вебером, по крайней мере, в идеале, — это одна из наиболее полезных идей в истории человечества.

Существует два общих толкования культуры: как переменное и как метафора. Первое рассматривает культуру как нечто данное, присущее определенной группе людей. Второе определяет культуру как саму человеческую группу, а не отделимый ее компонент. В отношении организации концепция культуры как переменной может означать стратегию или систему, которой управляющие могут и должны манипулировать для достижения организационных целей. Способность управлять культурой организации также является составляющей эффективного управления. Концепция культуры как метафоры может означать, что менеджмент является частью культуры организации [11; 34].

«Безграничная» организация вплотную приближается к идеалу обучающейся организации. Концепция обучающейся организации была введена Питером Сенд-жем и воспринята многими фирмами, занимающимися инновациями, такими, как Federal Express и Ford Motor. Можно выявить пять основных характеристик обучающейся организации: люди освобождаются от старых способов мышления, учатся быть открытыми по отношению друг к другу, понимать, как действительно работает организация, определяют план или перспективы работы, с которыми согласны остальные, а затем работают сообща для осуществления этих перспектив.

• глобальная концепция может быть направлена на совершенствование основных функций управления с целью оптимизации (повышение эффективности) деятельности организации.

Концепция целевой ориентации. Ориентирует предприятие на организацию его деятельности при доминирующей роли целе-полагания на всех стадиях процесса управления (в процессах планирования, организации, контроля и мотивации).

Менеджмент как концепция рыночного управления направлен на совершенствование организации управления деятельностью отдельных предприятий.

Концепция рациональной бюрократии сформулирована Максом Вебером. Теория Вебера не содержала описаний конкретных организаций. Он обозначил бюрократию как некоторую нормативную модель, представляющую идеал, к которому должны стремиться организации.

Теория «X». Этот подход ассоциируется с несколько утрированной2 позицией классической школы и представляет собой авторитарный взгляд на регуляцию поведения работника в организации. Концепция «X» базируется на определенном представлении о: природе человека, который выступает объектом регуляции в организации. Средний человек (типичный работник в организации), как считается, изначально не любит работать, избегает ответственности, лишен честолюбия, не заинтересован в сотрудничестве с администрацией. Следовательно, его деятельность необходимо упрощать, жестко программировать, стандартизировать, контролировать, стимулировать, а сам работник должен находиться под постоянной угрозой наказания. Данная концепция оценивается;Д. МакГрегором как ненаучная, поскольку игнорирует природу человека.

Затем руководство определяет задачи, решение которых позволит компании завоевать ведущие позиции в условиях изменившейся среды. Концепция развития должна отражать результаты прогнозов, сделанных на основе состояния среды; ее необходимо ограничить восприятием возможностей самой организации. Концепция включает в себя три аспекта. Во-первых, руководству понадобится определить целевые рынки, которые компания будет обслуживать в будущем, и наиболее привлекательных покупателей.5о-в/поршг, менеджмент рассматривает вопрос о конкурентных преимуществах. Преимущество компании Sony, например, состоит в способности к миниатюризации продукции, Federal Express—в скорости доставки почты и уровне обслуживания, фармацевтической компании Glaxo — в новых лечебных средствах. В-третьих, менеджеры должны четко представлять, какие стержневые компетенции компании необходимы для поддержания ее конкурентных преимуществ.

ных преимуществ, являющихся «следствием способности фирмы уменьшать издержки по сравнению с конкурентами или осуществлять некие уникальные действия, производя дополнительную покупательскую ценность и соответственно обретая возможность назначать более высокую цену» (Porter, 1991). В этом состоит суть «портеровских» типовых стратегий, оказавших существенное влияние на результаты исследования стратегий в маркетинге (например, см.: Day and Wensley, 1988). Кроме этого, маркетинг заимствует из экономики положения классической равновесной парадигмы (Dickson, 1996). Присущая теории промышленной организации концепция устойчивого конкурентного преимущества созвучна с «рыночной ориентацией» в маркетинге (Narver and Slater, 1990), которая рассматривается в качестве основного средства создания дополнительной ценности для потребителей и расширения поля деятельности организации (Jaworski andKohli, 1993).


Отчетности используются Отчетности налогообложение Отчетности определяет Обязуется поставить Отчетности отдельных Отчетности подготовленной Отчетности предполагает Отчетности представляет Отчетности производится Отчетности различных Отчетности существенность Отчетности участников Отчислений определяется вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика