Организации организационная



Как уже отмечалось, по Теннису, имеется две организации: организация общинного типа и екая организация. Эта классификация очень похожа на теорию Y и теорию X Макгрегора, теорию А и теорию Z Оучи 1, систему IV и систему I Лайкерта или на различие между моральной вовлеченностью и вовлеченностью по расчету, по Этциони2.

ОРГАНИЗАЦИЯ. Организовать — значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации, такие как строительство жилых домов или сборка радио или обеспечение страхования жизни. Промышленная революция началась с осознания того, что организация работы определенным образом позволяет группе работников добиться гораздо большего, чем они могли бы сделать без должной организации. Организация работы была в центре внимания движения за научное управление.

По нашему убеждению, организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий на пользу местных сообществ в которых функционируют предприятие и его подразделения, и общества в целом. Как указывает проф. Ли Престон, «организации не могут длительное время работать ответственным образом, находясь в конфликте со своим окружением» . Он утверждает далее, что для успешного управления организация должна уметь приспосабливаться и откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду более благожелательной к организации. Наше мнение состоит в том, что расходы на социальную ответственность оправданы фактом совершенствования различных сегментов общества, а также улучшением отношения общественности к фирме. Это должно вести к повышению лояльности потребителей к производителям продукции, снижению уровня регулирующего вмешательства государства и общему улучшению состояния общества. Мы согласны, однако, с тем, что организации не должны заниматься сбором продуктов питания для аборигенов Паго-Паго, чтобы стать социально ответственными. Организации должны, скорее, анализировать собственные прямые действия и окружающую их среду и выбирать такие программы социальной ответственности, которые помогут этой среде в наибольшей мере.

Важно подчеркнуть также, что не следует думать, будто на социально ответственное поведение способны только крупные организации. Организация по уборке мусора или предприятие, торгующее пиццей и ставшее спонсором бейсбольной команды, и мелкое обрабатывающее предприятие, которое разрешает школьникам экскурсии для ознакомления с его работой, — все они являются социально ответственными. Таковой является и больница, направляющая своего работника в высшее учебное заведение для обсуждения со студентами возможностей карьеры в здравоохранении. Тем не менее не подлежит сомнению, что прибыль важна для выживания предприятий. Для любого предприятия на первом месте стоит выживание и только потом — проблемы общества. Если предприятие не способно вести дело с прибылью, вопрос о социальной ответственности становится по преимуществу академическим. Но как бы то ни было, организации должны вести свои дела в соответствии с общественными ожиданиями. Иначе говоря, социальная ответственность для предприятия означает нечто большее, чем просто филантропическую деятельность. Подразумевается, что организация действует ответственно и в согласии с заботами и надеждами широкой публики. Эта точка зрения отражена в следующем высказывании Эдуарда Дж. Харнеса, главы фирмы «Проктср энд Гэмбл»:

необходимый порядок и организованность при исполнении руководителем должностных обязанностей, при принятии и реализации управленческих решений. Регламентация труда означает установление и строгое соблюдение определенных правил, инструкций, нормативов, основанных на объективных закономерностях, присущих НОТ. От используемых методов и О.т.р. во многом зависит успех всей работы по совершенствованию управления. Когда мало внимания уделяется изучению и применению научных принципов организации труда, их заменяют эмпирически найденными, в которых удачные приемы соседствуют с неэффективными методами. В коллективе трудно наладить эффективную работу, когда руководитель и его подчиненные не обладают современными приемами и методами работы. Устаревшие методы работы и неэффективный индивидуальный рабочий стиль превращают данный коллектив в наиболее слабое звено системы управления. Из общего круга вопросов О.т.р. особое значение имеют планирование и распределение рабочего времени руководителя. Планирование труда руководителя осуществляется в форме разработки плана работы на определенный период времени либо путем формирования планов выполнения конкретных работ и мероприятий. Типовыми составляющими труда руководителя, учитываемыми при установлении распорядка работы, являются: постановка целей (определение цели, ситуационный анализ, формулирование цели); планирование работы (подготовка к реализации поставленной цели, рациональное распределение рабочего времени, поиск путей сокращения сроков исполнения решаемых задач); установление приоритетности задач, мероприятий, намеченных к исполнению; осуществление контрольных функций (анализ данных о ходе выполнения заданий, контроль достижения поставленных целей); информация и коммуникация (организация и проведение совещаний, рациональное ведение корреспонденции, управление потоком посетителей). Конкретизация и детализация характера и содержания работ производится оперативно с учетом складывающейся обстановки на основе планирования процессов выработки и реализации конкретных решений. Работники умственного труда, как правило, не придают вопросу рациональной организации своего рабочего места должного значения. Однако от

организации и оснащения рабочего места во многом зависит эффективность труда руководителя независимо от характера и условий его деятельности. Задача совершенствования рабочего места включает в себя оснащение его всем необходимым в соответствии с характером работы, рациональное расположение необходимого оснащения, создание комфортных условий работы, предотвращение вредного воздействия на человека неблагоприятных факторов внешней среды. В настоящее время 40—60% рабочего времени руководителей затрачивается на выполнение таких функций, которые могли бы выполняться специалистами более низкой квалификации. Много времени теряется на поиск необходимой информации, данных и документов. Работа руководителей нуждается в совершенствовании в первую очередь в автоматизации рутинных операций путем широкого использования в практике их повседневной деятельности средств вычислительной и оргтехники. Автоматизация выполняемых функций позволит сэкономить не менее 15% рабочего времени. Комплексная автоматизация труда руководителей должна проводиться на базе внедрения современных информационных технологий. Это обеспечит увеличение степени автоматизации всех информационных процессов в организации. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ — планомерная продуманная деятельность, складывающаяся из различных видов и форм учебной, методической и воспитательной работы, которые органически между собою связаны. Главное в О.у.п. в в.у.з. это учебная работа преподавателей со студентами, которая осуществляется в процессе лекций, семинарских и практических занятий, лабораторных работ, курсового и дипломного проектирования, консультаций, учебной и производственной практики, самостоятельной работы студентов во время экзаменов и зачетов и т.д. Неотъемлемой частью учебного процесса является учебно-методическая работа, в процессе которой разрабатываются тексты лекций, планы семинарских занятий, сборники задач, производственных, управленческих, хозяйственных и др. ситуаций, методические материалы к выполнению курсовых проектов, выпускных квалификационных работ, учебные программы по дисциплинам, программы всех видов практик, экзаменационные билеты и, наконец, учебники и учебные пособия.

зацию соц. страхования. Подсистема развития организационных структур управления выполняет функции: анализ сложившейся оргструктуры управления, проектирование новой оргструктуры управления, разработка штатного расписания, формирование новой оргструктуры управления, разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства. Подсистема правового обеспечения осуществляет: решение правовых вопросов трудовых отношений, согласование распорядительных и иных документов по управления персоналом, решение правовых вопросов хозяйственной деятельности, проведение консультаций по юридическим вопросам. Подсистема информационного обеспечения выполняет функции: ведение учета и статистики персонала, информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом, обеспечение персонала научно-технической информацией, организация работы органов массовой информации организации, организация патентно-ли-

Организация может испытывать острый недостаток: средств для своего функционирования, в то время как в отчете будет отражена достаточная величина прибыли, а значит, и высокая рентабельность. И наоборот, при незначительной прибыли финансовое состояние организации может быть вполне удовлетворительным. Показанные в отчетности организации данные о формировании и использовании прибыли не дают полного представления: о реальном процессе движения денежных средств. Для подтверждения сказанного достаточно сопоставить величину балансовой прибыли, показанной в ф. №2 отчета о финансовых результатах, с величиной изменения денежных средств в балансе. Прибыль — всего лишь один из факторов (источников формирования) ликвидности баланса. Другими источниками являются: кредиты, займы, эмиссия ценных бумаг, вклады учредителей и пр.

Организация была создана в 1991 г. Направление ее деятельности — производство и реализация витаминных добавок и кормовых смесей для всех видов животных. ЗАО «НПЦ» было одной из первых коммерческих организаций в России, которая вышла на рынок кормовых добавок, потеснив государственные предприятия. Организацией были разработаны несколько видов кормовых добавок которые производятся из импортного и отечественного сырья. За 9-летний срок работы были налажены отношения с зарубежными поставщиками продукции, которая пользовалась спросом на российском рынке. Организация развивалась и увеличивала объемы производства вплоть до 1997 г., когда на российском рынке этой продукции появились новые конкурирующие организации. Они закупили современное оборудование, что позволило им значительно уменьшить издержки и снизить цены на витаминные добавки. Но самое главное — они смогли предложить потребителям более широкий ассортимент продукции, а также наладить производство по рецептуре заказчика. ЗАО «НПЦ» на своем оборудовании не могло встать на путь обновления ассортимента. Лишь старые связи с потребителями и поставщиками, а также всероссийская известность позволяли и ему пока оставаться на рынке.

— организация вопросов совершенствования бухгалтерского учета, повышения квалификации и НОТ работников бухгалтерского аппарата, и на этой основе постоянное повышение роли бухгалтерского учета в эффективности функционирования информационной системы организации;

При формировании учетной политики организации по конкурентному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного варианта из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Если указанная система не устанавливает варианты ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики организация самостоятельно осуществляет разработку соответствующего варианта, исходя из действующих законоположений по бухгалтерскому учету.


Организационная культура, являясь всепронизывающей составляющей организации, оказывает сильное влияние как на ее внутреннюю жизнь, так и на ее положение во внешней среде. Организационная культура складывается из устойчивых норм, представлений, принципов и верований относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации, каков смысл функционирования организации и т.п. Часто основные положения организационной культуры находят проявление в обобщающих смысл деятельности организации лозунгах. Носителями организационной культуры являются люди, но вырабатывается она и формируется в значительной мере менеджментом и, в частности, высшим руководством. Организационная культура может играть огромную роль в мобилизации всех ресурсов организации на достижение ее целей. Но может и являться мощным тормозом на пути достижения целей, в особенности если для этого потребуется проведение изменений. Поэтому менеджмент уделяет большое внимание решению вопросов формирования, поддержания и развития организационной культуры.

Кроме того, к функциям контроллера относится функция организации. Организационная работа преимущественно заключается в регулировании информационных потоков. Помимо этого, она тесно связана с обработкой данных. В США, где большей частью не знают, что такое «Организационный отдел», группа «Системы и процедуры» включается часто в отдел контроллинга. Решение вопросов организации не является, на мой взгляд, делом определенного отдела, оно должно быть поручено проектной группе или комиссии правления.

Цели организации Организационная струк- Задачи Технология Люди (трудовые ресурсы, штатные

Внутри организации организационная культура образует между работниками своеобразные «мостики», «цепочки» взаимных взглядов и интересов, формирует чувство причастности к общему делу. Образно выражаясь, сплетаясь из «ниточек» взаимосвязей и взаимозависимостей между индивидами и группами в рамках организации, культура обеспечивает прочность, долговечность и качество структуры организации.

— организационная структура организации;

Любое предприятие имеет свою организационную культуру, которую можно сравнить с нервной системой предприятия. Она объединяет традиции предприятия, философию, идеи, ценности, стиль управления, нормы и правила поведения, создавая целостный образ организации. Организационная культура отражает объективные процессы, происходящие в организации, и может формироваться стихийно.

От руководителей организации требуется постоянное внимание к тем процессам, в результате которых создается организационная культура.

Все категории системологии организации можно разделить на три относительно самостоятельные группы: общие для большинства социальных наук (общество, государство, собственность, рынок, социальная деятельность, человек, личность, ресурсы, социальные институты, власть и т.п.); преимущественно отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-экономических системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организации, лидер организации, формальная, неформальная организации, законы организации, организационная культура, концерн, синдикат, холдинг, картель, финансово-промышленная группа, организаторская деятельность и др.); раскрывающие технологию организаторской деятельности и управления (правила, процедуры, операции, циклы, коммуникации, разрешение противоречий, конфликтов, стратификация, композиция, типизация, классификация и др.).

Руководство (и лидерство), как и менеджмент в целом, является искусством. Это подтверждается тем, что не удалось исследователям разработать или обосновать теорию такого стиля. Важным является вывод, сделанный в рамках ситуационного подхода к лидерству, о необходимости уметь применять определенный стиль в соответствующей ситуации. В то же время следует учитывать, что организационная культура может существенно влиять на практику менеджмента в организации.

Организационная культура в определенной степени ограничивает область компетенции управленческого персонала. Поэтому изучение культуры особенно полезно менеджерам всех уровней. При этом сами ограничения, как правило, нигде не излагаются в письменном виде. Однако они существуют и быстро познаются новичками на практике. Если культура компании поддерживает веру в определенные традиции принятия решений по развитию организации росту ее прибыли или внедрение определенных но-

Через ситуационный подход реализуется принцип адаптивности, являющийся основополагающим принципом стратегического управления. Его суть состоит в том, что все внутриорганизационные построения (культура организации, организационная структура, система планирования и т.д.) являются реакцией организации на соответствующие изменения во внешнем окружении и некоторые изменения во внутренней среде.


Отчислений производится Обязуется выплачивать Отчисления определяются Отчисления производятся Отчисления включаются Отчуждения имущества Отдаленных местностях Отдельный покупатель Отдельные фрагменты Отдельные индивидуумы Отдельные направления Отдельные показатели Обеспечена соответствующими вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика