Организации стратегия



• стратегический выбор руководства организации в отношении ее целей;

* стратегический выбор руководства организации в зависимости от ее целей;

И.Б. ГУрков. Стратегический менеджмент организации.

Стратегический анализ начинают с исследования внешней среды организации. Исходным методом стратегического исследования внешней среды является SWOT-анализ. Он сводится к правильному заполнению табл.1.

• стратегический выбор руководства организации в отношении ее целей;

Планы компании относительно существующего бизнеса позволяют спрогнозировать показатели объема продаж и доходов, которые зачастую абсолютно ее не удовлетворяют. Допустим, что в процессе стратегического планирования возникло несоответствие между контрольными показателями деятельности компании по производству какого-то товара и прогнозируемыми. Устранить разрыв можно с помощью приобретения нового бизнеса либо принятия решения о создании новой стратегической бизнес-единицы (СБЕ). На рис. 7-9 возникший у организации стратегический разрыв представлен графически. Нижняя кривая показывает прогноз уровня продаж на ближайшие десять лет. Он основывается на текущем бизнес-портфеле компании. Верхняя кривая — запланированный на тот же период уровень продаж. Очевидно, что нынешнее состояние бизнеса не позволяет компании развиваться запланированными темпами.

7. Перенос сценария на практическую основу Формулирование стратегии развития организации. Разработка системы планов развития организации (стратегический план, планы развития, текущие планы, программы и проекты).

Этап 4. Стратегический анализ в организации. Стратегический анализ — это средство преобразования базы данных, полученных в результате анализа среды, в стратегический план организации. Определив стратегические задачи, группа плановиков разрабатывает серию направлений для развития организации от ее текущего уровня к новым целям. Это означает, что после того, как руководство сопоставляет внешние угрозы и возможности с внутренними силами и слабостями, оно может определить стратегию, которой и будет следовать. На этом этапе руководство уже ответило на вопрос: «Каким делом мы занимаемся?» и теперь готово заниматься вопросами: «Куда мы направляемся?» и «Как мы попадем из той точки, где находимся сейчас, в ту точку, где мы хотим быть?»2.

Стратегический план является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях. Общие цели организации, определенные в этом плане, конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами. Кроме того, стратегический план является ограничителем для планов более низких уровней, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых для решения оперативного планирования.

На основе результатов стратегических маркетинговых исследований, прогнозирования будущих потребностей и ценностей, научно-производственных и финансовых возможностей производителя, стратегической сегментации рынка разрабатывается стратегия организации в нормативах. Стратегия должна давать ответ на следующие вопросы: каких нормативов по факторам конкурентоспособности необходимо достичь в определенный период, чтобы быть конкурентоспособным на конкретном рынке? как надо работать персоналу дальше, чтобы материализовать нормативы конкурентоспособности в конкретном товаре? каков прогнозный результат реализации стратегии? Ответы на первый и третий вопросы дает стратегический маркетинг, на все три вопроса — стратегический менеджмент.

После разработки стратегии организации проводятся научно-исследовательские работы по проверке технологических и ресурсных возможностей достижения стратегических нормативов. Затем разрабатывается стратегический план или программа деятельности организации на определенный период. На рис. 1.1 показаны взаимосвязи основных компонентов стратегического менеджмента. На выходе стратегического менеджмента — стратегия, стратегический план либо комплексная программа деятельности организации, которые передаются в соответствующие подразделения для конкретной проработки и выполнения.


• оказывают влияние на стратегию «продукт — рынок», и, наоборот, стратегия «продукт — рынок» оказывает влияние на цели организации.

Организационные усилия фирмы по реализации стратегических решений. Ключевые функции отдела стратегического развития. Моделирование стратегии - непрерывная циклическая деятельность. Окончательный и текущий анализ внешней среды организации. Стратегия организационных изменений. Стратегические преимущества и недостатки различных организационных структур управления. Приведение организационной структуры в соответствие со стратегией. Модель Бартна-Обела в оценке приемлемости организационных структур для реализации стратегии. Управление стратегическими изменениями. Внесение в стратегию необходимых изменений с акцентами на ключевые стратегические цели. Мотивация стратегических изменений. Бюджетирование стратегических изменений. Стратегическая рефлексия. Основные задачи стратегической рефлексии. Индивидуальное и групповое сопротивление изменением: человеческий фактор, источники и сила сопротивления, управление сопротивлением. Сопротивление системы, его источники и методы борьбы с ним. Особенности применения метода управления сопротивлением (метода «аккордеона») при внедрении стратегических изменений. Преодоление сопротивления изменениям внутри фирмы. Мобилизация потенциала фирмы для осуществления стратегии. Изменения первого уровня. Изменения второго уровня. Модель «стратегической готовности». Методы «разморозки» компаний. Использование информационных лидеров в качестве «агентов изменений». Кросс-функциональные рабочие группы. Ротация ра-

Выбор той или иной организационной структуры зависит от целого ряда факторов (подробно вопросы выбора и построения организационных структур рассмотрены в гл. 7 данного учебника). Наиболее существенными по значимости и степени являются следующие факторы: размер и степень разнообразия деятельности, присущие организации; географическое размещение организации; технология; отношение к организации со стороны руководителей и сотрудников организации; динамизм внешней среды; стратегия, реализуемая организацией (рис. 5.2).

Перестройка организации Стратегия «сбора урожая»

организации Стратегия сокращения расходов

Е5месте с тем разделение понятия стратегии как плана с иными понятиями о стратегическом управлении имеет принципиальное значение. Стратегия как план предполагает, что руководство свободно в выборе направления движений и путей достижения поставленных целей. На практике многие факторы как вокруг организации, так и внутри ее слабо контролируются руководством. Более того, по ходу выполнения даже самого обдуманного плана обязательно возникнут непредвиденные обстоятельства либо способствующие, либо препятствующие достижению поставленных целей. Таким образом, практически всегда реальная стратегия организации оказывается не свободно предполагаемой, а вынужденной последовательностью действий.

Если вы разрабатываете какой-либо план действий, то первым вопросом всегда встает: «В чьих интересах будут эти действия?» То же самое относится и к стратегии организации. От того, в чьих интересах разрабатывается и реализуется ее стратегия, зависят как конкретные действия, так и форма оценки результатов. Существует мнение, что стратегия коммерческой фирмы должна разрабатываться только в интересах ее владельцев и преследовать цели максимизации прибыли и рыночной стоимости фирмы. На практике это не так. Представьте, что вы владелец автомобиля. В этом качестве вы вольны распоряжаться им по своему усмотрению, ехать в любом направлении или вообще выбросить его на свалку. Но вряд ли вы сможете въехать на нем на Красную площадь и затем сжечь за ненадобностью. В любых своих действиях собственники ограничены интересами иных лиц, имеющих свои интересы в деятельности организации.

развития, фиксирующие особенности целей и ценностей, присущих организации в определенный период своего развития. Стратегия организации — представление управленческого персонала о целях организации и способах их достижения в определенный период существования организации.

Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.

Слово "стратегия" означает "искусство развертывания войск в бою". За последние 20 лет это понятие широко вошло в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента как набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию рассматривают и как общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений.

Стратегия организации - это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.


Отдельных стратегических Отдельных территорий Отдельных взаимосвязанных Отдельными экономическими Отдельными бригадами Отдельными хозяйственными Отдельными нормативными Отдельными показателями Отдельными проектами Отдельными субъектами Отдельным договорам Обеспечения бухгалтерского Отдельным компаниям вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика