|
Организационные структуры
ней кооперации и т. п.); субъективные (быстрота освоения рабочими новых операций, организационные способности руководителей).
Структурный капитал — это формы, методы, структуры, позволяющие эффективно осуществлять сбор, тестирование, организацию, фильтрацию, сохранение и распределение существующего знания. Он позволяет привести имеющиеся знания сотрудников в систему и использовать их наиболее эффективно, сделать знания отдельных сотрудников доступными для всех, хранить и передавать информацию с необходимой скоростью, достичь синергического эффекта от совместной деятельности. Стюарт определяет структурный капитал как «организационные способности организации отвечать требованиям рынка» [8, с. 127, отмечая, что он, так же, как и человеческий, существует лишь в контексте ракурса, стратегии, конечной цели. В отличие от человеческого капитала — знаний, принадлежащих каждому отдельному сотруднику, — структурный капитал принадлежит организации в целом. Его можно воспроизводить, выявлять долевое участие в нем. В. его состав включаются технологии, изобретения, базы данных, публикации, процессы и т.д., которые могут быть документально оформлены и юридически защищены; также сюда относятся стратегия и культура организации, структуры и системы, организационные процедуры и т.п. Все перечисленные и иные элементы структурного капитала делятся на две группы — электронные и социальные (вырастают из личного общения людей — нормы отношений, взаимообогащение жизненным опытом). Стюарт особо отмечает, что структурный капитал может принимать самые разные формы в зависимости от конкретной компании. Основная задача управления структурным капиталом — сделать знания сотрудников собственностью компании и сохранить их в этом качестве.
/ Организационные способности: работа в команде над решением нестандартных задач; аналитические и творческие способности; коммуникабельность; самоорганизованность; лидерские качества.
организационные способности. Этого можно достичь с помощью процессов внутреннего сканирования и использования сетей, которые позволят оценить внутреннюю деятельность организации. Объединение внутреннего технологического сканирования с внешним технологическим сканированием показано на рис. 1.
Н - {руководитель, организационные способности, профессионализм,
где LI - {Руководитель}, L2 - {организационные способности, профессиона-
значимость приобретают организационные способности, знание
дения — смоделировать наиболее типичные деловые ситуации, характерные для оцениваемой деятельности, они дают возможность оценить в первую очередь уровень профессионализма участников ЦО, а также мыслительные и организационные способности.
8. Организационные способности (способность к рациональному планированию и организации выполняемой работы, определению приоритетности заданий, распределению заданий с учетом возможностей исполнителей, организации работы до получения конечного результата) X
8. Организационные способности • Б А в, г
Организационные способности:
организационные способности. . Структура тях. Конгломераты в целом не имеют единой структуры организации; в отдельных частях используют структуры различных типов. Наиболее характерны для крупных вертикально интегрированных компаний. В России такие организационные структуры только складываются, проходя этап становления.
XXVI съезд КПСС указал на необходимость «совершенствовать управление научно-техническим прогрессом... Планомерно улучшать организационные структуры и повышать эффективность работы производственных и промышленных объединений на базе дальнейшей концентрации, специализации и кооперирования», а также «...продолжить развитие сети научно-производственных объединений» *.
Организационные структуры управления должны обеспечивать выполнение всех функций управления техническим развитием
Организационные структуры, ориентированные на поиск нового, могут использоваться на предприятиях, характеризующихся высоким показателем обновления производимой продукции. Это предопределяет целесообразность разделения управления текущей деятельностью освоенного производства и управления поисками, разработками и организацией производства новой продукции.
В становлении коллектива велика роль руководителя, особенно в начале этого процесса. Для достижения сплоченности коллектива, повышения уровня зрелости руководитель должен определить главные факторы, воздействующие на формирование отношений в коллективе. К таким факторам можно отнести: наличие конкретной цели деятельности коллектива, которая бы четко воспринималась всеми работниками; психологический климат коллектива, совпадение характеров, общность интересов и склонностей, взаимные симпатии работников. Руководитель должен иметь в виду, что в почти каждом трудовом коллективе есть две организационные структуры — формальная и неформальная.
Существуют и гибридные организационные структуры: организация производства основного и производство второстепенных продуктов в OTIC. По нашим данным, '/з функциональных орга-принадлежит к этому типу, который встречается как среди специализированных, так и среди цированных компаний и с течением времени все Эта тенденция означает сдвиги в сторону структур с от-
Успех корпоративных сетей основан на их способности добиваться ценовых преимуществ над независимыми торговцами благодаря увеличению объема продаж и снижению размеров наценок. Сети обеспечивают свою рентабельность несколькими способами. Во-первых, их размеры позволяют им закупать большие партии товаров, получая максимальные скидки за количество, и одновременно экономить на транспортных расходах. Во-вторых, они способны создавать действенные организационные структуры, нанимая хороших управляющих и разрабатывая специальные методики в области прогнозирования сбыта, управления товарно-материальными запасами, ценообразования и стимулирования. В-третьих, сети способны объединять функции оптовой и розничной торговли, тогда как независимым розничным торговцам приходится сотрудничать со множеством оптовиков. В-четвертых, сети экономят на издержках по стимулированию сбыта, закупая рекламу, выгодную для своих магазинов, и относя расходы на нее на большие количества товаров. И в-пятых, сети дают своим магазинам определенную свободу, чтобы те могли учесть местные потребительские предпочтения и успешно вести конкурентную борьбу на местных рынках.
Этот подход был предложен Альфредом Чандлером. Он проанализировал, как на протяжении ряда лет изменялись организационные структуры таких фирм, как «Дюпон», «Дженерал Моторс», «Стандарт Ойл оф Нью-Джерси» и «Сире». Наблюдая за тем, как эти изменения соотносились с изменениями стратегий и целей организаций, Чандлер сформулировал свой ставший знаменитым принцип: «Стратегия определяет структуру»1. Это означает, что структура организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегии меняются, то могут понадобиться соответствующие изменения и в организационных структурах.
Важно понять, что появившаяся в итоге разработки организационная структура — это не застывшая форма, подобная каркасу здания. Поскольку организационные структуры основываются на планах, то существенные изменения в планах могут потребовать соответствующих изменений в структуре. И в самом деле, в действующих организациях к процессу изменения организационной структуры следует относиться как к реорганизации, т.к. этот процесс, как и все функции организации, бесконечен. В настоящее время успешно функционирующие организации регулярно оценивают степень адекватности своих организационных структур и изменяют их так, как этого требуют внешние условия. Требования внешней среды, в свою очередь, определяются в ходе планирования и контроля. Почти в каждом номере журнала «Бизнес Уик» сообщается о крупной реорганизации, проходящей в той или иной солидной фирме.
при этом их собственное лицо . Поскольку организационные структуры международных корпораций весьма сложны для анализа, мы ограничимся только кратким обзором их основных типов .
среды и внедрять новую технологию, были разработаны адаптивные организационные структуры.
Отдельным работникам Отдельным структурным Обеспечения достижения Отдельного финансового Отдельного подразделения Отдельного работника Отдельного участника Отдельную категорию Отечественные экономисты Отечественных инвесторов Отечественных предприятиях Отечественными производителями Отечественной экономики вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|