Организационных предпосылок



пониманию того, как эффективно осуществлять делегирование, — а эту проблему мы изучим позднее, — необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.

Рис. 11.1. Классическая концепция организационных полномочий.

Рис. 11.2. Концепция принятия организационных полномочий.

Предыдущее обсуждение было упрощено для выделения существенных понятий организационных полномочий. Как уже указывалось, полномочия всегда ограничены. В некоторых случаях эти пределы изменяют характер полномочий в такой значительной степени, что необходимо рассмотреть отношения между уровнями полномочий, которые проявляются в виде двух общих типов. Они обозначаются как

Средством, при помощи которого руководство устанавливает отношения между уровнями управления, является делегирование организационных полномочий. Делегирование как термин, используемый в теории организационного управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Делегирование полномочий представляет процесс, реализация которого базируется на понятиях (концепциях) ответственности и организационных полномочий.

При принятии сотрудником ответственности организация должна предоставить ему требуемые ресурсы для удовлетворительного решения конкретных задач. Это осуществляется делегированием организационных полномочий вместе с задачами.

Организационные полномочия представляют ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Эти полномочия делегируются должности. В общем случае, пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления организацией. Организационные полномочия делегируются (передаются) в соответствии с противоположными концепциями, включая классическую концепцию и концепцию принятия полномочий. Согласно классической концепции полномочия передают от высших к нижним уровням организации. Согласно концепции принятия организационных полномочий сотрудник может принять или отклонить полномочия, предлагаемые руководителем. Полномочия при их предоставлении определяются как «информация» (приказание), на основе которых конкретный сотрудник организации направляет свои действия и определяет, что он обязан или не должен делать в рамках определенных задач организации.

Эффективное распределение организационных полномочий предусматривает решение следующих вопросов:

этого играют ключевую роль в координации этой деятельности. Главными критериями эффективного распределения линейных полномочий (и организационных полномочий в целом) являются:

Делегирование организационных полномочий требует эффективных коммуникаций, при которых подчиненные должны точно понимать возлагаемые на них задачи и ожидания руководителя. В свою очередь, это должно поддерживаться мотивацией и влиянием руководителя-лидера. Согласованные ожидания и обязательства, создаваемые делегированием, могут стать важным фактором обеспечения гармонии и единства организации, обеспечивающие высокую эффективность ее деятельности при достижении целей. Однако несогласованность личностных качеств и потребностей сотрудников, принимающих полномочия, может привести серьезные проблемы как для руководства, так и другой стороны.


— осуществление мероприятий по созданию материальных, технических и организационных предпосылок для внедрения передового опыта в соответствии с планом;

Комплексной программой предусмотрено разработать предложения о создании совместными усилиями заинтересованных стран — членов СЭВ научно-технических, производственных и организационных предпосылок для ускоренного развития и эффективного внедрения в народное хозяйство атомной энергии в промышленных масштабах. Разработать в 1971—1973 гг., как одну из основных предпосылок сотрудничества в этой области, прогнозы развития атомной энергетики в качестве составной части общего прогноза развития генерирующих мощностей стран — членов СЭВ на период до 1990 г., включая потребности в ядерном топливе.

Для эффективного функционирования хозяйственного механизма бригад необходим ряд организационных предпосылок: обеспечение производственно-технологической завершенности работ, поручаемых бригаде; организация разделения и кооперации труда в бригаде; организация контроля и учета использования ресурсов; создание организационных условий для функционирования экономического механизма, т. е. создание и постоянное поддержание на прогрессивном уровне системы технико-экономических норм и нормативов; использование планово-учетных единиц, непосредственно характеризующих конечную продукцию бригады и связанных с конечной продукцией объединения; сочетание директивного планирования с бригадным хозрасчетом, с предоставлением бригаде широкой оперативно-хозяйственной самостоятельности и использование присущих хозяйственному расчету экономических рычагов и стимулов.

Комплексная программа предусматривает разработку научно-технических, производственных и организационных предпосылок по ускорению внедрения в промышленных масштабах социалистических стран атомной энергии. В области черной и цветной металлургии созданы мощности по добыче железной руды в СССР, налажено производство марганцевых ферросплавов в Болгарии. Заинтересованными странами выделяются капитальные вложения для строительства предприятий в Польше и СССР по производству меди, никеля и цинка. Значительные капитальные вложения выделены странами — членами СЭВ для развития

Возможность планирования народного хозяйства определяется наличием политических, экономических и организационных предпосылок. Политическая предпосылка состоит в уничтоже-

Возможность планирования народного хозяйства определяется наличием политических, экономических и организационных предпосылок. Политическая предпосылка состоит в уничтожении господства эксплуататорских классов и переходе политической власти в руки трудящихся. Экономическая предпосылка заключается в ликвидации частной собственности на важнейшие средства производства, создании социалистической собственности и социалистических производственных отношений.

ного социалистического хозяйства не создано еще нужных организационных предпосылок для регулярного учета показателей производительности труда. Не обеспечен в этом секторе даже самый элементарный текущий учет и всех издержек производства. Можно подумать, что ни действительная стоимость продуктов земли t: /з, ни производительность труда р '• t основной массы всего сельского населения страны не представляет никакого интереса в плановом хозяйстве. Но как же в таком случае быть с плановыми заданиями по повышению производительности труда в сельском хозяйстве? Зачем такие задания ставятся в наших планах, если для проверки их выполнения не предусмотрено надлежащих учетных предпосылок?

Разработка общих экономических и организационных предпосылок повышения эффективности

Против последнего вывода Маркса решительно выступили, с одной стороны, либералы — убежденные сторонники эволюции; с другой стороны — приверженцы реформистского пути становления социализма из числа последователей марксистского течения. Не отрицая фундаментальных положений Маркса о формировании в недрах капитализма экономических, социальных и организационных предпосылок социализма, представители нарождающейся социал-демократии (Э. Бернштейн, К. Каутский, Р. Гильфердинг и др.) объявили, что вывод о необходимости пролетарской революции и всеохватывающего господства общественной собственности утратил историческую силу и приемлемость. В их трудах все активней обосновываются концепции «организованного капитализма», «демократического социализма», «рыночного социализма».

• Создание организационных предпосылок (структура и процесс)

* прогнозирование тенденций изменения рыночной ситуации. В качестве организационных предпосылок стратегического


Отдельное предприятие Отдельного исполнителя Отдельного предпринимателя Обеспечения доступности Отдельном испытании Отделочные материалы Отечественных экономистов Отечественных организаций Отечественными экономистами Отечественной экономической Отечественной промышленностью Отечественное производство Отечественного производства вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика