Организационных структурах



Тема 4. Основные принципы понимания организационных процессов.

Системная двойственность организационных процессов: натуральное и рациональное, социальное и техническое, открытость и закрытость, формальное и неформализованное. Масштабность организационных процессов: микро-, мезо- и макропроцессы.

Поведение людей как основная составляющая организационных процессов. Отношения и субъекты организационного поведения: личность, индивид и группа (микроуровень); должностные лица и сотрудники, междепартментальные отношения (мезоуровень); отношения между официальными представителями, отношения между отдельными организациями (макроуровень).

ление путей такого воздействия требует апробирования найденных решений в условиях натурного эксперимента или искусственным путем, имитируя реальную систему. Первое решение сопряжено с большими трудностями организационного и технического порядка, поэтому его применение практически нереально. Целесообразно проведение экспериментов, связанных с определением оптимальной стратегии, тактики или нахождением решения оперативных вопросов службы управления персоналом, с помощью экон.-математического моделирования. В основе процесса моделирования лежит наше представление о содержании явлений, протекающих в системе управления персоналом, которые формируются опытом. Разработка М.о.с.у.п. требует тщательного изучения экон., соц., организационных процессов, имеющих место в организации, анализа и прогнозирования этих процессов. Структура математического обеспечения системы управления персоналом представлена ниже. Функционирование системы управления персоналом организации основано на использовании большого количества взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Важным качеством этой системы является эмерд-жентность — наличие таких свойств, которые не присущи ни одному из элементов, входящих в систему. Применяемые в науке, технике, экономике модели можно разбить на два класса: физ. и логические (математические). По форме описания математические модели подразделяются на формально-аналитические и имитационные, детерминированные и вероятностные. В формально-аналитических моделях связи между объектами, т.е. процессы, выражаются системами математических выражений, позволяющих исследовать объекты, провести оптимизацию искомого результата. Сфера применения имитационного моделирования — исследование систем, состоящих из большого числа взаимодействующих объектов. Модель системы в целом состоит из моделей отдельных объектов, характеризующих состояние системы в целом. За конечное число имитаций появляется возможность найти оптимальное решение для исследуемой модели. Детерминированные математические модели (балансовые и оптимизационные) не учитывают влияние случайных факторов и описываются в строгих математических и логических правилах. Стохастические (вероятностные) математи-

ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ - способность общественного управления воспроизводить соц.-экон. условия развития работников, диктуемые критериями образа жизни на данном этапе развития общества на основе отбора из множества вариантов организационных процессов воспроизводства рабочей силы наилучшего, выбранного по совокупности критериев оценки экон. и соц. эффективности. Эффективный, характер занятости, следовательно, предполагает занятие общественно-полезной деятельностью, приносящей доход; экон. и соц. целесообразность создания рабочих мест. Занятость может быть описана системой показателей, отражающих полноту включения в общественное производство активной части населения (т.е. степень удовлетворения населения в рабочих местах); уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов; соответствие занятости соц.-экон. запросам населения. При этом не всякая рациональная занятость будет эффективна. Напр., не всегда эффективно строительство новых объектов для увеличения занятости с учетом соц.-демографических особенностей территории. В этом случае можно говорить лишь о соц. эффекте.

Учитывая, что развитию нефтедобывающих районов предшествует подготовительный — инкубационный — период, определяющий объемы добычи нефти по району, базирующиеся на геолого-технических характеристиках месторождений, период активных вложений можно рассматривать как самостоятельный этап развития. Ограничениями при моделировании развития района в данном случае могут быть, кроме объемов добычи нефти, число вводимых эксплуатационных скважин по месторождениям и годам их разработки, система разработки месторождений и объемы закачки для поддержания пластового давления и т. д., т. е. основные параметры, позволяющие рассчитать потребность в транспорте, численности населения, объемов капитальных вложений и т. д. При этих условиях в качестве одного из методов решения задачи по выбору рациональной организации района можно принять агломерационную сетевую модель развития района с учетом очередности проведения технологических и организационных процессов.

Конструирование и кардинальная реконструкция изделий, технологий, организационных процессов выражаются в итоге сокращением совокупных затрат, повышением экономической эффективности, увеличением прибыли. Совокупные затраты выявляются в процессе функционально-стоимостного анализа по каждому из альтернативных однопорядковых вариантов. Далее производится их ранжирование: на первое место ставит-

Конструирование и кардинальная реконструкция изделий, технологий, организационных процессов выражаются в итоге сокращением совокупных затрат, повышением экономической эффективности, увеличением прибыли. Совокупные затраты выявляются в процессе функционально-стоимостного анализа по каждому из альтернативных однопорядковых вариантов. Далее производится их ранжирование: на первое место ставит-

Принятие решения играет центральную роль в совокупности все организационных процессов. Все остальные процессы как бы разв< рачиваются вокруг него. Сам этот процесс может протекать по-ра ному. Однако при этом он обязательно проходит все стадии и этат которые ему присущи как организационному процессу.

лагает не частичное улучшение бизнес-процессов, а радикальное их изменение. А. Аскэри и др. определяют реинжиниринг как фундаментальное переосмысление и конструирование организационных процессов с тем, чтобы сделать значительный шаг вперед по таким показателям, как цена, качество, послепродажное обслуживание и интенсивность работ. Проведение реинжиниринга целесообразно, когда необходимо достичь быстрого улучшения экономических показателей деятельности фирмы как с точки зрения самой фирмы, так и с точки зрения групп поддержки, прежде всего потребителей и поставщиков.

Под стратегией изменения будем понимать тот или иной подход, выбранный в зависимости от обстоятельств, который учитывает факторы, описанные выше. Не существует какой-либо одной, универсально оптимальной стратегии изменения, хотя мы часто слышим об успехах российских менеджеров, работающих как в сфере бизнеса, так и в сфере государственного управления (особенно высшего), быстро осуществляющих масштабные изменения (например, приватизацию) без учета мнения, знаний и опыта и даже работы людей, которых затрагивают такие изменения. Данный подход может быть полезным в течение очень короткого времени, и пролонгация его на более длительный срок часто приводит к несопоставимо большим издержкам, чем к позитивным изменениям, способствующим повышению эффективности организационных процессов. При использовании стратегии изменения необходимо помнить, что у менеджера есть выбор. Одним из наиболее важных параметров при осуществлении изменения


Этот подход был предложен Альфредом Чандлером. Он проанализировал, как на протяжении ряда лет изменялись организационные структуры таких фирм, как «Дюпон», «Дженерал Моторс», «Стандарт Ойл оф Нью-Джерси» и «Сире». Наблюдая за тем, как эти изменения соотносились с изменениями стратегий и целей организаций, Чандлер сформулировал свой ставший знаменитым принцип: «Стратегия определяет структуру»1. Это означает, что структура организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегии меняются, то могут понадобиться соответствующие изменения и в организационных структурах.

11. Комитеты создаются для заполнения пробелов в организационных структурах таким образом, чтобы решать задачи, не входящие в компетенцию ни одного из отделов, координировать деятельность отделов и выполнять специальные функции. Постоянные комитеты — это комитеты, существующие перманентно, а специальные комитеты — это временные образования. Комитет с линейными полномочиями не что иное, как «множественный руководитель».

Реализация функций управления качеством в системе осуществляется субъектами управления, т.е. людьми, занятыми в определенных организационных структурах управляющей системы. В зависимости от размера фирмы, от специфики принятой концепции управления схема организационного построения управляющей системы может быть различна.

В линейной системе иерархическое мышление находится на первом плане. Применяется обычно линейная система при стандартизированных заданиях, повторяющихся решениях, когда очень простые задания, т. е. рутинных организационных структурах.

Далее каждое направление подразделяется на две противоположно ориентированные группы показателей. В соответствии со структурой комплексного критерия качества организационной структуры упорядочиваются различные конкретные показатели (рисунок). На сегодняшний день, по данным авторов [5, 6], наиболее полно представлены показатели затрат на создание и обеспечение функционирования системы управления. Наименее разработаны такие показатели социальной прогрессивности, как длительность цикла обработки информации, скорость принятия решений и их оптимальность. Построение непосредственных или косвенных оценок этих показателей возможно лишь посредством накопления данных о действующих организационных структурах.

Развитие инвестиционно-строительного комплекса (ИСК) в нашей стране предопределяет существенные изменения в системе внутренних взаимосвязей между организациями. Рост технологического уровня ИСК, высокая концентрация строительства и строительного производства приводит строительные организации к решению о деятельности в новых организационных структурах.

Наиболее крупные изменения в организационных структурах происходят при принятии корпорациями наступательных инновационных стратегий, направленных на активный поиск и разработку нововведений, как в освоенных, так и новых для компании областях деятельности. Среди множества организационных форм, применяемых в настоящее время корпорациями, в частности, для ориентации научно-технической деятельности на цели рыночной конкуренции, можно выделить главные:

Существуют различия в организационных структурах управления нововведениями. В фирмах-аутсайдерах обычно учреждается комитет по новой продукции, подотчетный, как правило, главе корпорации. Оргструктура компаний-лидеров гораздо меньше формализована, хотя инновационная деятельность считается в них неотъемлемой частью хозяйственных операций и важнейшим объектом управления. Поэтому она не является функцией лишь узкого круга лиц (например, членов комитета), а рассматривается большинством сотрудников организации в качестве элемента их повседневных обязанностей.

Наличие и влияние этих факторов на каждом предприятии сугубо индивидуальны и потому структура непрерывно совершенствуется. Число управленческих уровней в наиболее гибких организационных структурах доходит до четырех-пяти. Организационная структура определяет состав и соотношение различных уровней управления производством и формы этой организации.

Действительно, все возрастающие различия в формах собственности, технологических процессах, организационных структурах, интересах различных ведомств приводили к дифференциации системы диграфического учета. Эти объективные обстоятельства усиливались субъективными психологическими причинами, убеждением в бухгалтерской исключительности. И тем не менее в различных отраслях народного хозяйства на различных предприятиях складывались относительно похожие системы учета. Это предвидел еще в начале XIX столетия Людовико Джузеппе Крип-па, который утверждал, что «руководить различными предприятиями один и тот же человек не может, так как администратору нужно знать технологические особенности отдельных производств, но бухгалтер, изучающий результаты хозяйственной деятельности администратора, так как в финансово-теоретическом отношении эти результаты всегда одинаковы, может работать в любом предприятии» [Цит. Галаган, 1927, с. 111].

торговой политики может не только повлиять на финансовые и экономические доходы, получаемые проектом, но способен также вызвать неэффективное отвлечение сил, например, на преодоление бюрократических препятствий на пути экспортно-импортных операций. Государственная политика цен или налоговая политика, искажая рыночные сигналы, также могут ввести менеджеров в заблуждение. Особенно очевидно воздействие государственной ценовой и бюджетной политики на экономическую и финансовую деятельность проектов. В то же время их воздействие отвлекает внимание от функций развития новых институтов и подрывает стимулы, ухудшает моральное состояние и возможности менеджмента в самих организационных структурах. Оценка деятельности менеджеров и сотрудников проекта по существу становится невозможной, так как вину за неудовлетворительную работу организации всегда можно возложить на политическую обстановку, мешающую системе выполнить стоящие перед ней задачи. Неоднократно неблагоприятное воздействие политической обстановки усугубляется существованием сложной системы государственного регулирования, контроля и прямого вмешательства, особенно в деятельность организаций государственного сектора. Отраслевые и финансовые министерства имеют законные основания для контроля деятельности таких организаций, на которые нередко возлагается ответственность за осуществление важных общенациональных проектов. Однако при недостаточно тщательной подготовке или осуществлении государственное вмешательство или регулирование может привести к двум нежелательным последствиям. Во-первых, несогласованное осуществление этих функций несколькими различными агентствами помешает менеджерам исполнять свои обязанности. Во-вторых, на участвующие в проекте организации могут быть возложены несвойственные им задачи обеспечения общественного благосостояния или удовлетворения политических и бюрократических потребностей, причем без всякой компенсации понесенных при этом расходов. Одной из наиболее распространенных форм такого вмешательства является использование организационных структур государственного сектора для повышения занятости населения, причем без учета финан-


Отдельного индивидуума Отдельного потребителя Отдельного сотрудника Отдельному предприятию Отделение отделение Отечественные предприниматели Обеспечения финансовых Отечественных производителей Отечественным производителям Отечественной литературе Отечественной статистике Отечественного оборудования Отгружает продукцию вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика