Организаторских способностей



ОТБОР КАНДИДАТОВ НА ВАКАНТНУЮ ДОЛЖНОСТЬ — выбор из числа претендентов на вакантную должность руководителя или специалиста управления посредством оценки деловых качеств кандидатов. Используются специальные методики, учитывающие систему деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств: а) общественно-гражданская зрелость; б) отношение к труду; в) уровень знаний и опыт работы; г) организаторские способности; д) умение работать с людьми; е) умение работать с документами и информацией; ж) умение своевременно принимать и реализовывать решения; з) способность увидеть и поддержать передовое; и) морально-этические черты характера. Первая группа качеств: способность подчинять личные интересы общественным; умение прислушиваться к критике, быть самокритичным; активно участвовать в общественной деятельности; обладать высоким уровнем политической грамотности. Вторая группа качеств: чувство личной ответственности за порученное дело; чуткое и внимательное отношение к людям; трудолюбие; личная дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими; уровень эстетики работы. Третья группа качеств: наличие квалификации, соответствующей занимаемой должности; знание объективных основ управления производством; знание передовых методов руководства; стаж работы в данной организации (в т.ч. в руководящей должности). Четвертая группа качеств: умение организовать систему управления; умение организовать свой труд; владение передовыми методами руководства; умение проводить деловые совещания; способность к самооценке своих возможностей и своего труда; способность к оценке возможностей и труда др. Пятая группа качеств: умение работать с подчиненными, умение работать с руководителями разных организаций, умение создавать сплоченный коллектив; умение

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ -политика, основанная на участии рабочих в принятии управленческих решений организации. Руководящий работник (начальник цеха, участка, бригадир) освобождает себя от ряда второстепенных функций, передавая их рабочим, используя их организаторские способности, что позволяет учесть специфику отдельных участков производства, которые хорошо знает рабочий. П.д. позволяет использовать гибкие коллективные формы управления производством, предоставляя право рабочему высказывать свое мнение и участвовать в обсуждении производственных проблем.

ятелыюсть службы управления персоналом и должностных лиц различных уровней управления организацией, направленная па планирование, отбор, формирование и обучение кадрового резерва. Р. с к.р. включает: составление прогноза и плана предполагаемых изменений в составе руководящих кадров; предварительный набор кандидатов в резерв; получение информации о деловых, профессиональных и личностных качествах кандидатов; формирование состава резерва кадров. Основные критерии при отборе кандидатов в резерв: соответствующий уровень образования и профессиональной подготовки; опыт практической работы с людьми; организаторские способности; личностные качества; состояние здоровья, возраст. Источниками формирования резерва кадров являются: квалифицированные специалисты; заместители руководителей подразделений; руководители нижнего уровня управления; дипломированные специалисты, запятые на производстве в качестве рабочих. В организациях сложился определенный порядок отбора и зачисления в группу резерва кадров; отбор кандидатов должен производиться на конкурсной основе среди специалистов в возрасте до 35 лет, положительно зарекомендовавших себя на практической работе и имеющих высшее образование. Решение о включении работников в группы резерва принимаются на специальной комиссии и утверждаются приказом по организации. Для каждого работника (стажера) утверждаются руководители стажировки, которые составляют индивидуальный план стажировки. Руководители стажеров, включенных в группу резерва кадров, получают материальное вознаграждение за успешное прохождение стажером этапов системы служебно-професси-оналыюго продвижения; стажеру устанавливается должностной оклад, соответствующий занимаемой им новой должности, но выше предыдущего оклада, причем на него распространяются все виды материального поощрения, предусмотренные для данной должности. Обязанности стажера: положительно и в срок выполнять индивидуальный план стажировки; изучать и применять должностные ин-

"Администратор" Консервативен, обязателен, предсказуем Организаторские способности Недостаточная гибкость, отсутствие реакции на предложенные идеи

Практика оценки деловых и морально-политических качеств руководителя показывает, что на первое место следует выдвинуть коммунистическую убежденность, чувство личной ответственности за дело, честность, добросовестность, чуткое и внимательное отношение к людям. Руководитель должен быть технически грамотным специалистом, дисциплинированным и трудолюбивым, обладать чувством нового, уметь самостоятельно и быстро принимать обоснованное решение, иметь организаторские способности, уметь налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе.

Первые два варианта практически не поддаются формализации. Здесь большую роль играет личность руководителя, его организаторские способности и т. д. При неудовлетворительном результате в описанных выше случаях разрабатываются варианты календарных планов, которые направлены на выполнение части заданий, руководитель выбирает приемлемый вариант плана или может выработать свой вариант на'основе информации, полученной им в момент анализа.

4) личные качества (организаторские способности). Изучение, к примеру, процесса труда директора коммерческого

где Х1 - экономические способности претендента, балл; X 2 - технические способности, балл; X 3 - административные (организаторские) способности, балл.

В бывшем СССР при подборе управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности.

9. Низкие организаторские способности (неспособность руководить). Речь идет о способности менеджера "заряжать" энергией членов коллектива, умении оптимально организовать трудовой процесс. Аритмия трудового процесса и неэффективность применяемых методов работы приводят к тому, что люди чувствуют себя неуверенными в завтрашнем дне, не получают удовлетворенности от трудовой деятельности и соответственно работают ниже своих возможностей. В данном случае мало кто признает вклад руководителя, поэтому моральное состояние коллектива быстро ухудшается. Менеджер, не умеющий добиваться практических результатов от своих подчиненных, ограничен недостатком способности руководить.

При оценке, например, бухгалтера используют следующие признаки: специальные знания; умственные способности (понятливость, способность планировать работу, способность к импровизации, способность к творчеству, организаторские способности, самостоятельность, умение вести переговоры, умение выражать свои мысли); стиль работы (качество труда, планирование труда, темп работы, напряжение, загруженность, готовность к загрузке, инициативность); сотрудничество (внешний вид, отношение к новым сотрудникам, отношение к коллективу, готовность к сотрудничеству, форма общения, отношения с начальством); способность к развитию.


Мягкость в обращении с людьми мешает ему приобрести реальный авторитет, поскольку отдельные сотрудники требуют от него поблажек, которые он и делает, боясь испортить с ними взаимоотношения. Следствием этого может быть панибратство, а "дистанция" руководителя со своими подчиненными на работе крайне незначительна. В конечном счете руководитель либерального стиля не проявляет сколь-нибудь выраженных организаторских способностей, слабо контролирует и регулирует действия подчиненных и, как следствие, его управленческая деятельность нерезультативна. В конечном итоге все сводится к технологии принятия управленческих решений, в частности менеджер:

Глагол «успевает» равносилен выражению: умеет организовать себя. Это в первую очередь означает способность оперативно принимать управленческие, хозяйственные, технические и другие решения, наряду с готовностью отвечать за принятые решения. Естественно, отмеченные способности могут быть развиты с накоплением производственного опыта и знаний, при наличии организаторских способностей, чувства ответственности и здорового честолюбия. Короче говоря, для реализации четвертого компонента управления нужно в совершенстве овладеть тремя предшествующими («знает», «может», «хочет»).

Система трехступенчатого повышения квалификации обеспечивает новый, нетрадиционный путь становления руководителя за счет накопления недостающих знаний и опыта в нескольких областях хозяйственной деятельности. Приобретение необходимого опыта при непременном прохождении всех ступеней служебной лестницы позволяет сосредоточить силы на развитии основных свойств, необходимых для руководителя в условиях Севера: предприимчивости, организаторских способностей, умении работать с людьми, различать в подчиненных сильные и слабые стороны и использовать их с максимальной пользой для дела.

2. Оценка по реферату, докладу, контрольной работе (работнику на вакантную должность предлагается изложить свою программу в случае его назначения на должность). Этот метод также предполагает изучение организаторских способностей у кандидатов (например, описание действий в конфликтной ситуации, при сопротивлении нововведениям и т.д.).

• определить уровень квалификации, степень развития организаторских способностей, личностных и профессиональных качеств и др.;

Наряду с коммуникабельностью и обаянием важнейшим требованием, предъявляемым к личности менеджера, является компетентность. Компетентность, как уже отмечалось, — это прежде всего знание менеджером объекта управления, что предполагает наличие специального образования, общей эрудиции и стремления к самосовершенствованию. Компетентность предполагает также системность мышления и наличие организаторских способностей.

Организаторские способности проявляются прежде всего в подборе и расстановке кадров. Наличие организаторских способностей у менеджера проявляется в его способности понимать психологию коллектива, активизировать деятельность подчиненных, быть критичным (сохраняя при этом чувство такта) и самокритичным, быть требовательным к себе и подчиненным.

Для оценки организаторских способностей могут быть применены тесты на решительность, уверенность в себе, организованность, самоконтроль, коммуникабельность, способность к объективной самооценке, умение влиять на других людей, рациональное использование времени.

4) организаторских способностей предпринимателя. Полученная денежная выручка от реализации товаров (услуг,

Попустительский (П) (либеральный, невмешивающийся) — руководитель такого стиля практически не управляет коллективом, безответсг-вен, обязанности не распределяет, не проявляет организаторских способностей, все «плывет по течению».

ний. Он не проявляет сколько-нибудь выраженных организаторских способностей, нерегулярно и слабо контролирует подчиненных. Отсюда и малая результативность его действий.


Отключения двигателей Открытого управления Открытости национальных Открывает возможность Открывают возможности Обеспечения инвестиционного Отличительные преимущества Отличительными преимуществами Отличительное преимущество Отложенных налоговых Отнесения предприятий Отношений индивидуального Отношений отношения вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика