Освободившиеся государства



Большинство рекламодателей стремятся измерить так называемый рекламный «эффект взаимопонимания» — т. е. потенциальное воздействие рекламы на уровень осведомленности потребителей, их умение ориентироваться на рынке и предпочтения. Рекламодатели хотели бы знать и результаты влияния рекламы на уровень сбыта, но сделать это зачастую довольно сложно. Рассмотрим оба типа воздействия рекламы.

Обучение клиентов и повышение уровня общественного сознания. Это включает как долгосрочные проекты (например, содействие пониманию обществом финансовой системы), так и действия, связанные с конкретными видами сделок (в частности, повышение уровня осведомленности потребителей о риске операций с фьючерсами). Наличие клиентов, обладающих хорошими знаниями в области финансов, позволит ослабить контроль за рынком, однако на это потребуется немало времени.

На этапе роста стратегическая цель маркетинга заключается в наращивании объемов сбыта и доли рынка товара. Основная стратегическая цель состоит в углублении проникновения на рынок путем формирования приверженности потребителя к новой марке товара. Чтобы выполнить эту задачу, фирме, как правило, приходится разработать уникальный дизайн товара, чтобы он отличался от остальных подобных предложений; реклама должна подчеркивать его функциональные и/или психологические отличительные преимущества. Повышение степени осведомленности потребителей о товаре и стремления практически испробовать его на этом этапе продолжают играть важную роль, хотя реклама рассчитана главным образом на внимание покупателей, которые уже приобретали данный товар ранее. Поскольку расходы на разработку нового товара уже покрыты, а конкуренция возросла, цена понижается. Растущий покупательский спрос и возрастающие усилия торгового персонала приводят к увеличению объемов сбыта.

Изучение траектории (Tracking studies) — обычно под этим термином подразумевают аудит розничной торговли, в ходе которого контролируют движение товаров через кассовые аппараты, или исследование изменения осведомленности потребителей о товаре либо их отношение к товару на протяжении определенного периода времени.

На этапе внедрения на рынок необходимо проводить исследования осведомленности потребителей о том, что фирма производит, изучение узнаваемости товара, изучение того, как покупатели этим товаром пользуются. На этом этапе может проводиться уточнение сегментирования потребителей.

Большинство производителей стремятся выделить свой товар из ряда аналогичных. Для этого они «маркируют» изделие торговой маркой (брендом), которую можно определить как собственное имя, эмблему или дизайн, или чаще их сочетание, являющиеся отличительным знаком поставщика. Кроме того, производитель стремится к высокой степени осведомленности потребителей о его торговой марке, для чего достаточно инвестировать средства в рекламу и продвижение товаров, в убедительные и впечатляющие презентации. А вот добиться того, чтобы покупатели отдавали предпочтение в ряду конкурирующих марок именно вашей — дело более сложное. Ведь высокая степень осведомленности покупателей о товаре отнюдь не всегда сопровождается адекватным рыночным спросом. В таких случаях говорят об отрицательных торговых марках — когда ее «имя собственное» является скорее не ценным преимуществом, а препятствием на пути завоевания рынка. К подобным, получившим сомнительную известность, торговым маркам относятся «Woolworths», «British Leyland», «Midland Bank», «Skoda».

* Охват новых сегментов рынка. Выделение новых сегментов — один из самых распространенных путей расширения рынка для торговой марки, движение по которому облегчают снижение цен и увеличение уровня осведомленности потребителей. Например, компания Nokia прочно обосновалась на рынке мобильных телефонов, сделав акцент прежде всего на сегмент топ-менеджеров, затем на сегмент менеджеров среднего звена, затем обратившись к широкой публике, а впоследствии и к детям. Детский шампунь/о/шхои & Johnson продавался довольно вяло до тех пор, пока компания не обратилась к взрослым покупателям, которые нуждаются в мягком шампуне для частого употребления.

, Девять способов повышения осведомленности потребителей

В 199? г, объем розничных продаж, лицензионных марочных товаров в США и Канаде составил $73,23 млрд, причем йродрщ по лицензиям корпораций составили 22 %. ?и достигли .'уровня 'ародаж ни''права йспЬяьзо'вйй»'образов индустрииразвлечений ГПрак-t'iia вредрставленйя корпорациями лицензий натор-гоийе* марки и%наш' распрострайяется -асе lakpef так как для МЙОГЮЕ из внх это самый безопасный путь увеличения нрйбыии и повышения марочвойоеведоМЖй-воетм. Безусловно, здесь оказал влияние и успешный шшт компаний Coca-Cota. Однако мало кто знает, что iieib erpatmffi Coca-Cola состоялане в псвътении марочной осведомленности потребителей, а являлась за-' адетяым манёвром. В начале, 1980-х1т,,'о^)исконёуяьз'а врйпании посойетовзли вывести марку «Сой^Шй* на рынок^рболрк, вока такой шаг не предприняли :кон-; Вачавбуквальйо с нуля, компания рЬзработа-

На рис 18.7 приведен пример замера обратной связи. Мы видим, что 80 % потребителей осведомлены о марке А, 60 % попробовали ее «в деле» и только 20 % остались удовлетворены характеристиками товара. Статистика свидетельствует о том, что программа коммуникаций способствовала созданию осведомленности потребителей о марке, но сама марка не оправдала ожиданий аудитории. Что касается марки Б, то о ней осведомлены только 40 % потребителей, 30 % сделали пробную по-

» Этап жизненного цикла товара. Как правило, реклама новой продукции требует большого рекламного бюджета, так как ее задачи состоят в формировании желаемого уровня осведомленности потребителей и завоевании их признания. Реклама положительно зарекомендовавших себя марок обычно направлена на поддержание уровня продаж (т. е. расходы на ее проведение не так велики).


Следовательно, минимальный уровень добычи нефти и газа определяется реальной покупательной способностью экспортных поступлений, которые необходимы для поддержания достаточных темпов расширенного воспроизводства, для финансирования структурных преобразований в народном хозяйстве, социального развития и всех других статей государственных расходов. Перестраивая национальную экономику подчас принципиально различными методами, почти все освободившиеся государства-нефтеэкспорте-ры непременно преследуют такие общие стратегические цели, как всемерная отраслевая диверсификация, преодоление в конечном итоге чрезмерной зависимости от эксплуатации своих невозобновимых ресурсов углеводородного сырья и прежде всего поиск .альтернативных источников экономического роста, денежно-валютных и (или) реальных накоплений, способных заменить доходы от нефтегазовой промышленности. С точки зрения государственных интересов стран-продуцентов минимальное экспортное производство в данной отрасли регламентируется как изнутри — текущими и инвестиционными потребностями в инвалюте, так и извне — условиями торговли.

В ходе энергетического кризиса, в результате ликвидации системы традиционных нефтяных концессий и повышения цен углеводородного сырья участниками ОПЕК были в основном восстановлены «классические» принципы рентообразования и распределения рентных доходов на мировом капиталистическом рынке жидкого топлива. Существенно изменились взаимоотношения вначале между владельцами недр и арендаторами месторождений, а вскоре также между продуцентами и основными импортерами углеводородного сырья, определяющие пропорции его международного обмена. Это произошло следующим образом. В первой половине 70-х годов освободившиеся государства — экспортеры жидкого топлива выиграли упорную борьбу с нефтяными монополиями за обладание основными инструментами сырьевой политики, установив национальный контроль над производством, экспортом и ценообразованием, повысив налоги на компании-концессионеры и приступив к полной или частичной национализации их имущества в широких масштабах. Таким образом, развивающиеся страны — мировые экспортеры нефти впервые за всю историю эксплуатации их ресурсов углеводородного сырья добились подлинного государственного суверенитета над своими природными богатствами.

В другую группу можно условно объединить почти все остальные освободившиеся государства — экспортеры углеводородного сырья, у которых более или менее отчетливо проявляется эластичность спроса на иностранную валюту в сторону его расширения. После того как расходные части стоимостных балансов в планах социально-экономического развития и бюджетных программа* этих стран тесно увязываются с новыми, более крупными величинами экспортных доходов, любое заметное их сокращение обычно влечет весьма нежелательные экономические, а порой и социально-политические последствия.

Подобная практика не ликвидирует основ научно-технической зависимости развивающихся стран в рамках мировой капиталистической системы, однако способствует ее ослаблению на ряде конкретных направлений. В целом освободившиеся государства, поскольку в их ведении находится вся коммерческая деятельность предприятий с начала функционирования, расширяют самостоятельность в мирохозяйственных связях, устраняя ряд традиционных факторов своего неравноправного положения в качестве объектов инвестиционной деятельности монополий. Аналогичные организационные формы Ливия пытается применять и в области реализации своих химических товаров за рубежом. Например, с западногерманской фирмой «Хемише Верке Хюльс АГ» подписано соглашение о сбыте в ФРГ на комиссионных началах продукции комбината в Абу-Каммаше [263, с. 53—54; 372, 1977, т. 21, № 11, с. 25; №40, с. 30].

Приведенные данные не включают ливийское военно-экономическое содействие (субсидии, стоимость поставок военной техники и другие расходы), которое можно оценить не менее чем в 2 млрд. долл. за тот же период. Вместе с оборонными затратами общие поступления из Ливии в освободившиеся государства, по всей вероятности, приблизились к 40% ее свободных сбережений.

рому росту розничных цен на все товары в развивающихся странах, ограничению ввоза многих жизненно важных для них товаров, замедляя темпы экономического развития, и еще больше увеличивает безработицу. Основная ответственность за это лежит на западных монополиях. Многими десятилетиями они развивали топливодобывающую базу лишь в небольшой группе стран, чтобы подавляющее большинство других использовать как доходные рынки сбыта, которым всегда можно было бы продиктовать свою волю. В результате недра значительного числа стран «третьего мира», в которых, как полагают международные авторитеты, скрыто немало энергоресурсов, остаются почти неразведанными. Лишь в последнее время, вступая на путь независимого экономического развития, освободившиеся государства делают первые успехи в разведке и разработке своих недр. При этом они постоянно получают поддержку со стороны СССР и других социалистических государств. Характерно, что если до 1960 г., например, в недрах Индии, Сирии и Египта было обнаружено лишь 80 млн. т нефти, то к началу 1977 г., в основном при содействии Советского Союза, ее было найдено в этих трех странах уже в количестве 1 млрд. т1. Это в 40 раз превышает их ежегодный импорт нефти. Причем Сирия превратилась в экспортера нефти.

Хотя большинство нефтедобывающих государств использует плоды побед над неоколониализмом в интересах национального прогресса и освободительной борьбы других народов, некоторые страны ОПЕК склонны создавать альянсы с неоколонизаторами для подавления демократического движения в своих странах и поддержки проимпериалистических элементов в других развивающихся государствах. Многие освободившиеся государства решительно осуждают как стремление неоколониализма завербовать к себе в партнеры отдельные страны

В этом случае повышается норма прибыли за счет более низкой 1ты труда самих иммигрантов, а также в результате соответствую-э давления на общий уровень заработной платы в стране в сторону тонижения. Наплыв работников из-за границы осложняет пробле-анятости, отрицательно воздействует на экономическое положение (ящихся. В результате возникают конфликты между националистски настроенными слоями местного населения и иностранцами, водящие в ряде случаев к трагическим последствиям. Экономические связи во всемирном хозяйстве становятся более таыми, когда происходит миграция рабочей силы из промышленно штых стран в освободившиеся государства. Центрами притяжения странных рабочих и специалистов стали страны Ближнего Восто-Персидского залива, собственные трудовые ресурсы которых не золяли освоить богатейшие нефтяные месторождения. В некото-

В этом случае повышается норма прибыли за счет более низкой 1ты труда самих иммигрантов, а также в результате соответствую-э давления на общий уровень заработной платы в стране в сторону тонижения. Наплыв работников из-за границы осложняет пробле-анятости, отрицательно воздействует на экономическое положение (ящихся. В результате возникают конфликты между националистски настроенными слоями местного населения и иностранцами, водящие в ряде случаев к трагическим последствиям. Экономические связи во всемирном хозяйстве становятся более таыми, когда происходит миграция рабочей силы из промышленно штых стран в освободившиеся государства. Центрами притяжения странных рабочих и специалистов стали страны Ближнего Восто-Персидского залива, собственные трудовые ресурсы которых не золяли освоить богатейшие нефтяные месторождения. В некото-

Экономические связи во всемирном хозяйстве становятся более прочными, когда происходит миграция рабочей силы из промышлен-но развитых стран в освободившиеся государства. Центрами притяжения иностранных рабочих и специалистов стали, например, страны Ближнего Востока, Персидского залива, собственные трудовые ресурсы которых не позволяли освоить богатейшие нефтяные месторождения.

Распад колониальной системы и появление на карте мира десятков независимых государств были одними из важнейших политических событий XX в., имевших неоднозначные последствия для мировой экономики. В целом душевое производство ВВП в развивающихся странах (в эту группу вошли освободившиеся государства) в XX в. выросло в 5,5 раза, т. е. не намного меньше, чем в развитых странах (в 6,5 раза). При этом в самой группе развивающихся стран итоги экономического развития сильно разнятся. Так, Китай увеличил объем ВВП на душу населения в 7,8 раза, причем основной прирост пришелся на последние 20 лет, Индия — в 4 раза, Корея — почти в 20, Тайвань — почти в 30 раз. Заметно повысился этот показатель у нефтедобывающих государств Ближнего Востока. В то же время среднедушевой ВВП африканских стран южнее Сахары за 100 лет вырос менее чем на 30%.


Относительно множества Относительно небольших Относительно небольшом Относительно невысокий Относительно однородные Относительно организации Относительно постоянный Относительно поведения Относительно распределения Относительно самостоятельными Обеспечения полученные Относительно стабильным Относительно вероятности вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика