|
Отдельных индивидуумов
Таким образом, создание рабочих мест с более сложными задачами и большей ответственностью имеет положительный мотивационный эффект для многих рабочих, но отнюдь не для всех. Руководитель должен всегда иметь в виду элемент случайности. Для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что оказывается эффективным для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других. Кроме того, организации по своей природе усложняют практическую реализацию теорий мотивации, ориентированных на отдельных индивидов. Взаимозависимость работ, недостаток информации о результатах работы отдельных людей, частые перемены в служебных обязанностях из-за совершенствования технологии — все это усугубляет сложность мотивации5. Пример 13.1. знакомит с возможностями улучшения трудовой этики.
Можно ожидать, что коллективное поведение, особенно если оно точно подчиняется правилам, определяющим задачи и обязанности отдельных индивидов, должно дать хороший результат. Однако японцы предпочитают никогда не формулировать и не придерживаться писаных правил; их языковая традиция непригодна для детального и точного общения. М. Йосино после упоминания о добровольном подчинении тщательности и недвусмысленности как поведенческим и этическим нормам замечает: «Это почти что полное согласие тем более примечательно, что в традиционном японском обществе отсутствовали как всеобщий этический кодекс, так и категорические религиозные предписания. Не существовало также четкой системы представлений о грехе. В отличие от христианства ни одна из трех распространенных в традиционной Японии религий не выдвигала точных этических императивов, которых можно было бы придерживаться в повседневной жизни».
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - способ общественной жизни, основанный на праве и демократии, где человеку гарантируется свободный выбор форм его экон. и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм. В условиях Г.о. реализуются особенные, частные интересы отдельных индивидов на основе самоуправления, исключающего бюрократическую организацию. Индивид взаимодействует с государством опосредованно, через определенные общественные институты (традиции, обы-
ЗАБАСТОВКА — разновидность соц. (организационного) конфликта. Выражается в прекращении или сокращении работы, выпуска продукции, оказания услуг с выдвижением ряда требований экон., соц. или политического характера. Особенности 3. как конфликта — массовый характер участия в ней работающих, наличие органов управления, которые ее организуют и направляют, существенное влияние на тех, против кого она направлена. Причинами 3. могут быть: экон. (невыплаты заработной платы, ухудшение условий труда); соц. (снижение жизненного уровня, невозможность найти справедливости, проведение приватизации); политические (недовольство местными властями, правительством). При организации 3. объективные причины усиливаются личными амбициями и претензиями отдельных индивидов, желающих возглавить забастовочное движение, направить массовое возмущение в нужное для них русло. Этапы развития 3. как конфликта: а) нарастание уровня соц. напряженности в коллективе, еще не осознанный всеми участниками событий; б) рост недовольства, осознание конфликтности ситуации, начало структуризации процесса (формирование стачкомов, выработка требований, организация митингов, отдельные невыходы на работу); в) возникновение инцидента (активизация действий забастовочных комитетов или какое-то внешнее воздействие) и переход соц. напряженности в острый конфликт; г) массовый невыход на работу с выдвижением конкретных требований; д) проведение переговоров с администрацией, достижение определенных компромиссов, полное или частичное удовлетворение требований бастующих; е) спад соц. напряженности до фонового уровня, возобновление работы. Участниками 3., как правило, являются три стороны: представители бастующих (профсоюзы, стачкомы); представители собственников (администрация); представители государства (вышестоящая организация, министерство, служба по урегулированию трудовых споров, арбитраж, суд). Роль каждого из перечисленных субъектов конфликта в каждой стране реализуется по-своему, в соответствии с действующим законодательством. В
ПРИНЦИП СТАРШИНСТВА - подход, широко используемый в Японии в политике оплаты персонала. Повышение заработной платы происходит автоматически в зависимости от стажа работы сотрудника. П.с. обеспечивает кадровую стабильность, способствует созданию сплоченных коллективов, не противопоставляя им отдельных индивидов.
налога для большинства категорий налогоплательщиков. Например, предельная налоговая ставка для семьи из 4 человек со средним доходом уменьшилась в 1980-1985 гг. с 24 до 22%, в то время как предельная ставка для семьи из 4 человек с доходом в 2 раза ниже среднего - с 18 до 14%, а для семьи с доходом в 2 раза выше среднего - с 43 до 38%. Снижение уровня прогрессивности в индивидуальном подоходном налоге вместе со снижением ставок на доходы корпораций послужило условием оживления инвестиционной деятельности корпораций и повышения жизненного уровня широких слоев населения. Налоговая реформа 1986 г. представляла собой более решительную попытку перестройки налоговой системы на принципах нейтральности и горизонтальной справедливости. Закон о налоговой реформе 1986 г. заменил прежнюю 14-разрядную шкалу налогообложения для семей (15-разрядную шкалу - для отдельных индивидов) системой из двух базовых ставок - 15 и 28%, вступившей в силу с 1988 г. Важные изменения произошли в составе основных вычетов из налоговой базы. Во-первых, минимум в 1986-1989 гг. возрос с 1080 до 2000 долл. Во-вторых, была резко изменена структура налоговой шкалы, что выразилось в замене первой, имеющей нулевую ставку, порции дохода индивида из числа тех, на которые разбивается весь доход в целях налогообложения, стандартная скидка была увеличена с 3760 долл. в 1987 г. до 5000 долл. в 1988 г. для совместных деклараций.
Понимание задач и методов стратегического менеджмента можно углубить, если использовать ранее проведенное сопоставление стратегического и оперативного менеджмента. Между этими понятиями много общего, но и существуют важные отличия, главное из которых состоит в том, что стратегический менеджмент имеет дело с общим управлением организацией, в то время как оперативный менеджмент сосредотачивается на специфике управления функциональными отделами организации, такими, например, как финансовый, производственный отдел или отдел маркетинга. Отличие стратегического менеджмента от оперативного состоит также в той специфической методологической основе, видении организации как сложной системы в развитии. Такое развитие определяется множеством факторов как внешнего, так и внутреннего происхождения, взаимозависимостью структурных элементов и функций организации, поэтому им чрезвычайно трудно управлять, и тем более управлять в соответствии с жестким планом, в котором учитывались бы все детали и частные аспекты поведения групп людей организации вплоть до отдельных индивидов. Стратегический менеджмент — эта область господства «мягких» организационных проблем, а попытки управлять ими как «жесткими» ведут к неудачам и провалам. Таким образом, эффективное управление организацией включает как эффективный стратегический, так и эффективный оперативный менеджмент.
Стратегический менеджмент развивает широту управленческого мышления руководителей, делает их более полезными для организации. Руководители, имеющие знания и навыки в области стратегического менеджмента, имеют больше шансов добиться быстрого роста по служебной лестнице. А начинающим руководителям стратегический менеджмент позволяет достаточно быстро понять, как работает организация, какова взаимосвязь ее структурных компонентов, какова роль отдельных индивидов в принятии важных организационных решений.
Но сильное лидерство может нести и отрицательные моменты: во-первых, сделать организацию слишком зависимой от отдельных индивидов, создавая проблему преемственности менеджмента, во-вторых, «сверхуправление» сверху может сместить инициативу на более низкие уровни и снизить эффективность работы организации в целом.
Ориентация членов группы. В литературе по психологии управления выделяются виды поведения, ориентированного на группу, и поведения, ориентированного на себя. Эти виды поведения характерны как для отдельных индивидов, так и для подгрупп. Группы могут работать эффективно, если поощряется индивидуальное поведение, ориентированное на группу, и если самооценка членов группы не слишком тормозится групповой работой. В поведении, ориентированном на себя, индивиды демонстрируют механизмы определения и переопределения своих ролей в группе. Примерами поведения, ориентированного на себя, могут быть жесткие немедленные реакции (типа борьбы, контроля, сопротивления авторитету) и задержанные реакции (типа пассивности, безразличия, преобладания логики). Члены группы, ориентированной на выполнение конкретных задач, работают в определенном контексте как группы, так и самих себя. Это не означает, что группа и личность — соперники, однако временами они могут быть конкурирующими ориентациями, а временами — комплиментарными. В каждой ситуации необходимо идентифицировать приемлемый баланс между ними.
Когда люди сталкиваются с государственным регулированием, они могут быть удивительно изобретательны. Основным нововведением начала 1970-х годов, которое мы кратко рассмотрели в главе 5, были взаимные фонды денежного рынка (money market mutual funds, MMMF). Такие фонды, впервые появившиеся в 1972 г., сделали возможным объединение сбережений физических лиц. Хотя для отдельных индивидов довольно затруднительно приобретение финансовых инструментов крупного номинала, ставка по которым не регулировалась, вместе они могли это делать с помощью таких фондов. Борьба с этим злом, порождаемым самой демократией, возможна только путем повышения роли малых групп и в перспективе - повышением социальной значимости роли отдельных индивидуумов (всех!) за счет уменьшения социальной значимости организованных групп. Это делает политический процесс в обществе более спонтанным и более приспособленным к неожиданным эволюционным изменениям, главным образом за счет эффектов самоорганизации.
Агрегирование спроса отдельных индивидуумов в рыночный спрос — это не просто теоретическое упражнение. Оно становится важным на практике, когда рыночный спрос формируется исходя из спроса различных демографических групп или из спроса потребителей, живущих в различных районах. Например, мы можем получить информацию о спросе на персональные ЭВМ, суммируя независимо друг от друга полученную информацию: 1) о семьях с детьми; 2) о семьях без детей; 3) об одиноких людях. Или мы можем определить спрос в США на природный газ, суммируя спрос на природный газ по крупным регионам (Восток, Юг, Средний Восток, Запад, например) .
ПРИЧИНЫ НОВОВВЕДЕНИЙ - побудительные мотивы, основания внедрения нововведений. Нет единства взглядов ученых о сравнительной важности причин нововведений, поэтому в представленном списке они расположены в случайном порядке: а) поиск решения проблем, возникших в деятельности организации или отдельных индивидуумов; б) подражание др. организациям или индивидуумам; в) желание улучшить свое мастерство в конкретной деятельности; г) интуитивные представления, что нововведение может улучшить деятельность организации; д) поддержание или повышение престижа; е) реализация знаний о новых технологиях сотрудников, которые приходят в организацию их вузов, после повышения квалификации или из др. организаций; ж) удовлетворение потребности новаторов и рационализаторов, находящих удовольствие во внедренческой деятельности; з) советы консультантов в период каких-либо реорганизаций в организации; и) запросы потребителя; к) конкурентная борьба на рынке; л) желание получить прибыль и т.д.
Задача активизации роли государства особо актуальна с позиций общей теории социальной экономики, существования специфических интересов общества, которые не сводятся к интересам отдельных индивидуумов, т. е. функционально от них не зависят. Отсюда: всякое благо может удовлетворять потребности качественно разных участников рыночных отношений, в т. ч. и несводимые потребности общества как такового; способность блага удовлетворять несводимые потребности — социальные полезности. Несводимость последней к полезности для индивидуумов связана с тем, что в основе социальной полезности лежит несводимая общественная полезность, которая постулируется лишь для совокупности индивидуумов в целом. Именно независимость социальной полезности превращает государство в равноправного субъекта рынка. Все это имеет отношение к рациональному поведению государства. Можно напомнить в этой связи о «невидимой руке», от которой мир ожидает достижения рыночной гармонии. Там, где потребности общества оказались сводимыми, где спрос на товары и услуги полностью «растворялся» в индивидуальных предпочтениях, там, действительно, рынок сумел «ответить на все вопросы». Столкнувшись же с несводимыми общественными потребностями, с благами, имеющими социальную полезность, «невидимая рука» дала многочисленные сбои, породив на свет разного рода провалы рынка. Стало очевидным, что «рука провидения» не дотягивается до очень многих областей экономического пространства. Реакцией на это стало ограничение поля действия рыночных сил, замена их внерыночным регулированием ряда сфер экономического бытия. Эти ограничения можно преодолеть, если включить государство (носителя несводимых общественных потребностей) в число субъектов рынка. В общественной модели конкурентного рынка одновременно действуют и индивидуальные субъекты с присущими им интересами, и государство с его несводимыми потребностями. И первые, и вторые стремятся к максимизации собственной функции полезности, «рука провидения» мо-
ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ -это те средства или стимулы, с помощью которых достигается согласованность интересов, целей и действий и которые побуждают отдельных индивидуумов отказаться от своих личных целей и с большим или меньшим желанием подчиниться целям организации. Известный американский экономист Дж. К. Гэлбрейт выделяет четыре основных вида мотивов деятельности личности: принуждение, денежное вознаграждение, солидарность (с целями организации) и приспособление (целей организации к своим целям).
Задача моделирования социально-экономических явлений, в том числе и процессов принятия экономических решений, чрезвычайно сложна. Для построения адекватных математических моделей явлений этого типа необходимо правильно описывать цели групп людей и отдельных индивидуумов, а также факторы, влияющие на эти цели, уметь анализировать конфликты, возникающие в человеческом обществе, п пути их разрешения. Основы описания поведения людей в экономических процессах заложены историческим материализмом и марксистской политической экономией, однако путь от фундаментальных идей до адекватных математических моделей конкретных ситуаций науке еще предстоит пройти. В настоящее время мы не только не в состоянии математически описать влияние различных социально-психологических факторов на принятие решения мастером описанного нами производственного участка, но даже не можем дать точный перечень этих факторов. Для того чтобы обойти это препятствие на пути практического использования экономико-математического моделирования, применяется следующий методический прием. Как уже говорилось, законы естествознания не могут нарушаться в экономических процессах: невозможно, скажем, произвести продукцию без соответствующих затрат производственных ресурсов и т. д. Эти закономерности, описывающие взаимодействие людей с природой в процессе производства и составляющие основу моделирования производственно-технологического уровня экономических процессов, можно попытаться рассмотреть отдельно от взаимодействия людей между собой, возникающего в связи с производством. Использование хорошо разработанных принципов моделирования неживой природы (законов сохранения и т. д.) дает возможность строить модели производственно-технологического уровня относительно просто. Незамкнутость моделей этого уровня, т. е. наличие в них внешних воздействий на течение производственных процессов, не является препятствием на
Непроизводственное потребление — это использование материальных благ для удовлетворения потребностей людей (как отдельных индивидуумов, так и общества в целом). В отличие от производственного потребления, описание которого в значительной степени (хотя, как мы видели в предыдущем параграфе, далеко не полностью) определяется технологией производства, непроизводственное потребление не базируется на таких природных закономерностях, которые могли бы стать основой для моделирования хотя бы основных его черт. Конечно, потребление людей направлено в значительной степени на удовлетворение естественных физиологических потребностей в питании, одежде, жилище и т. д., и .эти потребности могут быть описаны па основе рациональных медицинских норм. Однако чем выше уровень потребления, тем в меньшей степени оно связано с физиологическими потребностями, людей и тем больше оно определяется его потребностями духовными, которые вырабатываются уже не отдельным человеком, а обществом в целом. Питание становится не только средством удовлетворения физиологических потребностей, но также и способом получения удовольствия; одежда из средства защиты 'от внешних воздействий превращается в средство самоутверждения и демонстрации принадлежности к определенной социальной группе; жилище из условия материального существования человека превращается в условие духовного развития. Поскольку в нашей стране основная часть материальных благ распределяется среди населения через торговлю и общественное питание, то у людей имеется возможность отказаться от приобретения и потребления товаров, которые могли бы удовлетворить их физиологические потребности, но не могут удовлетворить потребности, определяемые их привычками, модой и т. д. Поэтому для правильного описания непроизводственного потребления необходимо использовать модели социально-экономического уровня, о трудностях моделирования которого мы уже говорили. Все же, хотя включение в модель блока потребления и выводит ее за рамки производственно-технологического уровня, этот вопрос затронуть необходимо, так как без потребления те-
Задача активизации роли государства особо актуальна с позиций общей теории социальной экономики, существования специфических интересов общества, которые не сводятся к интересам отдельных индивидуумов, т. е. функционально от них не зависят. Отсюда: всякое благо может удовлетворять потребности качественно разных участников рыночных отношений, в т. ч. и несводимые потребности общества как такового; способность блага удовлетворять несводимые потребности — социальные полезности. Несводимость последней к полезности для индивидуумов связана с тем, что в основе социальной полезности лежит несводимая общественная полезность, которая постулируется лишь для совокупности индивидуумов в целом. Именно независимость социальной полезности превращает государство в равноправного субъекта рынка. Все это имеет отношение к рациональному поведению государства. Можно напомнить в этой связи о «невидимой руке», от которой мир ожидает достижения рыночной гармонии. Там, где потребности общества оказались сводимыми, где спрос на товары и услуги полностью «растворялся» в индивидуальных предпочтениях, там, действительно, рынок сумел «ответить на все вопросы». Столкнувшись же с несводимыми общественными потребностями, с благами, имеющими социальную полезность, «невидимая рука» дала многочисленные сбои, породив на свет разного рода провалы рынка. Стало очевидным, что «рука провидения» не дотягивается до очень многих областей экономического пространства. Реакцией на это стало ограничение поля действия рыночных сил, замена их внерыночным регулированием ряда сфер экономического бытия. Эти ограничения можно преодолеть, если включить государство (носителя несводимых общественных потребностей) в число субъектов рынка. В общественной модели конкурентного рынка одновременно действуют и индивидуальные субъекты с присущими им интересами, и государство с его несводимыми потребностями. И первые, и вторые стремятся к максимизации собственной функции полезности, «рука провидения» мо-
Предположим, что воображаемая экономика состоит только из двух индивидуумов: Федора и Трифона. Если по горизонтальной оси откладывать благосостояние Федора, а по вертикальной — Трифона, то можно построить линию «границы возможных благосостоянии» (рис. 9.1). Здесь следует отметить, что изображение конкретного вида границы возможных благосостоянии — лишь некоторый возможный вариант для иллюстрации понятия. Дать же точную количественную оценку благосостояния конкретного индивидуума или количественно соизмерить благосостояния разных людей едва ли представляется возможным. Использование понятия «Парето-оптимальность» предполагает возможность определения направления изменения благосостояния отдельных индивидуумов.
Однако как и в случае критерия Калдора, так и в случае критерия Сцитовски предполагается, что производится переход от сопоставления благосостоянии отдельных индивидуумов к денежной оценке благосостояния этих индивидуумов.
В условиях свободного рынка именно упорная работа неких групп людей или даже отдельных индивидуумов приводит к созданию продукта или услуги, за которую готовы платить другие участники рынка. Если нет прибыльных предприятий, то нет рабочих мест и не с кого брать налоги. Следовательно, именно прибыльная промышленность сама платит налоги, а также создает рабочие места и нанимает работников, которые, в свою
Обеспечение целостности Обеспечение достоверности Обеспечение финансового Обеспечение информацией Общественных учреждений Обеспечение максимальной Обеспечение материалами Обеспечение надежности Обеспечение необходимых Обеспечение неуклонного Обеспечение обеспечение Обеспечение организация Обеспечение поддержки вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|