|
Отдельных объединений
Система норм и нормативов капитального строительства состоит из взаимосвязанных нормативных комплексов, представляющих собой совокупность однородных по назначению, структуре и уровню применения нормативов, .например производственный нормативный комплекс расхода ресурсов или производственный нормативный комплекс затрат труда (рассматриваются ниже). Необходимым условием эффективного функционирования системы нормативов капитального строительства является взаимоувязка отдельных нормативных комплексов в ее рамках, а также увязка с другими системами, в том числе с плановыми технико-экономическими показателями капитального строительства и нормативами других отраслей: увязка стандартов, единиц измерения, источников информации, а также регламентация использования нормативов для выполнения различных экономических функций.
Внедрение системного проектирования в практику проектных организаций основывается на том, что принципиальные технологические схемы транспорта газа и его подземного хранения функционально стабильны, а технологическая схема конкретного объекта есть результат обработки исходных данных имеющегося в наличии соответствующего оборудования и материалов, с помощью которых данная схема может быть реализована. Таким образом, благодаря стабильности решаемых задач специализированными проектными отделами института можно создать нормативно-информационную базу САПРа в виде массива отдельных нормативных проектных решений, с помощью которых может быть обустроена любая технологическая схема транспорта или хранения газа.
Следует особо охарактеризовать такой вид нематериальных активов, как гудвилл (в отдельных нормативных актах и специальной литературе нередко используют термин «делоная репутация», что вряд ли оправданно). Этот актив не может одномоментно возникнуть сам по себе, например из желания оценить некую «репутацию фирмы», якобы создавшуюся в течение многих лет деятельности компании, и привести ее в активе баланса; он может появиться исключительно в результате купли/продажи компании в целях формирования корпоративной группы.
По нашему мнению, прежде чем вводить какие-либо категории оценки активов в содержание отдельных нормативных актов, экспертная группа, созданная при Министерстве финансов РФ должна обсудить эти и другие вопросы, представляющие собой концептуальные аспекты перевода отечественного учета на Международные стандарты финансовой отчетности.
Несмотря на предоставленную самостоятельность в данном вопросе п. 10 ПБУ 10/99 [13] говорит о создании правил учета затрат на производство продукции, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) в виде отдельных нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету. С одной стороны — явное противоречие. С другой, при грамотном построении иерархии документов в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета — логичная запись. При условии, что данные нормативные акты по вопросам затрат будут носить для организаций рекомендательный характер, они должны помогать еще не во всех вопросах опытному бухгалтеру и не сковывать разумную профессиональную инициативу опытного профессионального бухгалтера.
Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них заключается в том, что для каждого типа производственно-хозяйственных организаций и для различных отраслей выявляются значения и тенденции изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления, которые на основе конкретного опыта или научных обоснований подтверждают свою эффективность для определенного набора исходных условий. Второй подход представляет собой, по сути, типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношениях звеньев аппарата управления и отдельных должностей в четко определенных условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления.
Следует особо охарактеризовать такой вил нематериальных активов, как ,у)вшы (в отдельных нормативных актах и специальной литературе нередко используют термин "деловая репутация", что вряд ли оправданно). Этот актив не может возникнуть сам по себе, например, из желания оценшъ некую "репутацию фирмы", якобы созданную в течение многих лет деятельности компании, и привести ее в активе баланса. Он может появиться исключительно в результате объединения компаний в корпоративную группу.
Нормативно-справочная информация (НСИ) состоит из двух частей: к первой относятся плановые величины, тарифы, расценки и тому подобная информация; ко второй — потоки справочной информации, включающие в себя самые разнообразные сведения о системе нефтеснабжения и связанных с ней других системах управления, а также всю директивную, общесоюзную, межотраслевую и научно-техническую информацию, определяемую спецификой деятельности Главнефтеснаба РСФСР. НСИ содержит данные, значения которых сохраняются довольно длительное время, подвергаясь лишь периодическим корректировкам в связи с изменением отдельных нормативных величин. Вся НСИ сводится в массивы с определенным расположением реквизитов, отвечающих целям задач, решаемых в АСУнефтеснаб РСФСР.
Планирование на перспективу обусловливает в ряде случаев необходимость большей дифференциации отдельных нормативных показателей (например, показателя выработки одного работника в стоимостном измерении, фондоотдачи и др.), а также замены не-'которых из них. Так, все еще широко применяемый показатель уровня механизации строительно-монтажных работ (отношение в •стоимостных единицах работ, выполняемых механизированным способом, к их общему объему) себя уже изжил; по некоторым видам линейных работ (земляные, сварочно-монтажные и др.) в трубопроводном строительстве этот показатель достиг почти предель-еого значения (более 98%), в то же время затраты ручного труда в отрасли достигают пока еще около 55—60% общего объема трудовых затрат. В этой связи, по-видимому, настало время, когда следует вводить в планирование показатель механизации труда — •отношение затрат труда рабочих механизаторов к их общему числу, участвующих в строительном процессе.
В трубопроводном строительстве проводится научно-исследовательская и расчетная работа по сведению отдельных нормативных подсистем комплексов и нормативных блоков в единую систему.
в отдельных нормативных актах. и экономического стимулирования порядок образования фондов постоянно совершенствуется. В десятой пятилетке введена система образования фонда материального поощрения для нефтедобывающей отрасли в целом, для отдельных объединений и нефтегазодобывающих управлений, направленная на стимулирование роста объема производства и снижение затрат труда.
Балансовый метод используют как для планирования развития отрасли, так и отдельных объединений (предприятий), что дает возможность выявить размер и виды требуемых ресурсов, установить наиболее целесообразные направления их применения, определить степень удовлетворения народного хозяйства в продукции отрасли.
Практика показала, что наличие индивидуальных и групповых цен при зональной системе не отвечает интересам отдельных объединений. Появилась необходимость и возможность дальнейшего укрупнения ценовых зон. Ждет своего решения проблема учета потребительских свойств нефти. Система цен в нефтяной промышленности не учитывает природного качества нефти. Это объясняется тем, что изменение качества нефти не зависит от добывающих предприятий и не отражается на затратах этих предприятий. Однако разноэффективность применения различной по качеству нефти обусловливает различный уровень общественно необходимых затрат труда в нефтепереработке.
Результаты деятельности отдельных объединений (предприятий) находят свое отражение в массе прибыли и уровне рентабельности, поэтому одним из основных принципов полного хозяйственного расчета является создание равных условий производственной деятельности объединений.
Влияние природного фактора на рентабельность и прибыль отдельных объединений подтверждает динамика зависимости издержек производства от производительности скважин.
Анализ структуры оптовых цен предприятий на нефть в 1974 г. показал, чтэ в целом по отрасли нормативная рентабельность, составлявшая 14%, обеспечивала нормальное функционирование нефтедобывающей пэомышленности в тех условиях хозяйствования. Однако в р^де районов добычи нефти уровень цен перестал обеспечивать нормальную рентабельность отдельных объединений и НГДУ. Так, в объединениях Азнефть, Каспморнефть, Узбекнефть, Дагнефть, Грознефть, Белоруснефть, Нижневолжскнефть нормативная рентабельность находилась на уровне 2—11%. Три объединения — Кир-гизнефть, Таджикнефть и Сахалиннефть стали убыточными. И лишь несколько объединений имело нормативную рентабельность выше среднеотраслевой. Это Пермнефть, Удмурт-
В расчетах зональных цен ставки рентных платежей разработаны с учетом издержек производства и фондоемкости добычи нефти, а ежегодное регулирование их уровней предусматривается осуществлять в зависимости от изменения суммы этих двух величин, т. е. приведенных затрат, размер которых зависит от горно-геологических условий разработки месторождения. Такой порядок установления скользящих ставок рентных платежей учитывает объективные условия хозяйствования отдельных объединений и создает предпосылки для нормальной хозрасчетной деятельности объединений по формированию расчетной прибыли.
Некоторые экономисты недооценивают или переоценивают влияние природных условий на технико-экономические показатели нефтедобывающих предприятий. Одни считают, что современное производство является высокомеханизированным, автоматизированным и технический прогресс в какой-то мере нейтрализует влияние природных условий, другие, наоборот, делают попытки результаты деятельности НГДУ и отдельных объединений поставить в зависимость только от природных условий.
После определения выпуска продукции комплексами отраслей производственной сферы и их производственных ресурсов на четвертом этапе происходит планирование деятельности отдельных комплексов отраслей, далее следует отраслевое планирование в отраслях производственной сферы и, наконец, планирование деятельности отдельных объединений и предприятий.
Для более высоких уровней управленческой иерархии более характерно стратегическое управление, связанное с планированием и прогнозированием. Для решения задач стратегического управления, как правило, применяется итоговый комплексный экономический анализ отдельных объединений и предприятий, всесторонний анализ экономической перспективы их развития.
1-я группа факторов. Изменение удельных весов нефтедобывающих районов в среднеотраслевых показателях выявляется разницей между затратами, определенными по отраслевому и промысловому методам. Промысловый метод определения динамики себестоимости добычи нефти представляется как отклонение себестоимости в анализируемом периоде от показателя базисного по сумме отклонений отдельных объединений (районов), входящих в отрасль.
Обеспечение материальными Обеспечение национальной Общественными издержками Обеспечение непрерывного Обеспечение обязательств Обеспечение оптимальной Обеспечение организационно Обеспечение постоянного Обеспечение правильного Обеспечение процессов Обеспечение производственной Обеспечение рационального Обеспечение ритмичности вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|