Отдельному предприятию



Важная цель управленческого учета - помочь руководству организации контролировать затраты. Иногда контроль облегчается прослеживанием затрат до подразделения или центра затрат, где они возникают. Такой вид учета называется учетом затрат по центрам ответственности. Затраты, которые могут быть отнесены к отдельному подразделению, называются прямыми затратами подразделения. Например, зарплата автомеханика - это прямые затраты подразделения автосервиса. Стоимость краски, используемой в цехе окраски автомобилей, можно считать прямыми затратами цеха окраски.

конкретная специфика инструментов и методов, применяемых в системе учета по центрам ответственности к отдельному подразделению, зависит от того, каким статусом (типом) обладает данный центр ответстве н ности.

Применительно к описанию и анализу отношений между технологией работы и проектированием организации используются те же переменные, которые использовались для характеристики отношения между технологией и проектированием работы. Различие заключается только в том, что в предыдущей главе эти переменные рассматривались с точки зрения действий или работы отдельного исполнителя, а в данном контексте они рассматриваются применительно к отдельному подразделению, т.е. части организации. При этом несколько изменяется название самих переменных: неопределенность в поступлении работы и месте ее выполнения, неопределенность в знании относительно того, как делать работу, взаимозависимость работ в организации.

На схеме 28 показаны виды бюджетных показателей, относящихся к отдельному подразделению (центру ответственности) предприятия.

• Определение рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли. Показателями рентабельности могут служить: уровень прибыли; норма прибыли; ежегодный прирост прибыли; прирост дивидендов на акцию. Уровень прибыли может устанавливаться в абсолютных показателях (обычно в валюте страны базирования с указанием валютного курса для перевода) и в виде плановых заданий на каждый год или на конец планового периода. Показателю прироста прибыли придается наибольшее значение для стимулирования деятельности центров прибыли при усилении централизации на высшем уровне управления. Показатель прироста дивидендов на одну акцию (в процентах) стал применяться для заграничных дрчерних компаний в связи с расширением использования местных источников финансирования. Однако первостепенное значение при определении рентабельности каждого подразделения, выступающего центром прибыли, придается такому показателю, как норма прибыли, рассчитываемая по отношению к инвестированному капиталу, активам или продажам. При расчете показателя нормы прибыли на инвестированный капитал последний определяется: а) как собственный капитал, т.е. общая стоимость имущества (текущие активы) за вычетом обязательств; б) как собственные средства плюс долгосрочный долг; в) как основные средства за вычетом амортизации (балансовая стоимость основного капитала). В сопоставлении с данными предыдущих лет этот показатель выступает важнейшим не только в планировании, но и в контроле, т.е. является планово-отчетным и играет решающую роль как в определении целей, так и в оценке результатов и эффективности деятельности фирмы.

Оперативные планы реализуются через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению - центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план фирмы. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта (главным образом обеспеченности заказами и распределения ресурсов), что необходимо для достижения намеченных планом финансовых показателей (например, таких, как объем продаж, чистая прибыль и норма прибыли на инвестированный капитал). При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в перспективных или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между перспективным, текущим и другими видами планирования.

ТНК в централизованном порядке проводят гибкую политику цен, направленную на установление в рамках фирмы таких цен, которые вели бы к минимуму издержки производства при данном выпуске продукции, способствовали бы получению устойчивой прибыли, причем не по каждому отдельному подразделению, а по фирме в целом, а также обеспечивали бы высокую конкурентоспособность товаров. При этом заграничные филиалы и дочерние компании рассматриваются как составная часть ТНК, на них распространяется действие глобальной политики цен, проводимой с учетом конкретных условий каждой страны, имеющей особенности в отношении государственного регулирования цен, политики налогообложения, таможенного режима, степени монополизации рынка, каналов и методов сбыта.

Целевая норма прибыли устанавливается на плановый период дифференцированно по каждому товару или группе товаров, а чаще всего по отдельному подразделению, выступающему центром прибыли.

Конечная цель ценовой политики - определение рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли, или по всей фирме. Показателями рентабельности могут служить: уровень прибыли, ежегодный прирост прибыли, прирост дивидендов на акцию. Уровень прибыли может устанавливаться в абсолютных показателях (обычно в валюте страны базирования с указанием валютного курс& для перевода) в виде планов-заданий на каждый год или на конец 'планового периода. Показателю прироста прибыли придается большое значение для стимулирования деятельности центров прибыли при усилении централизации в управлении. Показатель прироста дивидендов на одну акцию (в процентах) стал применяться для заграничных дочерних компаний в связи с расширившимся использованием ими местных источников финансирования.

На схеме 28 показаны виды бюджетных показателей, относящихся к отдельному подразделению (центру ответственности) предприятия.

Реализация оперативных планов осуществляется через систему бюджетов. По определению, бюджет фирмы — это финансовый план, охватывающий все аспекты хозяйственных операций фирмы на определенный период в будущем. Бюджеты составляются на год или более короткий срок по каждому отдельному подразделению, а также основным функциональным областям деятельности фирмы (производству, отдельным проектам капиталовложений и маркетингу), а затем консолидируются в единый бюджет или финансовый план организации. Основой формирования (отправной точкой) бюджета предприятия является прогноз продаж продукции, сделанный службой маркетинга и отраженный в маркетинговом плане. Бюджет продаж обязательно должен быть дополнен графиком ожидаемых


Сложившееся соотношение затрат на добычу нефти и природного газа с затратами на добычу угля в основном обусловило возможность построения зональных цен на нефть и газ по относительно худшим условиям. Однако в отдельных случаях цены приходилось устанавливать исходя из средних затрат в зоне, вводя для нейтрализации влияния природных различий расчетные цены по каждому отдельному предприятию. Это касалось тех предприятий нефтяной промышленности, которые по своему организационному подчинению и территориальному по-

личественного определения дифференциального дохода формы II по отдельному предприятию.

В обществе, как уже отмечалось, потребности безграничны, а ресурсы ограничены. Ограниченность ресурсов означает ограниченность возможного выпуска товаров и услуг в каждый данный момент. Отсюда обществу в целом и отдельному предприятию необходимо принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться, т.е. выбирать между альтернативами. Истинная экономическая стоимость (ценность) каждого вида ресурсов (или фактора производства) выражается как то, от чего отказались или что было потеряно при использовании ресурсов в данном проекте, а не для достижения для чего-то еще. Стоимость того, от чего отказались, и есть то, что экономисты называют "альтернативной стоимостью". Строго говоря, это размер предельного продукта, производимого при расходовании ресурса или фактора производства при его наиболее эффективном альтернативном применении.

4. Прогнозирование относительно крупного объекта более точно, чем прогнозирование относительно компонента, так как ошибки в предсказании разных событий компенсируют друг друга. Например, прогнозы по отрасли более точны, чем прогнозы по отдельному предприятию.

возражений. Но дьявол, как известно, кроется в деталях, т. е. в конкретных формах и методах стимулирования. Если бригадный хозрасчет «по-рыжковски», когда 30—50% суммы экономии материальных затрат шло в карман членам бригады, причем сразу же, нередко оборачивался тем, что резко падало качество продукции и темпы роста заработной платы начинали обгонять темпы роста производительности труда. Особенно это хорошо просматривалось в средне- и долгосрочном планах. В итоге, хозрасчет вместо плюсов приносил экономике и отдельному предприятию больше минусов.

Эта методика четко определяет, как должна рассчитываться потребность в автобензине по отдельному предприятию, министерству, ведомству, союзной республике и в целом по стране.

Количественный подход к экономике позволяет в первую очередь определить, насколько производство способно удовлетворить сложившиеся и перспективные потребности. Для этого подсчитываются производственные возможности (применительно как к стране, так и к отдельному предприятию). Под производственными возможностями подразумевается наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов.

явления «налогообложение» применительно к отдельному предприятию.

рейтинга всем участникам отрасли, т.к. выставляемый отдельному предприятию

Количественный подход к экономике позволяет в первую очередь определить, насколько производство способно удовлетворить сложившиеся и перспективные потребности. Для этого подсчитываются производственные возможности (применительно как к стране, так и к отдельному предприятию). Под производственными возможностями подразумевается наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов.

В связи с этим практически важно определить производственные возможности (применительно как к стране, так и к отдельному предприятию). Под производственными возможностями подразумевается наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов.


Обеспеченность предприятия Обеспеченности финансовых Обеспеченности организации Общественная полезность Обеспечить эффективное Обеспечить бесперебойность Обеспечить достаточный Обеспечить финансирование Обеспечить комплексное Обеспечить минимальные Обеспечить необходимые Обеспечить непрерывное Обеспечить обслуживание вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика