Отношений предприятий



сегодняшнего очень непростого рынка. Побыстрее сократить этот разрыв помогает книга Ф. Котлера «Основы маркетинга». Автор считает концепцию маркетинга научной системой, направляющей «экономику на удовлетворение множества постоянно меняющихся нужд многих миллионов потребителей». Давайте повнимательнее присмотримся к этой системе: в ней есть немало полезного, а главное-масса здравого смысла, от которого мы слегка отвыкли, много лет выполняя предписания «сверху». Вряд ли мы сможем в один момент расстаться со многими нашими не самыми лучшими привычками, но развитие рыночных отношений предполагает соответствующий сдвиг в общественном сознании. И мы должны быть благодарны автору не за какие-то отдельные подсказки, а за то, что, погружаясь в чтение, то и дело ловим себя на мысли: «Как все просто! Как же можно не видеть этого?» Открытие маркетинга превратилось в серьезные уроки комплексного решения проблем.

Расширение хозрасчетных отношений предполагает вовлечение в него отрасли в целом. Новым в этой системе является самофинансирование всех затрат отрасли, включая капитальное строительство, научные учреждения, средние учебные заведения и др. Для этого в распоряжении отрасли оставляется значительная часть прибыли и амортизационных отчислений.

Система становления рыночных отношений предполагает в том числе и большую свободу и демократизацию общества, что в свою очередь обусловливает необходимость в появлении структур саморегулирования и самоуправления. Этот объективный процесс затрагивает и систему профессионального регулирования.

Формирование рыночных отношений предполагает конкурентную борьбу между различными товаропроизводителями, победить в которой смогут те из них, кто наиболее эффективно использует все виды имеющихся ресурсов.

Вместе с тем функционирование финансовых отношений предполагает наличие источников получения финансовых средств (см. гл. 16). Но это только одна сторона вопроса, другая заключается в том, что результативность этих отношений во многом зависит от оптимизации источников образования денежных средств на предприятии и их эффективном использовании. Именно в этом проявляется интегрированность системы управления финансами.

Развитие рыночных отношений предполагает передачу государством части своих функций в области оплаты труда предприятиям и организациям. Расширяются их права в установлении форм и систем оплаты труда, выборе форм материального поощрения и предоставлении социальных льгот, определении размеров тарифных ставок и должностных окладов. Финансовое положение предприятия, его размер, форма собственности, отраслевая принадлежность, географическое положение — вот далеко не полный перечень факторов, оказывающих влияние на политику предприятий в сфере оплаты труда, профессионального обучения и культурно-бытового обслуживания своих работников.

рядных отношений предполагает, что мелкие фирмы находят свое

Схема прямых расчетных корреспондентских отношений предполагает взаимное

Развитие рыночных отношений предполагает передачу государством части своих функций в области оплаты труда предприятиям и организациям. Расширяются их права в установлении форм и систем оплаты труда, выборе форм материального поощрения и предоставлении социальных льгот, определении размеров тарифных ставок и должностных окладов. Финансовое положение предприятия, его размер, форма собственности, отраслевая принадлежность, географическое положение — вот далеко не полный перечень факторов, оказывающих влияние на политику предприятий в сфере оплаты труда, профессионального обучения и культурно-бытового обслуживания своих работников.

Успешное ведение экономики предприятия в условиях рыночных отношений предполагает использование предпринимательских подходов, в основе которых лежит поиск и реализация инноваций, нетривиальных решений поставленных задач. В этой связи в четвертом разделе учебного пособия рассмотрены сущность и виды предпринимательства, инновационная и инвестиционная деятельность предприятия, содержание и порядок составления бизнес-плана, основные аспекты коммерческого расчета, вопросы отношений предприятия и его работников.

Развитие рыночных отношений предполагает либерализацию государственной амортизационной политики. В качестве примера можно привести систему интервальных сроков службы основного капитала, применяемую в США и других зарубежных странах (табл. 5.2). Суть этой системы состоит в следующем.


Предметом изучения настоящего курса являются теоретические и практические основы финансовых отношений предприятий РФ в условиях рынка, а также организационные, правовые и социальные аспекты финансирования и кредитования предпринимательской деятельности.

Изучение курса направлено на формирование у студентов базовых знаний теоретических основ и практических навыков в области финансовых отношений предприятий - необходимых структур рыночной экономики.

В процессе изучения курса студенты знакомятся с основными терминами, понятиями, принципами и методами организации финансовых отношений предприятий различных организационно-правовых форм и отраслей народного хозяйства.

Для финансовых отношений предприятий были характерны:

В реальности «идеальных» рынков не бывает. Государство в той или иной степени вмешивается в процесс распределения. В бывшем СССР такое вмешательство было всеобъемлющим. Действовали прейскурантные цены на оборудование и материалы, практиковалось их централизованное нормирование и распределение. Устанавливались жесткие нормы амортизационных отчислений, лимитировался и ряд других элементов затрат. В общегосударственном масштабе определялись страховые платежи, тарифы оплаты труда и оклады, плановая прибыль и пропорции ее распределения внутри предприятия и в бюджет. Таким образом, все распределение ВВП и национального дохода в условиях командно-административной экономики жестко регламентировалось государством. Это порождало широкий круг финансовых отношений предприятий уже на стадии первичного распределения ВВП, что и позволяло безоговорочно включать финансы предприятий в общую систему государственных финансов (90°ъ предприятий были государственными).

Значительная часть финансовых отношений предприятий регламентирована гражданским законодательством, а именно: размер и порядок формирования уставного и резервного капитала для предприятий различных организационно-правовых форм; порядок размещения и выкупа акций: порядок приватизации, ликвидации, слияния и разделения предприятий; очередность списания средств с расчетного счета и ряд других аспектов.

Таким образом, вся совокупность финансовых отношений предприятий, сопряженных с формированием и использованием финансовых ресурсов, может быть условно представлена в виде четырех денежных потоков и иметь четкие стоимостные характеристики. Денежные потоки влияют на всю структуру бухгалтерского баланса, активы и пассивы и финансовую устойчивость предприятия. «Отток» части денежных средств предприятия в форме платежей в бюджеты и внебюджетные фонды означает безэквивалентное изъятие этих ресурсов из его индивидуального кругооборота. Указанные средства проходят фазу перераспределения и принимают форму уже не денежного, а финансового потока.

Рыночные отношения, сформировавшиеся в России, существенным образом повлияли на организацию финансовых отношений предприятий. Так, субъекты хозяйствования могут самостоятельно выбирать любую форму предпринимательства, вид деятельности, руководствуясь лишь ограничениями, предусмотренными гражданским законодательством. Исходя из условий производства и сбыта, собственники предприятий вправе принимать и реализовывать решения относительно слияния, поглощения предприятий, преобразования их организационно-правовой формы.

Переход к рынку, создание предпринимательской среды, как уже отмечалось в гл. 1 .значительно расширили круг финансовых отношений предприятий, выдвинув на первый план управление собственным и привлеченным капиталом, определение его цены и структуры, обоснование эффективности проектов, разработку дивидендной политики и финансовой стратегии, т. е. все то, что уже давно составляло предмет западной теории финансового менеджмента.

Особое место в системе договорных отношений предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, принадлежит договорам на продажу (покупку) лицензий на использование изобретения и (или) технологии. Целесообразность передачи технологии и изобретения определяется следующими обстоятельствами:

Все распределение ВВП и национального дохода в условиях командно-административной экономики жестко регламентировалось государством. Это и порождало широкий круг финансовых отношений предприятий уже на стадии первичного распределения ВВП, что позволяло безоговорочно включать финансы предприятий в общую систему государственных финансов (90% предприятий были государственными). В современных условиях России присутствует значительно меньшая регламентация деятельности предприятий. Так, при создании и распределении стоимости совокупного общественного продукта и ВВП, в рамках конкретного предприятия государство сегодня регулирует:


Обеспечивает исполнение Обеспечивает максимизацию Общественной собственности Обеспечивает непрерывность Обеспечивает поддержку Обеспечивает поступление Общественной значимости Обеспечивает проведение Обеспечивает руководство Обеспечивает сокращение Обеспечивает стабильность Обеспечивает внедрение Обеспечивает уменьшение вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика