Отношения складывающиеся



и разделения труда, характеризуется в первую содержанием деятельности, закрепленной за субъектом управления. Для этого типа управления характерно помроение и организационной структуры, и механизма управления в зависимости от функций и целей уп-I, а развитие системы управления идет в первую по пути совершенствования его функций. Для японского же типа управления исходными являются отношения руководства — подчинения, которые и состояние системы управления, а развитие управ-идет в первую очередь по пути развития отношений субординации, складывающихся в процессе совместной трудовой деятельности. Поэтому если западное управление как бы оторвано от объекта управления и ориентировано в первую очередь на состояние субъекта то для японского управления характерно ор-сплетение субъекта и объекта управления в единое целое, а само управление существует и ется в увязке с этими обеими составляющими.

ВЛАСТЬ — 1) возможность и способность оказывать влияние на поведение др. людей или групп посредством какого-либо средства: воли, авторитета, права, насилия; 2) система гос. органов; 3) лица, органы, облеченные соответствующими гос. и адм. полномочиями. Сущностью В. являются отношения руководства, господства, подчинения. Применительно к управлению организацией В. — соц. отношения, которые предполагают обязательное выполнение воли руководителя подчиненным, обусловленное наличием у него прав и возможностей принуждать. В. может относится к индивиду, группе, организации в целом. Наличие В. подразумевает взаимозависимость: чем больше один человек зависит от др., тем больше В. у второго. Обладание В. — это возможность влияния на удовлетворение потребностей исполнителя. В. в организации используется эффективно, если потребность исполнителя, на которой основано влия-

прием персонала, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала, профессиональную ориентацию и рациональное использование персонала, управление занятостью, делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Подсистема трудовых отношений анализирует и регулирует групповые и личностные взаимоотношения, анализирует и регулирует отношения руководства и управление производственными конфликтами и стрессами, проводит социально-психологическую диагностику, контролирует соблюдение этических норм взаимоотношений, управляет взаимодействием с профсоюзами. Подсистема условий труда выполняет следующие функции: соблюдение требований психофизиологии, эргономики труда, требований технической эстетики, охрана труда и окружающей среды, осуществление военизированной охраны организации и отдельных должностных лиц. Подсистема развития персонала осуществляет обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периоди-

цессы трудовой деятельности ее технико-технологических особенностей и форм соц. организации. При этом первые формируют содержание труда, зависящее от уровня механизации, автоматизации, сложности производственных операций, вторые определяют его соц.-экон. природу, характер. Главное направление исследований в рамках С.т. — анализ влияния содержания, условий и форм соц. организации труда на отношение к труду и рост его производительности. Высокая содержательность труда (сложность, разнообразие и перемены трудовых операций) стимулирует творческие мотивы, повышает удовлетворенность трудом, является предпосылкой превращения труда в самоценную деятельность. В задачи С.т. входит исследование прогрессивных форм соц. организации, участия работников в управлении производством, внедрения гибких графиков работы, развития бригадной саморегуляции, стимулирования соревновательности и рационализаторского движения, создания благоприятного нравственно-психологического климата в трудовых коллективах как решающих факторов формирования заинтересованного, творческого и ответственного отношения к труду и повышения его производительности. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к укреплению самодисциплины, личной ответственности и развитию инициативы на каждом рабочем месте, что значительно повышает роль социологических исследований процессов труда и деятельности социологических служб предприятий и организаций. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ - область социологии; изучает закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на соц. структуры и процессы, которые имеют место в организациях и обществе. В центре внимания С.у. соц. проблемы экон. и научно-технической политики, соц. политики, выработки, принятия и осуществления управленческих решений, отношения руководства и подчинения, вопросы о роли и месте информации в управлении и др. Как научная дисциплина С.у. пересекается с такими разделами социологической науки, как социология труда, социология политики, экон. социология, социология организаций, соц. планирование, прогнозирование и проектирование, где также рассматривается проблематика управления. За рубежом, и прежде всего в США, сложилось множество направлений С.у. — школа "на-

труда Связь с периодическая оценка кадров новых работников Отношения руководства и коллектива Оплата Создание Охрана труда

мистов) установлены для одного предприятия, но проводить такой анализ для всех предприятий, на которые будут переноситься результаты «экономического эксперимента», попросту невозможно. Но самое главное даже не в этом, а в том, что есть еще и другие, так сказать, человеческие факторы производства: отношения между людьми в коллективе, отношения руководства предприятия со смежными предприятиями, местными властями и вышестоящей организацией. Эти факторы, очень сильно влияющие на эффективность производства, изучаются социологией, однако пока успехи в этой области науки еще не достаточны для того, чтобы на их основе измерить человеческие факторы производства. Наличие социально-экономических факторов, которые не могут быть измерены и проконтролированы в «экономическом эксперименте», не позволяет считать такое исследование модельным экспериментом, его скорее можно сопоставить с полевым испытанием в технике. Полевое испытание (скажем, самолета) имеет огромное значение в конструировании технических систем; аналогичные методы должны сыграть (и играют) большую роль в экономике при практической проверке различных нововведений, но модельным исследованием они не являются и заменить его не могут*).

Знание этих вероятностей является базой для реальной оценки риска. Предположим, что фирма рассматривает другое инвестиционное предложение, обозначим его Y. Вероятностное распределение для этого предложения представлено на рис. 14.5, также, как и распределение для нашего предыдущего примера, которое назовем X. Мы видим, что математическое ожидание чистой текущей стоимости для предложения Y равно 200 дол., что превосходит математическое ожидание для предложения X,' равное 11б дол. Дисперсия для предложения У меньше, чем дисперсия для предложения X. Поэтому заметим, предложение Y превосходит предложение X как в отношении риска, так и в отношении прибыли. Будет ли предложение Y (или оба предложения) принято, зависит от отношения руководства к риску. Мы затронем данный вопрос в следующей главе. В этой главе мы ставим целью лишь научиться измерять риск.

ламы, поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами. Подсистема найма и учета персонала организует найм персонала, организацию собеседования, оценку, отбор и прием персонала, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала, профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала, управления занятостью, делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Подсистема трудовых отношений анализирует и регулирует групповые и личностные взаимоотношения, анализирует и регулирует отношения руководства управления производственными конфликтами и стрессами, проводит социально-психологическую диагностику, контролирует соблюдение этических норм взаимоотношений, управляет взаимодействием с профсоюзами. Подсистема условий труда выполняет следующие функции: соблюдение требований психофизиологии, эргономики труда, требований технической эстетики, охрана труда и окружающей среды, осуществляет военизированную охрану организации и отдельных должностных лиц. Подсистема развития персонала осуществляет обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, организацию рационализаторской и изобретательской деятельности, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения, организацию работы с кадровым резервом. Подсистема мотивации поведения персонала выполняет функции: управление мотивацией трудового поведения, нормирование и тарификация трудового процесса; разработку систем оплаты труда, разработку форм участия персонала в прибылях и капитале и морального поощрения персонала; организацию нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом. Подсистема соц. развития осуществляет: организацию общественного питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитие культуры и физ. воспитания, обеспечение охраны здоровья и отдыха, обеспечение детскими учреждениями, управление соц. конфликтами и стрессами, организацию продажи продуктов питания и товаров народного потребления, организацию соц. страхования. Подсистема развития организационных структур управления выполняет функции: анализ сложившейся оргструктуры управления, проектирование новой оргструктуры управления, разработку штатного расписания, формирование новой оргструктуры управления, разработку и реализацию рекомендаций по развитию стиля и методов руководства. Подсистема правового обеспечения осуществляет: решение правовых вопросов трудовых отношений, согласование распорядительных и иных документов по управления персоналом, решение правовых вопросов хозяйственной деятельности, проведение консультаций по юридическим вопросам. Подсистема информационного обеспечения выполняет следующие функции: ведение учета и статистики персонала, информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом, обеспечение персонала научно-технической информацией, организацию работы органов массовой информации организации, организация патентно-лицензионной деятельности. Функции этих подсистем выполняются различными подразделениями по работе с кадрами организации. В зависимости от размеров организации состав подразделений меняется: в мелких организациях одно подразделение может выполнять функции нескольких подсистем, а в крупных-— функции каждой из подсистем, как правило, выполняет отдельное подразделение. :ч

Отношения руководства персонифицируются в деятельности руководителей — должностных лиц, наделенных определенным формальным статусом и отвечающих за деятельность организации или ее подразделений. Они носят универсальный характер, поскольку в иерархии формальной организации каждый руководитель выступает подчиненным по отношению к вышестоящему должностному лицу. Однако возникает проблема признания власти и полномочий подчиненными. В связи с этим особую роль приобретает исследование природы власти, легитимности власти и авторитета (см. следующий пункт данной главы).

Традиционный тип господства (или власть традиции) означает построение и воспроизводство соответствующих отношений на основе традиции. Отношения руководства и подчинения строятся, исходя из принципа взаимоотношений господина и слуги (или руководителя и подчиненного) и признания наследственных прав. Легитимность и воспроизводство отношений предполагают взаимное признание норм принятого поведения, соответствующего традиции."

Легальное господство (или власть должности) связано с формированием штаба особого типа (профессиональная бюрократия), построенного на рациональных основаниях и по принципу профессиональной компетенции и состоящего из ведомств, укомплектованных профессионалами-управленцами. Этому типу господства соответствуют носители наследственной, назначенной или выборной власти (например, владелец фирмы, директор) и представительные органы (например, совет акционеров фирмы, совет директоров). Его функционирование регулируется формальными правилами, процедурами и целесообразностью, отношения компетенции строго обозначены, а отношения руководства и подчинения внутри ведомств строго нормированы. М. Вебер рассматривал легальное господство как самый эффективный тип из всех, созданных человечеством, и соответствующий требованиям западного капитализма.


АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию (организации)—должнику. А.у. появилось с началом перехода отечественной экономики к рынку. По своей природе А.у. — мик-роэкон. категория и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне организации (при ее оздоровлении или ликвидации). История становления и развития рыночной экономики в западных странах доказывает неравномерность процесса функционирования организации (предприятия), колебания объемов производства и сбыта. Возникновение глубоких спадов производства характеризуется как кризисная ситуация и рассматривается как некая общая закономерность, тесно увязанная с характером жизненного цикла организации и которая может возникнуть на любой из его стадий. Однако реализация всей процедуры А.у. начинается лишь на этапе резкого спада, который характеризуется, как правило, неплатежеспособностью предприятия. Механизм А.у. предприятия-должника включает: диагностику финансового состояния и оценку перспектив развития бизнеса предприятия; маркетинг; антикризисную инвестиционную политику, управление персоналом, производственный менеджмент; организацию ликвидации предприятия.

г) производственные отношения, складывающиеся между отдельными группами людей.

Финансы социалистического предприятия выражают денежные отношения, складывающиеся в сфере материального производства, связанные с планомерным образованием, распределением и использованием его денежных ресурсов и доходов.

Финансы социалистического предприятия выражают денежные отношения, складывающиеся в сфере материального производства, связанные с планомерным образованием, распределением и использование его денежных ресурсов и доходов.

Финансы социалистического предприятия выражают денежные отношения, складывающиеся в сфере материального производства, связанные с планомерным образованием, распределением и использованием его денежных ресурсов и доходов.

Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии (для инвестиционных ценных бумаг) или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями.

Вторичный рынок. Это отношения, складывающиеся при купле-продаже ранее эмитированных на первичном рынке ценных бумаг.

• отношения, складывающиеся в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

Общепризнанно, что лизинг тесным образом связан с арендным механизмом, однако следует различать понятия лизинга и аренды. Отношения, складывающиеся в процессе лизинга и аренды с правом выкупа, при значительном количестве общих черт имеют и существенные различия. Так, лизингодателем по закону может быть только лизинговая компания или физическое лицо — предприниматель, имеющие лицензии на право осуществления лизинговой деятельности. В аренде с правом выкупа могут участвовать любые субъекты: предприятия, организации, учреждения, физические лица и государство. Отношения по аренде с выкупом предполагают в своей основе факт наличия в собственности (или пользовании) у арендодателя имущества, передаваемого в аренду. У лизингодателя же лизинговое имущество первоначально отсутствует (за исключением оперативного лизинга), а отношения сторон договора лизинга изначально включают приобретение указанных лизингополучателем основных средств и сдачу их лизингодателем в лизинг, т.е. инвестиционную деятельность последнего.

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) является категорией микроэкономической. Его можно определить как систему мер воздействия на социально-экономические отношения, складывающиеся на уровне предприятия при предупреждении кризиса, реагировании на него и изучении его последствий.


Обеспечивает сокращение Обеспечивает стабильность Обеспечивает внедрение Обеспечивает уменьшение Обеспечивает значительное Обеспечивать бесперебойное Обеспечивать формирование Обеспечивать получение Общественное потребление Обеспечивать стабильность Обеспечивающей достижение Обеспечивающего выполнение Обеспечивающий выполнение вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика