Относительно самостоятельными



Процесс оценки технического уровня на основе патентной информации осуществляется в такой последовательности: составляется перечень относительно самостоятельных элементов объектов (детали, отдельные сборочные единицы, изделия, операции технологического процесса); на основе патентной информации выбираются эталоны для составления логической модели мирового технического уровня и прогнозирования перспективного уровня; сопоставляются основные параметры элементов объекта с аналогичными признаками модели; проводится анализ различий (положительны или отрицательны, их влияние на технический и экономический эффект).

Второе решение заключается в том, что модель себестоимости добычи нефти строится на более детальной основе в результате получения отдельных моделей по видам (группам) затрат. Поскольку эта форма связи представляет собой совокупность относительно самостоятельных моделей, отражающих связи отдельных затрат с факторами, определяющими их уровень, число показателей в этой модели себестоимости добычи нефти можно значительно увеличить по сравнению с первым решением. Модель такого вида позволяет оценить степень влияния отдельных составляющих на общую себестоимость добычи нефти в зависимости от конкретных факторов. Кроме того, каждое слагаемое в отдельности можно использовать самостоятельно. Однако при решении общих задач анализа и перспективного планирования применение модели сложного вида, очевидно, нецелесообразно.

В некоторых случаях в бюджете не указывается начальное и конечное сальдо денежных средств, и тогда следует принять меры к исправлению этого недостатка. Когда имеются сведения обо всех денежных поступлениях и выплатах, можно рассчитать разницу между ними, получив значение чистого денежного поступления (или выплат). Можно также составить бюджет денежных средств, указывая в нем только чистые денежные потоки (поступления или выплаты). Например, если организация состоит из большого числа относительно самостоятельных подразделений и при этом пользуется единым банковским счетом, бюджеты могут разрабатываться для каждого подразделения отдельно, а бюджет денежных средств головного офиса будет выглядеть так же, как показано в примере 12.12.

Многообразие результатов интеллектуальной деятельности и невозможность их правового регулирования единым законодательством привели к образованию в системе законодательства об интеллектуальной собственности относительно самостоятельных правовых институтов со своими задачами, а иногда и принципами, находящими отражение в соответствующих законах. Основными наиболее сложившимися институтами со своими системами правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности являются институты авторского и патентного права, сформулированные в Парижской и Бернской конвенциях. С помощью института

По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные. Простое (унитарное) государство—это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев и т. п.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований. Сложные — это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Примерами сложных государств служат федерация, конфедерация, империя (от лат. imperium — власть), т. е. насильственно создаваемое государство. Наиболее распространенной формой является федерация.

днее время обычно подразделяется на два относительно самостоятельных, но взаимосвязанных раздела — макроэкономику и микроэкономику. Ма-тематико-аналитический аппарат этой науки предназначен для построения и исследования моделей, описывающих такие категории, как потребление, спрос, полезность, деньги, капитал, инфляция и др. Заинтересованному читателю можно порекомендовать также монографию Ингрид Рима, в которой подробно изложена история развития экономического анализа в общепринятой на Западе трактовке этой науки [Rima], и, конечно, magnum opus Йозефа Шумпетера, справедливо квалифицируемый многими учеными как наиболее полный и завершенный курс экономического анализа [Schumpeter]1.

В настоящее время западные специалисты (например, /. О. Horrigan) выделяют пять относительно самостоятельных подходов в становлении и развитии САФО. Очевидно, что такое деление является достаточно условным — в той или иной степени эти подходы пересекаются и взаимодо-полняют друг друга.

Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.

Вопросы, имеющие отношение к проблеме менеджмента, отличаются многообразием и отражают сложность и неоднозначность их исследования. Менеджмент имеет много аспектов, в том числе экономический, политический, социальный, финансовый, философский, психологический, технический и организационный. Каждый из них основан на относительно самостоятельных концепциях, на практике ими занимаются разные специалисты. Пока не существует единой теории менеджмента, объединяющей все его аспекты. Хотя концептуально специальные теории менеджмента связаны между собой, как нам представляется, целями и направлениями развития предпринимательства.

Поскольку мы рассматриваем сферу управления денежными средствами, то надо иметь в виду, что авансирование происходит за счет относительно самостоятельных, сформированных за счет финансовых ресурсов фондов денежных средств. Фонд денежных средств отличается строго целевым назначением и является инструментом финансирования и его источником. Фонды денежных средств реализуют принцип целевого управления.

Рынок капиталов состоит из нескольких частей — относительно самостоятельных рынков платежных средств. Пожалуй, наиболее значительными являются рынок государственных капиталов и рынок ссудных капиталов.


Однако не все так просто. В действительности спонтанность социально-экономического порядка уживается с относительно самостоятельными, осознанными и весьма масштабными действиями государства, противодействующими этой спонтанности. Поэтому необходимо выяснить, возможно ли определенное оптимальное сочетание этих двух столь разных по своему характеру сил.

Состав и структура АСПР. Народнохозяйственное планирование есть единый процесс, охватывающий все звенья управления: от общесоюзного уровня до уровня отдельного предприятия. В силу этого АСПР должна охватывать систему народнохозяйственного планирования в целом. Однако процесс планирования на практике реализуется относительно самостоятельными организационными структурами, такими, как Госплан СССР, Госпланы союзных республик, плановые органы министерств и ведомств, плановые комиссии автономных, союзных республик, краев, областей, районов и городов. Из этого вытекает и соответствующее разделение функций при создании автоматизированных систем для целей планирования и управления.

Во-вторых, меняется сущность анализа. Причины этого определяются смещением приоритетов в объектах и целевых установках системы управления в условиях рыночной экономики. Как известно, укрупненными и относительно самостоятельными экономическими объектами, составляющими сферу приложения общих функций управления, являются денежные средства (точнее финансовые ресурсы), трудовые ресурсы, средства и предметы труда. Как правило, в экономических исследованиях приоритеты в управлении этими объектами не расставлялись. В условиях централизованно планируемой экономики такой подход был понятен и вполне естествен. Присущие этому типу экономики тотальное планирование, а также лимитированность ресурсов с необходимостью предусматривали введение жесткого их нормирования. Свобода в манипулировании ресурсами, их взаимозамещении была весьма ограниченной. Кроме того, коммерческие организации были поставлены в жесткие финансовые рамки и потому не могли выбирать наиболее рациональную (по их субъективному мнению, естественно) структуру всех используемых ресурсов. В рыночной экономике эти ограничения в значительной степени снимаются (отменяются лимиты, снижается роль централизованного снабжения и др.), а эффективное управление как раз и предполагает оптимизацию ресурсного потенциала коммерческой организации. В этой ситуации резко повышается значимость эффективного управления финансовыми ресурсами. От того, насколько эффективно и целесообразно они трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополу-

Все названные подсистемы (элементы) налогового механизма (см. рис. 21) разграничены условно, поскольку на практике они нередко пересекаются, а налоговое регулирование и контроль выступают вовсе органичным целым, ибо они есть проявления регулирующей налоговой функции. В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде системы налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т. д. Все эти действия раскрывают регулирующее назначение налогообложения в целом. Элементы налогового механизма являются в то же время относительно самостоятельными комплексами налоговых действий, и каждый из них подчиняется своим правилам организации, оценки и обобщения. В рамках каждого из элементов налогового механизма применяются Только ему свойственные приемы или техника налоговых действий. Различия методов налогового планирования, регулирования и контроля позволяют исследовать эти области как относительно самостоятельные, установить присущие им закономерности. На этой основе вырабатываются направления совершенствования налогового механизма как системы. Более того, все три элемента налогового механизма — области, суть которых предопределена не только, налоговой наукой и практикой. Так, налоговое планирование осуществляется исходя из рекомендаций обшей теории и практики планирования, маркетинга и других наук. Тем же правилам подчиняются налоговое регулирование и контроль. Большое значение для них имеют рекомендации, выработанные общей теорией управления и права.

Сформировавшийся в результате выполнения региональных программ и проектов портфель полностью законченных, пригодных для производства новых научно-технических разработок и реально существующая в настоящее время в стране экономическая ситуация, являющаяся весьма неблагоприятной для реализации инноваций, определили целый комплекс вопросов, требующих практического решения. Очень укрупненно их можно разделить на финансовые и инфраструктурные проблемы, которые будучи относительно самостоятельными в то же время тесно связаны между собой.

ляются относительно самостоятельными подмаршрутами в сфере заня-

В отличие от устоявшихся форм экономической деятельности предпринимательство характеризуется тем, что предприниматель берется за все, за что потребитель готов сегодня заплатить деньги. Товары и услуги понимаются здесь в широком смысле слова: это могут быть здания и сооружения, жилье, имущество, потребительские и промышленные товары, информация, интеллектуальный продукт (идеи, открытия, патенты и т.п.), деньги, валюта, ценные бумаги и любые другие товары, работы и услуги. Но чтобы реализовать любой из указанных товаров, надо его иметь. Этот товар предприниматель делает сам или получает, а затем реализует. Исходя из этого предпринимательство можно разделить на производственное, коммерческое и финансовое. Каждая форма имеет свою специфику, особенности и, следовательно, свою технологию. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, они пронизывают и дополняют друг друга, т.е. один вид деятельности может содержаться в другом.

Современная система международного разделения труда сопряжена с поиском оптимальной комбинации уже существующих и созданием новых производственных систем с высокой восприимчивостью к инновациям, изменению потребительских свойств продукции и обновлению ее номенклатуры. Речь идет о переходе от системы разделения труда, базирующейся главным образом на производстве готовой продукции относительно самостоятельными предприятиями, к разделению труда, основанному на формировании внутрихозяйственных и международных производственных систем. Иначе говоря, идет процесс выделения специализированных отраслей и производств с их последующим комбинированием, отражающий соединение науки с производством, углубление взаимодействия между отраслями и крупными межотраслевыми комплексами (машиностроительным, агропромышленным, топливно-энергетическим и др.), а также возрастание роли инфраструктуры, то есть всего того, что обеспечивает предпосылки для нормального функционирования современного производства.

Подобно тому как в сельском хозяйстве трудолюбие не может в полной мере компенсировать неблагоприятные природные условия, в науке и искусстве отсутствие необходимых способностей не может быть компенсировано никакими затратами труда. Талант и активность являются двумя необходимыми и относительно самостоятельными условиями творческой деятельности. Принципиально важно выделить природную ("божеискровую") компоненту творчества. Именно эта компонента объединяет те рассмотренные выше факты очень больших (на несколько порядков) различий в эффективности творческого и чисто исполнительского труда.

Корпорации стремятся к тому, чтобы сделать относительно самостоятельными подразделения НИОКР, деятельность которых сопряжена с наибольшим коммерческим риском. Для этого создаются внутренние венчурные отделы, обладающие достаточной самостоятельностью и всеми преимуществами мелких инновационных фирм. Эти подразделения имеют или матричную структуру менеджмента, или действуют как временный творческий коллектив, работающий по определенной целевой программе. В него входят научные работники, конструкторы, технологи, маркетологи, менеджеры.

Под кредитно-денежной политикой государства понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота. Относительно самостоятельными в кредитно-


Оборачиваемости материальных Оборачиваемости оборотного Оборачиваемости собственного Оборонного комплекса Оборотных инвестиций Оборотных ведомостей Оборотного водоснабжения Оборудования амортизационные Очередности строительства Оборудования инструментов Оборудования используется Оборудования коэффициент Общественно необходимых вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика