|
Отраслевых показателей
Подсистема АСПР «Сводный народнохозяйственный план» — головная функциональная подсистема АСПР, осуществляющая сводное перспективное и текущее планирование и единый контроль за ходом выполнения планов. Подсистема направляет, обобщает и координирует функционирование сводных ресурсно-балансовых, сводно-функциональных, комплексных отраслевых и отраслевых подсистем АСПР, обеспечивает организационно-методическое единство всего процесса разработки государственных планов.
В целях методического единства проектирования первой очереди АСПР были подготовлены необходимые материалы, регламентирующие порядок разработки и внедрения АСПР, состав и содержание основных проектных документов, а именно: «Основные положения по разработке технических заданий на проектирование отраслевых подсистем АСПР», «Содержание и формы представления документации технического проекта первой очереди функциональной подсистемы АСПР», «Состав и содержание эскизного проекта АСПР», «Основные методические положения построения АСПР» и др.
Важным средством повышения эффективности проектных работ является типизация решений по уровням и подсистемам АСПР. В частности, в разработанных типовых методических материалах сформулированы требования со стороны сводных подсистем АСПР к соответствующим блокам отраслевых подсистем.
Проектирование отраслевых подсистем АСПР осуществляется силами отраслевых научно-исследовательских институтов министерств и ведомств под руководством и при непосредственном участии соответствующих отделов Госплана СССР и Госпланов союзных республик. Такая организация работ по проектированию отраслевых подсистем АСПР является необходимым условием, обеспечивающим надлежащее качество и сжатые сроки проектирования.
Придавая важное значение вопросам взаимодействия АСПР и ОАСУ, Госплан СССР с целью более глубокого учета особенностей той или иной отрасли при совместном проектировании автоматизированных систем постановлением о развитии работ по созданию АСПР поручил ведомственным отраслевым институтам разработку проектов отраслевых подсистем АСПР. Для обеспечения совместного функционирования АСПР и ОАСУ разработаны и утверждены «Требования АСПР Госплана СССР к ОАСУ», которые определяют основные направления совместимости указанных систем. Прежде всего при взаимодействии АСПР и ОАСУ должны быть достигнуты методическая совместимость и четкое рас-
Программный разрез государственного плана формируется при подготовке проекта основных направлений экономического и социального развития страны на перспективу. Из сводных и комплексных отраслевых подсистем АСПР через специально формируемые межпод-системные программные блоки АСПР, в которых определяются цели и ограничения программы, в адрес АСУ министерств и ведомств — головных разработчиков комплексных производственно-технологических, научно-технических или социально-экономических программ выдается информация в виде совокупности заданий и исходных данных на разработку программы. В их состав включаются цели и задачи программы, промежуточные уровни достижения целей, альтернативные варианты путей достижения целей и предельно возможные ресурсы для разработки и реализации программы.
27 — анализ соответствия возможных вариантов политики цен и экономических нормативов сложившимся тенденциям их развития (с учетом номенклатуры отраслевых подсистем);
В разделах «Методическое обеспечение» технических проектов сводных и отраслевых подсистем АСПР представлены предложения о развитии структуры и системы показателей отдельных разделов плана, проектные схемы разработки соответствующих разделов планов экономического и социального развития СССР, изложены проектные решения о путях разработки и внедрения экономико-математических моделей подсистемы, сформулирован состав планово-экономических задач подсистемы с разделением их по очередям внедрения, описаны методы и алгоритмы решения отдельных групп задач с применением экономико-математических моделей и вычислительной техники.
Область применения экономико-математических моделей в режиме годового планирования пока невелика. В частности, в составе первой очереди АСПР Госплана СССР она представлена задачами, решаемыми с использованием натурально-стоимостного межотраслевого баланса в подсистеме «Сводный народнохозяйственный план», и оптимизационными задачами (в основном оптимизации производственной программы или использования производственных мощностей) отдельных отраслевых подсистем.
В составе методического обеспечения разработаны методические рекомендации по комплексированию задач функциональных подсистем, а также типовые методы решения ряда задач отраслевых подсистем. В составе информационного обеспечения разработаны и утверждены Госстандартом СССР общесоюзный классификатор технико-экономических показателей (ОКТЭП) и ряд других классификаторов, введен в эксплуатацию ряд важных общесистемных словарей АСПР, продолжена работа по унификации форм плановой документации.
Третий этап: выделение отдельных видов производства из предприятий и нефтедобывающих объединений и создание единых отраслевых подсистем путем концентрации отдельных видов производств и услуг во всесоюзных промышленных или научно-промышленных объединениях, подчиненных непосредственно Министерству. Новая система планово-оценочных показателей позволила установить гибкие взаимосвязи между объединением и его подразделениями, она единой цепью связала экономические интересы всей системы и направила их на улучшение конечных отраслевых показателей.
В настоящее время всего в отрасли разрабатывается около 175 тыс. нормативных показателей. Из них 165 тыс. индивидуальных норм, 50 тыс. групповых и 50 тыс. отраслевых показателей.
Совершенствование действующего сквозного показателя производительности труда (по валовой продукции) и разработка дифференцированных отраслевых ее показателей остается одной из актуальнейших экономических проблем. Необходимость и правомерность параллельного использования сквозного и специфических отраслевых показателей производительности труда в настоящее время поддерживается большинством ученых-экономистов. ,
В то же время нельзя упускать из вида, что целевой метод является тем инструментом, с пфмфшью которого могут решаться многие задачи совершенствования от-плакирования [1] . При этом программно-тцелевое не подменяет отраслевого планирования, а яв-~ его естественным развитием [2], Сегодня решение многих задач отраслевого планирования заканчивается расчетом и взаимной увязкой основных отраслевых показателей. Программно—целевое планирование предполагает дополнительно разработку комплекса мор, обео» достижение в заданные сроки каждого иоз этих . Каждый такой комплекс мер является целевой отраслевой программой. Вопросам методологии и организации разработки таких программ посвящена настоящая
Первая особенность заключается в том, что оценка природных ресурсов, а следовательно, и влияния научно-технического прогресса (НТП) на ряд отраслевых показателей носят вероятностный характер.
Состояние экономики нефтяной промышленности как в настоящее время, так и в перспективе оценивается совокупностью отраслевых показателей. В процессе перспективного планирования выявляется, что некоторые из этих показателей принимают значения, не соответствующие прогрессивным требованиям или возможностям ресурсного обеспечения. Возникающие, таким образом; технико-экономические проблемы отрасли вызваны совершенно различными причинами и различаются по своей значимости, остроте и сложности решения. Здесь возникает один из коренных вопросов программно-целевого планирования: какие отраслевые проблемы требуют программного решения?
Так, например, в области эксплуатационного бурения в качестве отраслевых показателей могут быть рассмотрены: производительность буровых установок, тыс.м/ст.~год; удельная численность работающих, чел/ст; средний дебит новых скважин, т/сут,
В свою очередь, каждый из этих отраслевых показателей целевым показателем соответствующей программы эхнического и организационного прогресса (на рис.1-I, П, Ш);
Соответственно имеем целевую программу повышения производительности буровых установок, целевую программу снижения трудоемкости буровых работ, целевую программу совершенствования методов вскрытия продуктивных пластов. Такое построение системы целей обеспечивает органическую связь между планированием отрасли и НТП. Это значит, что любые воздействия НТП будут оцениваться только посредством отраслевых показателей, что позволит определить
весомость и эффективность НТП. целевого показателя той или иной программы не может быть установлено изолированно от целевых показателей смежных программ и от внепрограммных отраслевых показателей. Только их совместное рассмотрение в рамках "Системы целевых программ" обеспечит необходимую согласованность и направленность на вып&янение целей народнохозяйственного уровня.
3. Эконометрические модели. С помощью этих моделей определяются корреляция размера продаж от изменений внешней среды предприятия, в том числе макроэкономических переменных (темпы роста ВВП, изменение учетной ставки ЦБ РФ, темпа инфляции и т.п.), а также от отраслевых показателей (состояние отрасли, уровень конкуренции в ней, емкость отраслевого рынка).
Оборудования разработке Оборудования сокращения Оборудования составляют Оборудования существенно Общественно политический Оборудования требуется Оборудования возможности Оборудования устанавливают Оборудования увеличение Оборудованием оснасткой Оборудование используемое Оборудование нематериальные Оборудование незавершенное вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|