|
Отраслевыми министерствами
Ниже излагается порядок и методика составления пятилетнего и текущего (годового) планов буровых работ в соответствии с действующими отраслевыми методическими указаниями по планированию деятельности буровых и нефтегазодобывающих предприятий.
Структура и содержание Т. нефтегазодобывающих, газодобывающих и буровых предприятий, установленные действующими отраслевыми методическими указаниями и инструкциями, соответствуют основным положениям типовых методик составления Т. соответст-
Затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, при планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции, работ, услуг группируются по статьям затрат. Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции, работ, услуг, а также порядок оценки остатков незавершенного производства и готовой продукции определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости с учетом характера и структуры производства.
3) другим способом. В отдельных организациях — горнодобывающих, в организациях с сезонным характером производства, а также по порядку включения в себестоимость продукции расходов на освоение новых производств, затрат на рекультивацию земель и восстановление их'плодородия необходимо руководствоваться отраслевыми методическими рекомендациями «По планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работа услуг)».
На основании этой типовой номенклатуры перечень статей, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг) устанавливаются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства. (Иначе: в конкретных отраслях типовая номенклатура статей затрат претерпевает изменения в связи со спецификой их производства и удельным весом отдельных видов расходов в себестоимости продукции, о чем мы говорим в следующей главе). Но любая отраслевая номенклатура статей издержек должна позволять обобщать данные издержек в рамках единой унифицированной номенклатуры.
Особенность торговли — быстрый оборот средств, выручка (в розничном звене) поступает в налично-денежной форме. В структуре основных средств также велика доля арендованных помещений и оборудования, поэтому особого внимания требует правильность заключения договоров аренды, затраты на которую составляют значительную часть издержек. Подавляющая часть оборотных средств (до 90%) вложена в товарные запасы. Имеются существенные отличия в формировании валового дохода — основного показателя деятельности — в зависимости от формы реализации товаров, применения торговых надбавок. Прибыль торговых организаций определяют как разность между валовым доходом и издержками обращения. Отнесение затрат на издержки обращения регламентируется специальными отраслевыми методическими указаниями. Есть особенности и в исчислении НДС в оптовом и розничном звене.
калькулирование себестоимости готовой продукции производится в соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями по планированию и калькулированию себестоимости, а в случае их отсутствия — в соответствии с принятой учетной политикой;
Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг), а также порядок оценки остатков незавершенного производства и готовой продукции определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства. Такие рекомендации, заметим, разработаны не для всех отраслей. В качестве примера группировки затрат по статьям процитируем «Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции», утвержденные приказом Министерства науки и технической политики РФ от 15.06.94 г. № ОР-22-2-46, согласно статье 10 которых: при планировании, учете и калькулировании себестоимости научно-технической продукции затраты группируются по следующим статьям:
«Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг), а также порядок оценки остатков незавершенного производства и готовой продукции определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.
Перспективные нормы разрабатываются на несколько лет (пятилетие и т.д.), действуют в течение этого периода и определяют удельный расход материалов в последнем году планового периода, годовые нормы рассчитываются на единицу про-"дукции или вида работ. По важнейшим видам материальных ресурсов годовые нормы расхода могут подразделяться на квартальные. Текущие нормы расхода материалов являются конкретизацией (дифференциацией) годовых и квартальных норм непосредственно на предприятиях и других подразделениях объединения с учетом конкретных условий потребления отдельных видов материалов и организационно-технических мероприятий по снижению удельного расхода материальных ресурсов, осуществляемых непосредственно на рабочих местах и в производственном процессе. По масштабу применения нормы расхода материалов бывают индивидуальные и групповые. К индивидуальным относятся нормы расхода материалов на изделие, деталь, единицу продукции или вида работ. Например, норма расхода на 1 м проходки в бурении или на одну эксплуатационную скважину в добыче нефти в отдельно взятом нефтяном районе и т. д. В практике нормирования расхода материальных ресурсов индивидуальные нормы расхода являются технически обоснованными. Групповые нормы расхода материалов рассчитываются по отрасли как средневзвешенные из индивидуальных технических норм и служат для определения потребности отрасли в материальных ресурсах. Порядок расчета индивидуальных и групповых норм расхода определяется отраслевыми методическими указаниями по отдельным видам продукции производственно-технического назначения. По назначению материала в производственном процессе нормы делятся на нормы расхода основных и вспомогательных материалов. Основные материалы составляют основу готовой продукции или выполненной работы, к вспомогательным материалам относятся предметы труда, способствующие выпуску готовой
мы реализации товаров, применения торговых надбавок. Прибыль торговых организаций определяется как разность между валовым доходом и издержками обращения. Отнесение затрат на издержки обращения регламентируется специальными отраслевыми методическими указаниями. Имеются особенности в исчислении НДС в оптовом и розничном звене. Поскольку устанавливаемые отраслям плановые задания могут включаться в план только при наличии соответствующего ресурсного обеспечения, выполняется проверка их обеспечения на основе балансовых методов. Это достигается с помощью построения системы материальных, трудовых и финансовых балансов отрасли. Поэтому балансовый метод используется в планировании как способ увеличения обоснованности плановых заданий. Они разрабатываются Госпланом СССР, Госснабом СССР, отраслевыми министерствами, в том числе Минэлектротехпромом. По охвату материальных ресурсов балансы подразделяются на однопродук-товые и многопродуктовые, по сферам применения — на отраслевые и многоотраслевые, по времени — на годовые и пятилетние.
Межотраслевые и отраслевые нормы и нормати-вы обычно разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами или соответствующими комитетами Совета Министров СССР. Такие показатели разрабатываются в тех случаях, когда на различных предприятиях отрасли или в различных отраслях имеются одинаковые условия производства. В нефтяной промышленности в качестве таких норм можно применять ГОСТы и ТУ на готовую продукцию, нормы продолжительности ремонтных циклов и межремонтных периодов, нормы штата, численности и др.
совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами разрабатывает и представляет Совету Министров СССР проекты развития отдельных отраслей, а с союзными республиками — проекты развития народного хозяйства союзных республик;
При разработке отраслевых и межотраслевых народнохозяйственных планов Госплан СССР опирается на отраслевые министерства и ведомства СССР (союзные и союзно-республиканские), которые через свои плановые органы планируют деятельность подведомственных им объединений, предприятий, организаций и учреждений. При планировании Госплан СССР осуществляет взаимодействие с Министерством финансов СССР (Минфин СССР), Госбанком СССР, Государственным комитетом СССР по материально-техническому снабжению (Госснаб СССР), Государственным комитетом СССР по ценам (Госкомцен СССР), Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам (Госкомтруд СССР), ЦСУ при Совете Министров СССР, а также с Государственным комитетом СССР по науке и технике (ГКНТ), Государственным комитетом СССР по делам строительства (Госстрой СССР), Академией наук СССР и отраслевыми министерствами, комитетами и ведомствами.
Нормативы численности рабочих для большинства объектов во всех рассматриваемых отраслях разработаны отраслевыми нормативно-исследовательскими станциями и утверждены отраслевыми министерствами.
• капитальные вложения, передаваемые отраслевыми министерствами и ведомствами в порядке их долевого участи в строительстве вузовских объектов и на приобретение учебного и научного оборудования, а также передаваемые отраслевыми министерствами и ведомствами вузам, готовящим для них специалистов и выполняющим научно-исследовательские работы;
Нормативы численности рабочих для большинства объектов во всех рассматриваемых отраслях разработаны отраслевыми нормативно-исследовательскими станциями и утверждены отраслевыми министерствами.
Нормативы численности рабочих для большинства объектов во всех рассматриваемых отраслях разработаны отраслевыми нормативно-исследовательскими станциями и утверждены отраслевыми министерствами.
Непосредственное управление предприятиями промышленности, транспортом, сельским хозяйством и строительством осуществляется отраслевыми министерствами и ведомствами. Кроме того, в Совете Министров СССР имеется целый ряд Государственных комитетов, занимающихся вопросами общесоюзного и межотраслевого значения.
Общей тенденцией в регулировании учета и отчетности в годы советской власти было постоянное усиление роли и значимости центральных органов, министерств, ведомств. Считалось, что отчетность должна была обеспечивать информационную поддержку доминировавших в то время вертикальных связей между хозяйствующими субъектами. Этим объяснялась жесткая регламентированность ее состава. Форматы отчетности разрабатывались Министерством финансов СССР и могли уточняться республиканскими и отраслевыми министерствами и ведомствами. В те годы была обычной практика внесения изменений в форматы два раза в год — в связи с утверждением годовой и квартальной отчетности.
Организациям разрешено использовать ускоренную амортизацию для развития высокотехнологичных отраслей и внедрения эффективных машин и оборудования, перечень которых устанавливается отраслевыми министерствами и ведомствами, а для не входящих в систему министерств и ведомств — местными органами исполнительной власти. При использовании такой, ускоренной амортизации предусмотрена возможность увеличения амортизационных отчислений более чем в два раза, но щ>< согласованию с региональными финансовыми органами. •, /
Оборудования сокращения Оборудования составляют Оборудования существенно Общественно политический Оборудования требуется Оборудования возможности Оборудования устанавливают Оборудования увеличение Оборудованием оснасткой Оборудование используемое Оборудование нематериальные Оборудование незавершенное Оборудование позволяет вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|